Централизация страны. Сегунат Токугава.
В последней четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэтоми Хидееси(1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформыбыла осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформойв стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием. Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.
Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов(1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.
В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества. Она получила названиеси-но-ко-се. Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома(букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы, заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.
К середине XVII в. сложилась новая центральная администрация, сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составлялоправительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составлялиначальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важнейшими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ведомств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган – гоебэя(названный так по залу, где проходили заседания).
Каждое княжество представляло собой самостоятельную административную единицу, в которой было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы(мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь основными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты волостей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занимались водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.
Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.
Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.
Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна –сесидай(с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.
Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» почтения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согласованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с невестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автономное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.
Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.
Исторически сформировавшееся двоевластие – императора и сегуна – составляло наиболее своеобразную черту феодальной монархии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневековым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, наступил и государственно-политический кризис власти.
- О.А. Омельченко
- Предисловие
- Введение § 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права.
- Историческое в праве.
- Методология истории права.
- Системы права.
- Периодизация истории государства и права.
- § 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний.
- Начало научной истории права и государства.
- Историческая школа права.
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии.
- Сравнительно-историческая школа.
- Изучение истории государства и права в России.
- Современное состояние историографии.
- § 3. Становление государственной организации и права Проблема возникновения государства и права.
- Формирование политико-правового сообщества.
- Протогосударство – чифдом.
- Раннее государство.
- Раздел I. Государство и право древнего востока
- § 4. Образование древнейших государств на Ближнем Востоке § 4.1. Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств.
- Эволюция раннемонархического государства.
- Организация государственной администрации.
- § 4.2. Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории.
- Система государственной администрации.
- Военная организация.
- Суд и законы.
- § 4.3. Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства.
- Организация власти.
- § 5. Образование древнейших государств в Восточной Азии § 5.1. Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения.
- Государственная организация державы Маурьев.
- Социально-правовой строй.
- Принципы государственного правления.
- § 5.2. Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности.
- Власть и управление в империи Цинь.
- Доктрина легизма.
- § 6. Древневосточная монархия Монархия и деспотизм.
- Особенности исторического происхождения.
- Религиозное содержание власти.
- Полномочия монарха.
- Образ идеального правителя.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии.
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Социально-правовой строй.
- Брачно-семейное право.
- Торговое и обязательственное право.
- Преступления и наказания.
- § 8. Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность.
- Источники права.
- Законодательство Моисея.
- Семейно-брачное право.
- Имущество и обязательства в праве.
- Уголовное право и суд.
- Раздел II. Государство и право античного мира
- § 9. Формирование древнегреческой государственности § 9.1. Становление политического общества в Древней Греции Протогосударства Крито-Микенского мира.
- Дорийское завоевание: начало нового строя.
- Становление полисной организации.
- § 9.2. Спартанское государство
- Становление Спартанского государства.
- Реформы Ликурга.
- Организация власти и управления.
- § 9.3. Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса.
- Реформы Солона.
- § 10. Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия.
- Должностные лица.
- Финансовая система.
- Суды в системе народовластия.
- Деформация Афинской демократии.
- Полис и демократия.
- § 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии
- Семейный уклад.
- Регулирование имущественных и торговых отношений.
- Развитие законодательства.
- Закон и право.
- § 12. Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы.
- Государственный строй империи.
- Государства эллинистического мира. Распад империи.
- Греко-египетское право.
- § 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса.
- Военно-родовой строй.
- Ранняя государственная организация.
- Переход к военно-республиканскому строю.
- Борьба патрициев и плебеев.
- § 14. Государственный строй Римской республики От полиса к империи.
- Народные собрания.
- Система магистратур.
- Римская армия.
- Идеал смешанного правления.
- § 15. Государственный строй Римской империи Кризис республики и становление монархии.
- Государственная организация принципата.
- Переход к новым формам монархии.
- Система управления при доминате.
- Провинциальная организация империи.
- Военная организация империи.
- § 16. Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство.
- Гражданство и сословия.
- Неполноправные категории жителей.
- Несвободное население.
- § 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы.
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала.
- Основы общественно-юридического быта.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 18. Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство.
- Римская юриспруденция.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- § 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права.
- Брачно-семейное право.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 20. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права.
- Формирование специальных уголовных судов.
- Процесс в суде присяжных.
- Уголовная юстиция в империи.
- § 21. Кодификация римского права Начало систематизации права.
- Разработка Свода Юстиниана.
- Corpus juris civilis.
- Право и Закон в римской юриспруденции.
- Раздел III. Государство и право средних веков
- § 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен.
- § 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство.
- Остготское королевство.
- Франкское государство Меровингов.
- § 22.2. Франкская империя Каролингов Формирование нового государства.
- Государственная организация империи.
- Законодательство империи.
- Распад Франкской империи.
- Раннефеодальная государственность.
- § 23. Варварские правды Оформление писаного права германских народов.
- Общественно-юридический быт.
- Судебное право.
- Преступления и наказания.
- § 24. Формирование правовых институтов феодального строя Социальная сущность феодализма.
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости.
- Коммендация. Ранние формы пожалований.
