logo search
ИГП все ответы,кроме 53

36. Гражданская война в сша. Закон о гомстедах. Освобождение рабов. XIII, XIV, XV поправки к Конституции.

Гражданская война. Упрочение федерации. К середине XIX в. обострились отношения между промышленными

северными штатами и рабовладельческими южными. На захваченные у индейцев территории направлялось два

потока переселенцев. Из северных штатов двигались переселенцы-фермеры. Приобретение ими земли облегчил

закон 1841 г., предоставивший право на покупку участка в рассрочку тем, кто уже обрабатывал его в течение

определенного количества лет. Из южных штатов на запад продвигались и плантаторы со своими рабами.

Столкновение интересов на западе еще более углубило противоречия между северными и южными штатами.

Отношение северной буржуазии к рабству не сразу стало однозначно отрицательным. Текстильные фабриканты

были экономически связаны с хлопковым плантационным хозяйством юга. Во многом благодаря их усилиям в

1820 г. был достигнут Миссурийский компромисс: в федерацию был принят один рабовладельческий штат (Миссури)

и один свободный (Мэн), но отныне рабовладельческие штаты не могли создаваться к северу от 36ш 30' с.ш.

Это был последний серьезный компромисс. Противоречия между севером и югом приобретали все более острый

характер.

Политика Президента А. Линкольна. Освобождение рабов. Акт о гомстедах. В 1860 г. президентом США был

избран представитель либерально-демократического крыла республиканской партии А. Линкольн - выходец из

простой фермерской семьи, решительный борец за отмену рабства. В ответ рабовладельцы южных штатов объявили

сецессию, т.е. отделение южных штатов и образование самостоятельного государства Конфедерации южных штатов.

В 1861 г. начались военные действия. Первоначально успех сопутствовал южанам, но в конечном итоге перевес

оказался на стороне более многонаселенных и экономически развитых северных штатов. Немалая заслуга в умелой

мобилизации ресурсов севера принадлежала правительству Линкольна, проявившего твердость и предприимчивость

в борьбе.

В мае 1862 г. Линкольн подписал "Гомстед-акт" - закон, предоставлявший каждому, желающему заняться сельским

хозяйством на западе, право на участок земли в 160 акров (1 акр = 4047 м2).

В сентябре 1862 г. была обнародована Прокламация о ликвидации рабства.

С 1 января 1863 г. негры на территории мятежных штатов объявлялись свободными, хотя при этом не получали ни

земли, ни политических прав.

Эти меры при всей их ограниченности укрепили позиции северян и их армии, в которой отныне не было недостатка

в добровольцах.

В феврале 1865 г. Конгресс принял XIII поправку к Конституции, отменявшую рабство по всей стране. К весне 1865 г.

войска южан были разгромлены и Конфедерация южных штатов прекратила существование. 14 апреля 1865 г. во

время торжества по случаю победы президент Линкольн был предательски убит заговорщиками.

"Реконструкция Юга". По плану, принятому Конгрессом, бывший мятежный юг был разделен на пять военных

округов (1867г.) В них вводилось военное управление. Руководством для военной администрации служила XIV

поправка к Конституции (1868 г.) о равенстве перед законом всех граждан США (исключение составляли индейцы и

были временно ограничены в правах участники мятежа).

Большое значение имела вступившая несколько позже в законную силу (в 1870 г.) XV поправка к Конституции

о предоставлении избирательных прав всем лицам мужского пола вне зависимости от цвета кожи. Военное

управление могло быть упразднено в том или ином южном штате только после принятия им XV поправки.

Усилиями прогрессивно настроенной части военной администрации из радикальных республиканцев было немало

сделано для улучшения положения негров. Однако полного коренного изменения их участи не произошло. Земли

мятежников-плантаторов в основном не были конфискованы. В результате расисты сохранили экономическую

власть. Им удалось ввести в южных штатах так называемые черные кодексы, обязывающие бывших рабов поступать

в "обучение" к своим бывшим хозяевам, что, по существу, означало сохранение режима жесточайшей эксплуатации.

Большинство негров было превращено в арендаторов-издольщиков. Ставились почти непреодолимые препоны для

приобретения неграми земли, занятия интеллектуальной деятельностью и т.д.

