Система власти н управления.
Своеобразие исторического пути становления турецкой государственности: от военно-кочевой империи к централизованному государству, влияние византийской и арабской государственных традиций, религиозно-политический дух мусульманства – отразилось на той форме, которую она приняла в сложившемся виде. Практически с момента своего государственного определения (XV в.) Османская империя приняла видабсолютной монархии. Особые черты турецкого абсолютизма определялись особенностями военной системы, а также традиционной восточной организацией государственной администрации.
Власть султана (официально он именовался падишахом) была политической и юридической осью государства. Согласно закону, падишах был «устроителем духовных, государственных и законодательных дел», ему в равной степени принадлежали и духовно-религиозные, и светские полномочия («Обязанности имама, хатиба, государственная власть – всё принадлежит падишаху»). По мере укрепления Османского государства правители принимали титулы хана (XV в.), султана, «кайсера-и Рум» (по византийскому образцу), худавендиляра(императора). При Баязиде императорское достоинство было даже признано европейскими державами. Султан считался главой всех воинов («мужей меча»). В качестве духовного главы мусульман-суннитов он имел неограниченное право карать своих подданных. Традиция и идеология налагали на власть султана чисто морально-политические ограничения: государю следовало быть богобоязиенну, справедливу и мудру. Однако несоответствие правителя этим качествам не могло служить основанием для отказа в государственном повиновении: «Но если он не таков, то народ обязан помнить, что халиф имеет право быть несправедливым».
Наиболее важным отличием власти турецкого султана от халифата было изначальное признание за ним законодательныхправ; в этом отразилась тюркско-монгольская традиция власти. (По тюркской политической доктрине, государство было только политической, а не религиозно-политической общностью народа; поэтому власть султана и духовных авторитетов сосуществуют при главенстве первого – «царство и вера».) После взятия Константинополя была воспринята и традиция коронации: опоясания мечом.
Турецкая монархия держалась принципа родового наследия трона. Женщины безусловно исключались из числа возможных претендентов («Горе народу, которым управляет женщина», – говорилось в Коране). До XVII в. правилом был переход трона от отца к сыну. Законом 1478 г. не только дозволялось, но и предписывалось во избежание междуусобиц тому из сыновей, кто наследует трон, убить своих братьев. С XVII в. установился новый порядок: престол наследовал старший по возрасту из династии Османов.
Важной частью высшей администрации был двор султана(уже в XV в. он насчитывал до 5 тыс. слуг и управителей). Двор подразделялся на внешнюю (султанскую) и внутреннюю части (женские покои). Внешнюю возглавлял управитель (глава белых евнухов), который был практически министром двора и распоряжался имуществами султана. Внутреннюю – глава чёрных евнухов, который был особо приближенным к султану.
Центральная администрация империи сложилась в основном в сер. XVI в. Её главной фигурой был великий визирь, пост которого был учреждён с самого начала династии (1327). Великий визирь считался как бы государственным заместителем султана (к религиозным вопросам он касательства не имел). Он всегда имел доступ к султану, в его распоряжении была государственная печать. Великий визирь практически располагал самостоятельными государственными полномочиями (кроме законодательных); ему подчинялись местные правители, воинские начальники и судьи.
Кроме великого, высший круг сановников составляли простые визири(число их не превышало семи), обязанности и назначение которых определял султан. К XVIII в. визири (считавшиеся как бы заместителями великого визиря) обрели устойчивые специализированные полномочия: визирь-кийяши был делопроизводителем великого визиря и уполномоченным по внутренним делам, реис-эфендиведал иностранными делами, чауш-башиначальствовал низшим административным и полицейским аппаратом, капудан– флотом и т. д.