- Феодальный иммунитет.
- Вассалитет.
- § 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств.
- Начало феодализации общества.
- Ранняя государственная организация.
- Англосаксонские законы.
- Датское завоевание.
- § 26. Развитие феодальной государственности в Англии § 26.1. Ленная монархия XI – XIII вв. Образование новой монархии.
- Усиление королевской власти.
- Реформы Генриха II.
- § 26.2. Сословная монархия XIII – XV вв. Сословный строй.
- Великая хартия вольностей.
- Изменения системы власти и управления.
- § 26.3. Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв. Политическая централизация.
- Абсолютизм и церковь.
- Королевская администрация.
- Политическая доктрина абсолютизма.
- § 27. Становление английского парламента Возникновение парламента.
- Состав парламента. Начало избирательного права.
- Компетенция парламента.
- Корона и парламент.
- § 28. Развитие феодальной государственности во Франции § 28.1. Ленная (сеньориальная) монархия х – XIII вв. Становление Французского королевства.
- Формирование королевской администрации.
- Реформы Людовика IX.
- § 28.2. Сословная монархия XIV – XV вв. Укрепление королевской власти.
- Генеральные штаты.
- Государственная администрация.
- § 28.3. Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в. Национально-политическое объединение.
- Централизация государственной системы.
- «Регулярная монархия» Ришельё.
- § 29. Развитие феодальной государственности в Германии § 29.1. «Священная Римская империя германской нации» Становление германской государственности.
- Организация ленной монархии.
- Политическое дробление империи.
- Государственная система империи XIV – XV вв.
- § 29.2. Развитие территориальной государственности: Пруссия
- Формирование Прусского государства.
- Становление абсолютизма в Пруссии.
- § 30. Развитие государственной организации в Италии: города-республики Средневековые государства в Италии.
- Формирование Флорентийской коммуны.
- Государственная организация Флоренции.
- Развитие Венецианской республики.
- Институты власти в Венеции.
- § 31. Развитие феодальной государственности в Испании Формирование испанских государств.
- Ранняя монархия.
- Сословная монархия.
- Утверждение абсолютизма.
- § 32. Формирование феодальных государств у славянских народов Славяне в I тысячелетии.
- Становление Польского государства.
- Развитие чешской государственности.
- Болгарское царство.
- Югославянские государства.
- § 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе Государство и самоуправление.
- Общинное самоуправление.
- Становление земского самоуправления.
- Городское самоуправление.
- Профессионально-сословное самоуправление.
- § 34. Римское право в средневековой Европе
- Римское право в варварских королевствах.
- Возрождение римского права. Глоссаторы.
- Комментаторы (постглоссаторы).
- Римское право на пороге Нового времени.
- § 35. Формирование судебно-правовой системы Англии Становление юстиции «общего права».
- Принципы «общего права».
- Суд канцлера («справедливости»).
- Право справедливости.
- § 36. Развитие французского права в х – XVII вв. Формирование феодальных кутюмов.
- Кутюмное право.
- Королевская юстиция. Парламенты.
- Королевское законодательство.
- § 37. Развитие германского права в х – XVI вв. Становление общеимперского права.
- «Саксонское Зерцало»
- Феодальный суд.
- Уголовное уложение Карла V.
- § 38. Становление права славянских народов
- Развитие польского права.
- Чешское земское право.
- «Законник» Стефана Душана.
- § 39. Городское право средневековой Европы Становление городского права.
- Городской строй и статус граждан.
- Имущественные отношения и коммерческое право.
- Уголовное право.
- § 40. Каноническое право римской католической церкви Формирование церковной организации.
- Становление и систематизация церковного права.
- Церковная юстиция.
- Брачно-семейное право.
- § 41. Государственность Византийской империи
- Становление и развитие имперского государства.
- Императорская власть.
- Административная система.
- Имперская бюрократия.
- Местное и военное управление.
- Государство и церковь.
- Кризис и падение Византии.
- § 42. Эволюция социально-правового строя Византии
- Сословный строй.
- Зависимое население.
- Крестьянская община. «Земледельческий закон».
- Государственный феодализм.
- § 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства.
- Суд и судопроизводство.
- Изменения в частном праве.
- Уголовное право.
- § 44. Военно-феодальные империи средневековой Азии § 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи.
- Организация власти и управления.
- Судебная система.
- § 44.2. Монгольская военно-кочевая империя Формирование Великого монгольского государства.
- Военно-политическая система.
- Гражданская администрация.
- § 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности.
- Система власти н управления.
- Военно-ленная система.
- Местное управление.
- § 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы.
- Канун-наме (кодексы).
- Организация юстиции.
- Гражданские и имущественные отношения.
- Брачно-семейное право.
- Уголовное право.
- § 47. Развитие феодального государства в Японии
- Формирование японской государственности.
- Феодально-ленная система. Сёгунат.
- Централизация страны. Сегунат Токугава.
- § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё) Формирование древнего права.
- Административное право.
- Судопроизводство.
- Уголовное право.
- Брачно-семейное право.
- § 49. Становление международного права
- Право войны.
- Международный договор.
- Дипломатическое право.
- Оглавление