Лишившись государственной власти, бывшие рабовладельцы широко использовали внесудебную расправу

(суды Линча, нелегальные террористические организации типа ку-клукс-клана и т.п.). Тем не менее, начиная с 1872г.,

военная администрация на юге начала постепенно упраздняться, а в 1877 г. из южных штатов были выведены

общефедеральные войска. Это развязало руки расистам. В 1881 г. в штате Теннеси был принят нормативный акт,

известный как закон Джима Кроу, согласно которому негры должны были пользоваться отдельными от белых

вагонами. Подобные же унизительные для человеческого достоинства законы о расовой сегрегации вводились и

в других южных штатах. В частности, предусматривалось раздельное обучение белых и цветных детей. Во многих

южных штатах были приняты поправки к избирательным законам, вводившие новые цензы грамотности, проверки

на понимание смысла конституции, оседлости, вводились специальные избирательные налоги и т.д. Верховный суд

признал соответствующими Конституции законы, устанавливающие "раздельные, но равные возможности для белых

и цветных".

И все же, несмотря на сохранение расовой дискриминации, огромно значение достигнутой победы. Рабство было ликвидировано. Сложились благоприятные условия для дальнейшего, еще более интенсивного развития экономики. Государственный строй, установленный Конституцией 1787 г., выдержал испытание на прочность. Укрепление федерации в свою очередь способствовало превращению США в мощную индустриально-аграрную державу.

37. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Законы 1933 — 1935гг. В XX в. в деятельности американского государства появились новые направления. Одним из них стало регулирование экономики и социальных отношений. Необходимость в таком регулировании была окончательно осознана в 30-е гг., когда страну поразил исключительной силы экономический кризис, охвативший все основные капиталистические страны. В США промышленное производство понизилось до 56%, национальный доход сократился на 48%, обанкротилось 40% банков, что лишило миллионы рядовых американцев их скромных сбережений. Около 17 млн. человек потеряли работу. Находившееся в этот период у власти правительство президента Г. Гувера, надеясь на постепенный стихийный выход из кризиса, ничего существенного не предпринимало. Между тем социально-политическая обстановка обострялась: следовали один за другим голодные походы, демонстрации, другие формы протеста. В таких условиях на очередных президентских выборах 1932 г. победил Франклин Делано Рузвельт - кандидат от демократической партии. Новый президент выступил с развернутой программой по выходу из кризиса, получившей известность как "Новый курс". Реализация программы началась почти одновременно во всех важнейших областях экономических и социальных отношений. Чтобы стабилизировать денежную систему, был запрещен вывоз золота за границу, проведена девальвация доллара, укрупнена банковская система, в результате крупнейшие банки получили из казны значительные кредиты и субсидии. Оздоровление промышленности возлагалось на специально создаваемое учреждение - Национальную администрацию восстановления промышленности. В соответствии с законом о восстановлении национальной экономики от 16 июля 1933 г. вся промышленность была разделена на 17 групп. Деятельность каждой из них регулировалась составленными в срочном порядке нормативными актами - кодексами честной конкуренции, определявшими квоты выпускаемой продукции, распределение рынков сбыта, цены, условия кредита, продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т.д. Для сельского хозяйства учреждалась ^ Администрация регулирования сельского хозяйства, наделявшаяся на основании закона об улучшении положения в сельском хозяйстве от 12 мая 1933 г. правом регулирования цен на продукцию сельского хозяйства и доведения их до уровня 1909-1914 гг. Это осуществлялось путем оплачиваемого сокращения посевных площадей и поголовья скота (уменьшение товарной массы должно было поднять цены до уровня, обеспечивающего рентабельность средних и даже мелких ферм, чтобы предотвратить их разорение). В целях уменьшения безработицы, снижения ее негативных последствий принимаются экстраординарные меры. Руководство осуществлением этих мер возлагается на Федеральную администрацию чрезвычайной помощи, замененную вскоре Администрацией развития общественных работ. Безработных направляли в создаваемые специальные организации ("трудовые лагеря"), занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и т.д. Проведение "Нового курса" потребовало мобилизации значительных денежных ресурсов, которые оказались (важнейший фактор успеха) в распоряжении правительства Рузвельта. В это время наметился важный сдвиг в развитии трудового и социального законодательства, которое носило, по существу, фрагментарный характер. Более того, большинство дел, связанных с отношениями между работником и работодателем (нанимающимся и наймодателем), рассматривались судами на основе общих принципов обязательственного права, не учитывающих фактическое социально-экономическое неравенства сторон в договоре. Законом ^ Норриса Лагардия (1932 г.) несколько сужалось право судов издавать так называемые судебные предписания по поводу трудовых конфликтов, что фактически давало возможность судам по своему усмотрению срывать любую забастовку. Этот закон запрещал предпринимателю заставлять рабочих подписывать контракты, обязывающие их не вступать в профсоюз. В 1935 г. был принят закон Вагнера, ставший важной вехой в развитии трудового законодательства США. Впервые в общефедеральном масштабе легализовалась деятельность профсоюзов. При этом запрещалось уголовное преследование трудящихся за создание профсоюзов и участие в легальных забастовках; предприниматели обязывались заключать с профсоюзами коллективные договоры и не принимать на работу лиц, не состоящих в профсоюзах, подписавших коллективный договор; признавалось право на забастовки, если