Великий визирь и его помощники составляли великий имперский совет – Диван. Это был совещательный орган при великом визире. С начала XVIII в. Диван стал и непосредственно исполнительным органом, своего рода правительством. В него также входили двое кадиаскеров(верховных судей войска, ведавших вообще юстицией и просвещением, хотя и подведомственных духовной власти), дефтердар(правитель финансового ведомства; позднее их также стало несколько), нишанджи(правитель канцелярии великого визиря, первое время ведавший и иностранными делами), командующий военной гвардией – корпусом янычар, высшие военные начальники. Вместе с канцелярией великого визиря, управлениями дел кадиаскеров, дефтердаров, все это составляло как бы единую администрацию – Высокие врата(Баб-и али)*.
* По французскому эквиваленту (врата – la porte), администрация получила название Порта, позднее перенесенное на всю империю (Оттоманская Порта).
При султане существовал и совещательный Высочайший Советиз членов дивана, министров дворца, высших военачальников и, обязательно, наместников отдельных областей. Собирался он от случая к случаю и никаких определенных полномочий не имел, а был как бы выразителем мнения правительственной и военной знати. С начала XVIII в. он перестал существовать, но в конце века возродился в виде меджлиса.
Духовно-религиозную часть государственных дел возглавлял шейх-уль-ислам (пост учрежден в 1424 г.). Он возглавлял все сословие улемов(мусульманских священнослужителей, куда также относились судьи – кади, богословы и правоведы – муфтии, преподаватели духовных училищ и др.)Шейх-уль-исламрасполагал не только административной властью, но и влиянием на законодательство и правосудие, поскольку многие законы и решения султана и правительства предполагали его правовое одобрение в виде фетвы. Однако в турецком государстве (в отличие от халифата) мусульманское духовенство стояло под верховной властьюсултана, и шейх-уль-ислам назначался султаном. Его большее или меньшее влияние на ход государственных дел зависело от общеполитических взаимоотношений светских властей с правом шариата, менявшихся на протяжении веков.
Многочисленные чиновники самых разных рангов (обязанности и статус всех расписывался в специальных султанских кодексах с XV в.) считались «рабами султана». Важнейшей особенностью социального строя Турции, важной для характеристики правительственной бюрократии, было отсутствие, в собственном смысле слова, дворянства. И титулы, и доходы, и почет зависели только от места на службе султана. Теми же кодексами расписывалось положенное жалованье чиновникам и высшим сановникам (выраженное в денежном доходе с земельных наделов). Нередко высшие сановники, даже визири начинали свой жизненный путь самыми настоящими невольниками, иногда даже из немусульман. Поэтому считалось, что и положение, и жизнь чиновников вполне во власти султана. Нарушение служебных обязанностей рассматривалось соответственно государственному преступлению, ослушанию падишаха, и каралось смертью. Ранговые привилегии чиновников проявлялись лишь в том, что законы предписывали, на каком подносе (золотом, серебряном и т. д.) будет выставлена голова ослушника.
- О.А. Омельченко
- Предисловие
- Введение § 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права.
- Историческое в праве.
- Методология истории права.
- Системы права.
- Периодизация истории государства и права.
- § 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний.
- Начало научной истории права и государства.
- Историческая школа права.
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии.
- Сравнительно-историческая школа.
- Изучение истории государства и права в России.
- Современное состояние историографии.
- § 3. Становление государственной организации и права Проблема возникновения государства и права.
- Формирование политико-правового сообщества.
- Протогосударство – чифдом.
- Раннее государство.
- Раздел I. Государство и право древнего востока
- § 4. Образование древнейших государств на Ближнем Востоке § 4.1. Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств.
- Эволюция раннемонархического государства.
- Организация государственной администрации.
- § 4.2. Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории.
- Система государственной администрации.
- Военная организация.
- Суд и законы.
- § 4.3. Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства.
- Организация власти.
- § 5. Образование древнейших государств в Восточной Азии § 5.1. Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения.
- Государственная организация державы Маурьев.
- Социально-правовой строй.
- Принципы государственного правления.
- § 5.2. Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности.
- Власть и управление в империи Цинь.
- Доктрина легизма.
- § 6. Древневосточная монархия Монархия и деспотизм.
- Особенности исторического происхождения.
- Религиозное содержание власти.
- Полномочия монарха.
- Образ идеального правителя.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии.
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Социально-правовой строй.
