§ 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии
Социально-правовой строй.
В социальном отношении греческая демократия основывалась на глубинном неравенстве населения, и полисный строй не только допускал, но и прямо предполагал наличие сословных разграничений между отдельными слоями жителей.
Право в разной мере обязывало своими требованиями сословия, становясь для одних правом-привилегией, для других – формой закрепления социальной униженности.
Афинское общество периода расцвета демократии распадалось на минимум четыре категории населения, различавшиеся по своей правоспособности и правовым возможностям в имущественной и бытовой сфере.
Наиболее полной правоспособностью обладали афинские граждане(аналогичная категория гражданства была и во всех других полисах Эллады). По закону 451 г. до н. э. гражданином мог считаться афинянин, рожденный от состоявших в законном браке родителей, каждый из которых был афинским гражданином. По наступлении совершеннолетия (в 18 лет для юношей) производилась запись нового гражданина во фратрию и в филу (согласно демовым спискам и по желанию; некоторые особо почетные фратрии и филы были закрытыми, т. е. только для собственных детей). После этого наступала возможность пользоваться предусмотренными законами правами. Юноши в течение двух лет (с 18 до 20) обязаны были пройти военную службу. Только после службы граждане имели право присутствовать в народном собрании. Гражданские списки велись органами самоуправления –демотами;общий контроль осуществлял булэ. За каждым оставалось право оспорить неправильную, с его точки зрения, запись о гражданстве. При Солоне вошло в практику предоставление гражданства путем натурализации (обживания) выходцам из других греческих полисов, но достаточно быстро это прекратилось. Афинский полис стал замкнутым, гражданство в нем – врожденной привилегией.
Права гражданства проявлялись прежде всего в политической сфере, т. е. в возможности участвовать в деятельности органов власти, управления и суда. В коммерческом обороте, в сделках оно почти не давало преимуществ. Гражданин имел право на место в общественном театре, на религиозных церемониях, право на выдачи в особых случаях из общественных фондов. Помимо воинской, афинские граждане несли натуральные и денежные (налоговые) обязательства перед полисом (см. § 10).
В рамках полисной организации афинские граждане были практически равными. Имущественные цензы, установленные Солоном для исторических категорий свободного населения, имели значение для записи в тот или иной род воинской службы и для доступа в число магистратов. Самая низшая имущественная категория – феты – находилась вместе с тем в политически приниженном положении: они не могли назначаться в должностные лица (хотя в V в. их число составляло от 2/3 до 1/2 всего населения полиса). Даже после демократических реформ сохранилось привилегированное положение родовой аристократии: патриархальная власть в отношении членов фратрий, только они могли совершать жертвоприношения.
Вхождение афинянина в число граждан было обставлено особой правовой процедурой – епитимией. За совершенные против полиса преступления, религиозные или семейные проступки граждане могли подвергнуться и пожизненнойатимии– лишению прав гражданства без изгнания. Наиболее часто атимия была следствием проявленной в бою трусости, лжесвидетельства, растраты общественных средств, подкупа в отношении должностных лиц. Атимия выражалась в лишении прав доступа на рынок, в святилище, конечно же, в органы власти. Кроме полной, могла быть и частичная атимия – лишение части прав (например, вчинять иски).
Категорией свободного, но неполноправного населения были метойки(метэки). Обычно эти были натурализовавшиеся выходцы из других полисов, их потомки. Метойки также вписывались в демовые списки, это служило основанием для государственного их налогообложения. Однако прав самоуправления они в полной мере не получали (по-видимому, их интересы выражали покровители из числа родовой знати). В отличие от полноправных граждан метойки не имели прав на получение земель из общественных фондов, не приписывались к клерухиям (что давало право на землю в новоприобретенных областях или завоеванных). Они не могли вступать в полноценный, с точки зрения закона, брак даже с афинянами. В филы и фратрии они не записывались, не принимали участия в полисных праздниках и театральных представлениях, не могли участвовать в спортивных состязаниях (Олимпиадах). Очень редко они призывались свидетелями в суды. Сами метойки были подсудны не обычным судам, а должностному лицу – архонту-полемарху. Хотя метойки и обладали правами на полную охрану законом их личности и имущества, преступления в отношении их расценивались как менее важные: так, за убийство метойка полагалась не смертная казнь, а каторжные работы.