нарушались предписания закона. Для контроля за выполнением закона создавалось Национальное управление по трудовым отношениям. Его руководящий состав назначался президентом с одобрения сената. При обнаружении незаконных действий в трудовой практике Управление оформляло дело для передачи его в суд. Лица, препятствовавшие работе Управления, подлежали по суду наказанию штрафом до 5000 долл., или тюремному заключению до одного года, или одновременно обоим видам наказания. В 1935 г. был принят закон о социальном обеспечении, явившийся первым в истории США общефедеральным нормативным актом такого рода. Создавалось Управление по социальному страхованию. Отныне пенсии по старости выплачивались гражданам США, отвечавшим определенному цензу оседлости и достигшим 65-лет, при условии "...если его общий заработок, как это будет установлено Управлением, за период с 31 декабря 1936 г. и до достижения им возраста 65 лет не превысит 3000 долл. Выплачиваемая ему ежемесячно пенсия будет равняться 1/2 от суммы его вышеупомянутого общего заработка..." Для формирования пенсионного фонда в дополнение к другим налогам устанавливался новый ежегодный налог на индивидуальные доходы работающих по найму в размере 1% с последующим повышением на 0,5% через каждые три года. Для предпринимателей в дополнение к ранее существовавшим налоговым обложениям вводился налог в размере 1% общей суммы выплаченной им зарплаты, через каждые следующие три года налог повышался на 0,5%. В 1938 г. был принят закон о справедливом найме рабочей силы, фиксирующий максимальную продолжительность рабочего времени для некоторых групп трудящихся и минимум зарплаты. В итоге "Новый курс", являвшийся прямым массированным вторжением государства в сферу социально-экономических отношений и включавший значительные элементы регулирования, способствовал смягчению проявлений кризиса. ^ Ревизия "Нового курса". По мере выхода из кризиса корпорации через Верховный суд стали добиваться отмены законодательства "Нового курса". В целях смягчения будущих кризисных явлений стали широко внедряться новые виды государственного регулирования, реализуемые с помощью финансово-экономических средств. После окончания Второй мировой войны произошел отход от завоеванных позиций в области трудового законодательства. В 1947г. был принят закон Тафта - Хартли, формально в качестве поправки к закону Вагнера, а фактически отменивший его важнейшие положения. Этот закон затруднял ведение стачечной борьбы. Так, предупреждение о намечаемой забастовке должно последовать за 60 дней до ее начала. Президент наделялся правом в любой момент приостановить забастовку на 80 дней (так называемый "охладительный период"). Государственным служащим запрещалось участие в забастовках. Не допускались стачки солидарности, стачки, "создающие угрозу национальным интересам страны". Отменялась практика "закрытого цеха". Предприниматели получили право взыскивать по суду убытки, причиненные забастовкой, выходящей за рамки, предписанные законом. Устанавливался контроль за профсоюзными средствами, которые запрещалось использовать для достижения каких-либо политических целей. Были приняты и другие законы, в той или иной мере ограничивающие права профсоюзов. В первое послевоенное десятилетие усилилась законодательная деятельность и в другой области. В 1950 г. был принял закон Маккарэна - Вуда, по которому создавалось Управление по контролю за подрывной деятельностью. Ему предоставлялось право "...определять, является ли та или иная организация коммунистически действующей организацией или организацией коммунистического фронта. Такие организации подлежали обязательной регистрации в министерстве юстиции, а их члены фактически ограничивались в гражданских правах. Отказ от регистрации предусматривал достаточно жесткие санкции. В случае объявления "чрезвычайного положения" президент получал право с согласия министра юстиции отдавать распоряжение о задержании и интернировании любого лица, если имелось "...разумное основание полагать, что это лицо "может потенциально представлять угрозу для национальной безопасности США. Вскоре были приняты и другие аналогичные законы. На их основе, а также на основе исполнительных приказов №9835 и 10450 была развернута кампания по "проверке лояльности", в ходе которой преследованию подверглись не только коммунисты, но и просто демократически мыслящие интеллигенты. Впоследствии эта кампания была в основном прекращена.