- Брачно-семейное право.
- Торговое и обязательственное право.
- Преступления и наказания.
- § 8. Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность.
- Источники права.
- Законодательство Моисея.
- Семейно-брачное право.
- Имущество и обязательства в праве.
- Уголовное право и суд.
- Раздел II. Государство и право античного мира
- § 9. Формирование древнегреческой государственности § 9.1. Становление политического общества в Древней Греции Протогосударства Крито-Микенского мира.
- Дорийское завоевание: начало нового строя.
- Становление полисной организации.
- § 9.2. Спартанское государство
- Становление Спартанского государства.
- Реформы Ликурга.
- Организация власти и управления.
- § 9.3. Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса.
- Реформы Солона.
- § 10. Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия.
- Должностные лица.
- Финансовая система.
- Суды в системе народовластия.
- Деформация Афинской демократии.
- Полис и демократия.
- § 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии
- Семейный уклад.
- Регулирование имущественных и торговых отношений.
- Развитие законодательства.
- Закон и право.
- § 12. Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы.
- Государственный строй империи.
- Государства эллинистического мира. Распад империи.
- Греко-египетское право.
- § 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса.
- Военно-родовой строй.
- Ранняя государственная организация.
- Переход к военно-республиканскому строю.
- Борьба патрициев и плебеев.
- § 14. Государственный строй Римской республики От полиса к империи.
- Народные собрания.
- Система магистратур.
- Римская армия.
- Идеал смешанного правления.
- § 15. Государственный строй Римской империи Кризис республики и становление монархии.
- Государственная организация принципата.
- Переход к новым формам монархии.
- Система управления при доминате.
- Провинциальная организация империи.
- Военная организация империи.
- § 16. Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство.
- Гражданство и сословия.
- Неполноправные категории жителей.
- Несвободное население.
- § 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы.
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала.
- Основы общественно-юридического быта.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 18. Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство.
- Римская юриспруденция.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- § 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права.
- Брачно-семейное право.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 20. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права.
- Формирование специальных уголовных судов.
- Процесс в суде присяжных.
- Уголовная юстиция в империи.
- § 21. Кодификация римского права Начало систематизации права.
- Разработка Свода Юстиниана.
- Corpus juris civilis.
- Право и Закон в римской юриспруденции.
- Раздел III. Государство и право средних веков
- § 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен.
- § 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство.
- Остготское королевство.
- Франкское государство Меровингов.
- § 22.2. Франкская империя Каролингов Формирование нового государства.
- Государственная организация империи.
- Законодательство империи.
- Распад Франкской империи.
- Раннефеодальная государственность.
- § 23. Варварские правды Оформление писаного права германских народов.
- Общественно-юридический быт.
- Судебное право.
- Преступления и наказания.
- § 24. Формирование правовых институтов феодального строя Социальная сущность феодализма.
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости.
- Коммендация. Ранние формы пожалований.
- Феодальный иммунитет.
- Вассалитет.
- § 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств.
- Начало феодализации общества.
- Ранняя государственная организация.
- Англосаксонские законы.
- Датское завоевание.
- § 26. Развитие феодальной государственности в Англии § 26.1. Ленная монархия XI – XIII вв. Образование новой монархии.
- Усиление королевской власти.
- Реформы Генриха II.
- § 26.2. Сословная монархия XIII – XV вв. Сословный строй.
- Великая хартия вольностей.
- Изменения системы власти и управления.
- § 26.3. Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв. Политическая централизация.
- Абсолютизм и церковь.
- Королевская администрация.
- Политическая доктрина абсолютизма.
- § 27. Становление английского парламента Возникновение парламента.
- Состав парламента. Начало избирательного права.
- Компетенция парламента.
- Корона и парламент.
- § 28. Развитие феодальной государственности во Франции § 28.1. Ленная (сеньориальная) монархия х – XIII вв. Становление Французского королевства.
- Формирование королевской администрации.
- Реформы Людовика IX.
- § 28.2. Сословная монархия XIV – XV вв. Укрепление королевской власти.
