Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
Последние три десятилетия XV века представляют собой период формирования двух альтернативных стратегий развития для Церкви Московского государства. После своего окончательного оформления, они вступили в открытое противостояние друг с другом. Это впервые произошло на московском Соборе 1503 года. До сих пор история этого противостояния, не исключая и реконструкции истории Собора 1503 года, остается крайне дискуссионной, и дело усугубляется тем, что некоторые даже из наиболее важных источников не изданы до сих пор. Две стратегии были выражены двумя монашескими течениями. Во главе одного из них стоял Иосиф Волоцкий (1440—1515), во главе другого — Нил Сорский (1433—1508). Название последователей Нила Сорского, "нестяжатели", представляет собой некоторое упрощение, так как у иосифлян тоже не было личного имущества, при этом, однако, во владении их монастырей находились обширные земли. Еще более чрезмерным упрощением было бы считать, будто иосифляне относились враждебно к исихазму нестяжателей. И те, и другие были исихастами. И те, и другие ревностно относились к чистоте православной веры и поэтому вместе боролись против ереси жидовстующих, которая распространилась среди клира в 70-е годы XV века и была искоренена лишь в начале XVI века. Наконец, и те, и другие имели своих представителей при великокняжеском дворе. И конечно, и те, и другие стремились укрепить церковь Московского государства. Различия между ними лежали глубже. Иосифляне пытались усилить Церковь, расширяя ее влияние на светскую власть, а также способствуя централизации Великорусского государства. Нестяжатели, напротив, предпринимали все возможное, чтобы ограничить вмешательство Церкви в государственные дела. Они пытались препятствовать исполнению любых решений церковных властей, которые выходили за рамки канонической компетенции поместной Московской церкви, и, одновременно с этим, мягко, но настойчиво проводили курс на восстановление интеллектуальной, идеологической и, в перспективе, канонической зависимости от греков. Борьба между двумя партиями началась после Собора 1503 года, на котором присутствовали как Иосиф Волоцкий, так и Нил Сорский. В 50-х годах XVI века борьба завершилась, но вскоре началась вновь, на этот раз, приняв форму международного, политически осложненного конфликта между двумя идеологическими кружками: московским кружком царя Ивана Грозного и литовским кружком князя Андрея Курбского.
-
Содержание
- Образование монгольского государства и его завоевательная политика.
- «Батыево нашествие»: (география и хронология, характер завоевания).
- Образование Золотой Орды (территория, население и социально-экономический строй, государственная власть, религия, русская церковь и ордынские ханы).
- Установление Золотоордынского ига (сущность и формы существования) .
- Александр Невский.
- Последствия «Батыева нашествия» и его оценка в отечественной историографии.
- Орденская экспансия в Прибалтике и ее последствия.
- Социально-экономическое развитие земель Северо-Восточной Руси после «Батыева нашествия» и его особенности.
- Политические центы объединения русских земель. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы и Твери за политическое лидерство в Северо-Восточной Руси.
- Смоленское, Суздальско-Нижегородское, Ростовское, Ярославское, Рязанское княжества и их возможности в объединении Северо-Восточной Руси.
- Князь Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение.
- Сказание о «Мамаевом побоище» и «Задонщина»: общая характеристика.
- Внутренняя и внешняя политика Василия I. Слияние княжеств Владимирского и Московского.
- Феодальная война второй четверти XV века и кризис московской династии.
- Русская православная церковь в XII-XV вв., ее роль в объединительном процессе.
- Русская православная церковь и еретические движения в XIV-XV вв. (стригольники, ересь «жидовствующих»).
- От литовского государства к Великому княжеству Литовскому, Русскому и Жемайтийскому.
- Особенности социально-политического строя и административного устройства Великого княжества Литовского Русского и Жемайтийского.
- Кревская уния 1385г. И ее последствия в развитии западнорусских земель.
- Происхождение и сущность термина «Российское централизованное государство» в отечественной историографии.
- Правление Ивана III: Территориально-политическое объединение Северо-Восточной Руси.
- Правление Ивана II: Реформы и укрепление власти.
- Международное положение и внешняя политика России в 60-80-х гг. XVв.
- Теория «Москва – Третий Рим» в общественной и церковной жизни России конца XV - XVI вв.
- Особенности геополитического положения Русских земель в XV-середине XVI вв.
- Основные направления развития сельского хозяйства в XV – середине XVI вв.
- Развитие русских городов. Роль городов в XV – середине XVI вв.
- Положение российской знати в XV – середине XVI вв.
- Судебники 1497 и 1550 годов как памятники русского права.
- Церковь в политической борьбе на рубеже XV-XVI вв. (Нил Сорский, Вассиан Патрикеев, Иосиф Волоцкий: иосифляне и нестяжатели. Собор 1503 г. И его значение).
- Тюркские государственные образования на восточных окраинах России XV-первой половины XVI вв.: Казанское, Астраханское и Сибирское ханства.
- Основные черты русской государственности в начале XVI в.
- Россия в эпоху Ивана Грозного. Оценка личности и государственной деятельности царя в отечественной историографии.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Реформы 50-х годов как способ централизации.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Внешняя политика как начало имперского периода Российской истории.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Ливонская война, ее этапы и результаты.
- Россия в эпоху Ивана Грозного: Опричнина: причины, сущность, последствия. Оценка опричнины в отечественной историографии.
- Влияние золотоордынского владычества на русскую культуру и язык.
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (развитие научных знаний и образования).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (общественная мысль и публицистика).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (архитектура и изобразительное искусство).
- Русская культура второй половины XII-XVI вв. (повседневная жизнь русских людей).