38. Государственный строй США в XX веке. Конституционный прецедент и новые поправки к конституции. Основные тенденции государственно-правового развития. К началу XX в. США становятся крупнейшей мировой державой с собственной колониальной империей. Во многом благодаря чрезвычайно благоприятным природным, демографическим, внешнеполитическим условиям, а также энергии и предприимчивости народа, они выходят на первое место в мире по основным экономическим показателям. Население страны многократно увеличилось в немалой степени за счет эмигрантов, прежние отечества которых тратили средства на их воспитание, образование, здоровье, а новое пожинало плоды трудов достигших зрелого возраста людей. Мировые войны, в которых участвовала страна, фактически не затронули ее территории. Из этих войн она вышла еще более усилившейся как в экономическом, так и в военном отношении. Уже после Первой мировой войны США из страны-должника превратились в страну-кредитора. За это время американская экономика претерпела важные структурно-социальные преобразования. Еще в конце XIX в. господство в американской экономике перешло к крупнейшим финансово-промышленным корпорациям, присваивавшим большую часть национального дохода. Впрочем, это не сдерживало развития мелких и средних промышленных, сельскохозяйственных и торговых предприятий. Значительная, но рациональная интенсификация труда в условиях начавшейся в середине 50-х гг. научно-технической революции позволила правящему классу пойти на уступки трудящимся в их борьбе за свои социально-экономические и политические права. Все это в совокупности повлияло на развитие американской государственности, которое носило фактический характер и не меняло основ конституционной структуры. По своему содержанию это развитие воплощает почти все наиболее характерные, типичные черты эволюции современных либерально-демократических государств. Оно определяется по меньшей мере несколькими принципиальной важности тенденциями, которые взаимодополняют и уравновешивают друг друга. Изменения в избирательной системе. Начиная с 20-х гг. заметней стала прогрессивная тенденция, которая проявилась в дальнейшей демократизации избирательной системы.В 1920 г. женщинам было предоставлено право голосовать и быть избранными наравне с мужчинами (^ XIX поправка к Конституции).В 1961 г. избиратели столичного округа Колумбии получили право участвовать в выборах президента и вице-президента США (XXII поправка к Конституции).В 1964 г. запрещается ограничивать избирательные права граждан по причине неуплаты ими налогов, включая налог по выборам (^ XXIV поправка).Несколько раньше, в 1962 г., признается необходимость изменения избирательных округов с тем, чтобы в каждом из них было приблизительно одинаковое число избирателей. Такое изменение было тем более обоснованным, что по действующей в США мажоритарной системе выборов избранным считается кандидат, получивший относительное большинство голосов в округе.В 1971 г. избирательные права предоставляются всем гражданам, достигшим 18-летнего возраста (^ XXVI поправка к Конституции) На основе общефедерального законодательства демократизировались избирательные законы в отдельных штатах. Хотя проведенные преобразования не устранили все архаические цензы, действующие в отдельных штатах, тем не менее, избирательное право стало в основном равным и всеобщим. Заметные успехи достигнуты и в области выравнивания других гражданских прав белых и цветных. В 60-70-х гг. принимаются законы против расовой дискриминации в сфере образования, бытового обслуживания, трудовой деятельности.Изменения в партийной системе. Демократические преобразования во многом стимулировали совершенствование партийной системы, с помощью которой традиционно обеспечивалось кадровое комплектование органов власти и управления представителями господствующей элиты. Организационная структура сложившейся еще в XIX в. двухпартийной системы (республиканцы - демократы) была сориентирована на удовлетворение требований избирательных кампаний. Основным звеном партийной организации явились комитеты избирательных участков, а формально высшими органами – национальные партийные комитеты и национальные партийные конвенты (съезды), хотя многие вопросы определяют частные или юридические лица, оказывающие партиям негласную, но весьма значительную финансовую помощь несмотря на то, что это в той или иной мере запрещено. Юридической регламентации подверглись финансовые и структурные основы партийной деятельности. Немаловажную роль в этом сыграли конституции отдельных штатов, избирательные законы, а также решения судов, обладающих правом конституционного надзора. Однако негласное финансирование партий отдельными лицами и корпорациями продолжается. Причем нередко они направляют средства представителям обеих партий одновременно.Принципиальные различия между демократами и республиканцами в основном исчезли спустя некоторое время после окончания войны между Севером и Югом. Тем не менее, накал избирательной борьбы между ними сохранился, поскольку каждая партия выражает интересы соперничающих в борьбе за власть группировок, доминирующих в экономике и политике. Борьба за рядового избирателя побуждает партийных руководителей выступать с разоблачениями своих оппонентов в коррупции и других противоправных действиях. Но фактическая монополия двухпартийной системы с ее опорой на средний класс лишает другие общественные организации каких-либо надежд на успех в ходе выборов и соответственно минимизирует демократизацию избирательного права.Основные изменения в государственном механизме. Другая заметная тенденция связана с диффузией источников формирования государственной политики. Здесь все большую роль начинают играть различные предпринимательские союзы и другие подобные им объединения, известные как группы давления. В середине XX в. их насчитывалось более трех тысяч, и затем наметилось уменьшение их количества за счет укрупнения. Наиболее значительными среди них продолжают оставаться Национальная ассоциация промышленников, объединяющая около 70% промышленных компаний, и Торговая палата. Эти объединения выполняют как экономические, так и политические функции. На основе прогнозов экономического и социально-политического развития, составляемых высококвалифицированными специалистами, эти объединения готовятт меморандумы, рекомендации и даже основные тезисы будущих законопроектов, которые направляются президенту, конгрессу, властям штатов. Данные документы не являются обязательными для государственных властей, но последние в своей политике учитывают требования "большого бизнеса". Крупнейшие корпорации используют и другие каналы воздействия на государственные власти. Еще одна важная тенденция, особенно ощутимо заявившая о себе после окончания войны Севера и Юга, связана с централизацией государственной власти. В настоящее время этот процесс приобрел более завуалированные формы. Вследствие противодействия штатов, отстаивающих свои конституционные права, названная тенденция стала и в немалой степени противоречивой. Важным проявлением централизации явилось расширение правомочий общефедеральной власти во главе с президентом, хотя и здесь имеются некоторые новации:XX, XXII, XXV поправки к Конституции законодательно ограничили время пребывания одного лица на посту президента двумя сроками, а для лица, "...