- Генеральные штаты.
- Государственная администрация.
- § 28.3. Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в. Национально-политическое объединение.
- Централизация государственной системы.
- «Регулярная монархия» Ришельё.
- § 29. Развитие феодальной государственности в Германии § 29.1. «Священная Римская империя германской нации» Становление германской государственности.
- Организация ленной монархии.
- Политическое дробление империи.
- Государственная система империи XIV – XV вв.
- § 29.2. Развитие территориальной государственности: Пруссия
- Формирование Прусского государства.
- Становление абсолютизма в Пруссии.
- § 30. Развитие государственной организации в Италии: города-республики Средневековые государства в Италии.
- Формирование Флорентийской коммуны.
- Государственная организация Флоренции.
- Развитие Венецианской республики.
- Институты власти в Венеции.
- § 31. Развитие феодальной государственности в Испании Формирование испанских государств.
- Ранняя монархия.
- Сословная монархия.
- Утверждение абсолютизма.
- § 32. Формирование феодальных государств у славянских народов Славяне в I тысячелетии.
- Становление Польского государства.
- Развитие чешской государственности.
- Болгарское царство.
- Югославянские государства.
- § 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе Государство и самоуправление.
- Общинное самоуправление.
- Становление земского самоуправления.
- Городское самоуправление.
- Профессионально-сословное самоуправление.
- § 34. Римское право в средневековой Европе
- Римское право в варварских королевствах.
- Возрождение римского права. Глоссаторы.
- Комментаторы (постглоссаторы).
- Римское право на пороге Нового времени.
- § 35. Формирование судебно-правовой системы Англии Становление юстиции «общего права».
- Принципы «общего права».
- Суд канцлера («справедливости»).
- Право справедливости.
- § 36. Развитие французского права в х – XVII вв. Формирование феодальных кутюмов.
- Кутюмное право.
- Королевская юстиция. Парламенты.
- Королевское законодательство.
- § 37. Развитие германского права в х – XVI вв. Становление общеимперского права.
- «Саксонское Зерцало»
- Феодальный суд.
- Уголовное уложение Карла V.
- § 38. Становление права славянских народов
- Развитие польского права.
- Чешское земское право.
- «Законник» Стефана Душана.
- § 39. Городское право средневековой Европы Становление городского права.
- Городской строй и статус граждан.
- Имущественные отношения и коммерческое право.
- Уголовное право.
- § 40. Каноническое право римской католической церкви Формирование церковной организации.
- Становление и систематизация церковного права.
- Церковная юстиция.
- Брачно-семейное право.
- § 41. Государственность Византийской империи
- Становление и развитие имперского государства.
- Императорская власть.
- Административная система.
- Имперская бюрократия.
- Местное и военное управление.
- Государство и церковь.
- Кризис и падение Византии.
- § 42. Эволюция социально-правового строя Византии
- Сословный строй.
- Зависимое население.
- Крестьянская община. «Земледельческий закон».
- Государственный феодализм.
- § 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства.
- Суд и судопроизводство.
- Изменения в частном праве.
- Уголовное право.
- § 44. Военно-феодальные империи средневековой Азии § 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи.
- Организация власти и управления.
- Судебная система.
- § 44.2. Монгольская военно-кочевая империя Формирование Великого монгольского государства.
- Военно-политическая система.
- Гражданская администрация.
- § 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности.
- Система власти н управления.
- Военно-ленная система.
- Местное управление.
- § 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы.
- Канун-наме (кодексы).
- Организация юстиции.
- Гражданские и имущественные отношения.
- Брачно-семейное право.
- Уголовное право.
- § 47. Развитие феодального государства в Японии
- Формирование японской государственности.
- Феодально-ленная система. Сёгунат.
- Централизация страны. Сегунат Токугава.
- § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё) Формирование древнего права.
- Административное право.
- Судопроизводство.
- Уголовное право.
- Брачно-семейное право.
- § 49. Становление международного права
- Право войны.
- Международный договор.
- Дипломатическое право.
- Оглавление