занимающего пост президента или исполняющего его обязанности в течение двух лет из того срока, на который президентом было избрано другое лицо", только одним сроком;вице-президенту, при определенных условиях, предоставлялось право замещения должности президента.Усиление исполнительной власти сопровождалось созданием разветвленного аппарата управления, состоящего из наемных служащих-профессионалов. До XX в. чиновничий аппарат США был сравнительно невелик, и этим США отличались от бюрократизированных государств континентальной Европы. Но в XX в. президент имел под своим началом большой бюрократический аппарат управления, компетенция которого распространялась на важнейшие сферы жизни страны. К этому времени в США действовали три типа государственных учреждений:департаменты (министерства), возглавляющие отдельные отрасли управления (первые департаменты были созданы еще в XVIII-XIX вв.; в XX в. они изменились количественно и качественно - значительный аппарат чиновников выполнял большую часть государственной работы); национальные агентства - учреждения, близкие по значению министерствам, но не имеющие статуса таковых;многочисленные и разнообразные временные комиссии, бюро, советы, коллегии, администрации, создаваемые на время для выполнения определенных задач, нередко имеющих жизненно важное значение для страны.Существенным был вопрос и о порядке назначения высших должностных лиц. В соответствии с Конституцией назначение президентом глав департаментов, послов и некоторых других высших должностных лиц требует предварительного согласия сената. Назначение всех других федеральных чиновников предполагает их последующее утверждение сенатом. Замещение второстепенных постов сенат может доверить президенту. На практике роль президента в этом процессе оказывается более значительной. Этому косвенно содействовало установившееся еще в XIX в. деление аппарата управления на гражданскую службу, состоящую из несменяемых чиновников-профессионалов, и правительственную службу, состоящую из высших должностных лиц, назначаемых вновь пришедшим к власти президентом и уходящих со своих постов вместе с ним. Согласно американскому прецеденту, президент, назначая таких должностных лиц, вправе рассматривать их не более как своих доверенных советников. Соответственно на образуемые ими коллегиальные органы не возлагается солидарной ответственности. Эти лица считаются доверенными президента и несут ответственность перед ним.Но развитию государственного управления были присущи и иные черты. Государственные службы оказались вне действенного государственно-правового контроля. Такое положение во многом обусловливалось и отсутствием в США административных судов и прокурорского надзора. Возмущение общественности коррупцией, злоупотреблением властью и некомпетентностью части государственного аппарата вынудило Конгресс заняться его реформированием. Первые шаги в этом направлении были сделаны еще в XIX в.Закон о гражданской службе Пендлтона (1883 г.) установил принципы комплектования федеральных государственных служб. Предусматривались открытые конкурсы - экзамены на замещение государственных должностей, было запрещено увольнять чиновников по политическим мотивам. Контроль за выполнением закона возлагался на создаваемый "независимый" орган - комиссию гражданской службы. Во многом благодаря этому закону и принятым много позже нормативным актам в США не сложилась жестко корпоративная каста чиновников. Появилось немало высококвалифицированных гражданских специалистов по государственному управлению. Но это не привело к исчезновению "системы добычи". Не выполнялся и принцип недопустимости увольнения по политическим мотивам.В 1939 г. закон Хэтча "О политической деятельности" запретил государственным служащим участвовать в "политических кампаниях". В 1947г. исполнительный приказ № 9835 президента Г.Трумэна обязывал комиссию гражданской службы проверять политическую благонадежность кандидатов на государственные должности. Еще более ужесточил эту практику исполнительный приказ № 10450 президента Д. Эйзенхауэра (1953 г.) "О проверке политической благонадежности и лояльности государственных служащих", предусматривавший возможность их досрочного увольнения. Впоследствии эти приказы перестали применяться, но результаты их воздействия сказываются и в настоящее время.В структуре государственного управления проявилась особенность, обусловленная федеративным устройством США. В стране не сложилось формально единой государственной службы. Каждый штат имеет свой административный аппарат управления, что не означает его фактической общегосударственной разобщенности. Распоряжения президента и глав общефедеральных ведомств выполняются, чему способствуют находящиеся в их распоряжении различные средства давления.В середине XX в. особую значимость приобрели такие учреждения, как ФБР, ЦРУ, Совет национальной безопасности, Министерство обороны. История показала, что президенты, опираясь на них, имеют возможность принимать важные государственные решения, превышая при этом правомочия, предоставленные им Конституцией, особенно в такой сфере, как вопросы войны и мира. Не считаясь с Конституцией, президенты неоднократно отдавали приказы о ведении военных действий за границей. Весьма авторитарно проявила себя исполнительная власть и внутри страны. В этом отношении показательно ее вторжение в область законодательства. Посредством так называемых исполнительных приказов президенты приобрели право на "делегированное законодательство". Вместе с тем усиление исполнительной власти не означает чрезмерной подмены ею других ветвей. Законодательная и судебная власти остаются важным звеном системы "сдержек и противовесов". В этом качестве особое значение имеют финансово-бюджетные права Конгресса, возможность судебного обжалования административных распоряжений, утверждение сенатом представленных президентом кандидатур на занятие должностей, право импичмента.