Особую категорию населения Афин составляли иностранцы, те, кто жили постоянно в полисе, но не были приписаны к демам. Они имели все права в коммерческом обороте, пользовались защитой властей и права, но не несли никаких гражданских обязанностей (кроме уплаты торговых сборов и налогов) и тем более не имели политических прав. Иностранцы могли получать индивидуальные привилегии (за оказанные услуги полису, из уважения к богатству или известности): право владеть землей, но в меньшем, чем афиняне, размере, доступом в театр и т. п.
Значительная часть населения полиса была на положении рабов.Рабами становились: (1) по рождению, (2) по приговору суда в отношении неблагодарного метойка или вольноотпущенника, (3) захваченные в плен. Рабы могли принадлежать как полису, так и частным лицам (к IV в. до н. э. большинство афинских граждан обладало 3-4 рабами). Использовались рабы, как правило, в домашнем хозяйстве или как специалисты (в земледельческом или ремесленном производстве их практически не было); раб в Афинах был достаточно дорог – цена доходила до размеров годовой платы ремесленника. Хозяин не имел права распоряжаться жизнью или смертью раба, перепродажа в чужие руки также не была совершенно свободной. Раба можно было наказывать, однако ни в коем случае не злоупотребляя этим; в ограниченной степени раб сохранял право даже на защиту своей личной чести. В суде раб мог представать только по требованию гелиэйи при рассмотрении обвинений в политических преступлениях, показания в этих случаях брались обязательно под пыткой. Публичные (государственные) рабы были главным образом заняты на общественных ремесленных работах (эргатаи), на полицейской службе (тохотаи), в качестве помощников писцов и администраторов в разных конторах (гипетаи).
- О.А. Омельченко
- Предисловие
- Введение § 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права.
- Историческое в праве.
- Методология истории права.
- Системы права.
- Периодизация истории государства и права.
- § 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний.
- Начало научной истории права и государства.
- Историческая школа права.
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии.
- Сравнительно-историческая школа.
- Изучение истории государства и права в России.
- Современное состояние историографии.
- § 3. Становление государственной организации и права Проблема возникновения государства и права.
- Формирование политико-правового сообщества.
- Протогосударство – чифдом.
- Раннее государство.
- Раздел I. Государство и право древнего востока
- § 4. Образование древнейших государств на Ближнем Востоке § 4.1. Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств.
- Эволюция раннемонархического государства.
- Организация государственной администрации.
- § 4.2. Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории.
- Система государственной администрации.
- Военная организация.
- Суд и законы.
- § 4.3. Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства.
- Организация власти.
- § 5. Образование древнейших государств в Восточной Азии § 5.1. Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения.
- Государственная организация державы Маурьев.
- Социально-правовой строй.
- Принципы государственного правления.
- § 5.2. Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности.
- Власть и управление в империи Цинь.
- Доктрина легизма.
- § 6. Древневосточная монархия Монархия и деспотизм.
- Особенности исторического происхождения.
- Религиозное содержание власти.
- Полномочия монарха.
- Образ идеального правителя.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии.
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Социально-правовой строй.
- Брачно-семейное право.
- Торговое и обязательственное право.
- Преступления и наказания.
- § 8. Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность.
- Источники права.
- Законодательство Моисея.
- Семейно-брачное право.
- Имущество и обязательства в праве.
- Уголовное право и суд.
- Раздел II. Государство и право античного мира
- § 9. Формирование древнегреческой государственности § 9.1. Становление политического общества в Древней Греции Протогосударства Крито-Микенского мира.
- Дорийское завоевание: начало нового строя.
- Становление полисной организации.
- § 9.2. Спартанское государство
- Становление Спартанского государства.
- Реформы Ликурга.
- Организация власти и управления.
- § 9.3. Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса.
- Реформы Солона.
- § 10. Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия.
- Должностные лица.
- Финансовая система.
- Суды в системе народовластия.
- Деформация Афинской демократии.
- Полис и демократия.
- § 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии
- Семейный уклад.
- Регулирование имущественных и торговых отношений.
- Развитие законодательства.
- Закон и право.
- § 12. Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы.
- Государственный строй империи.
- Государства эллинистического мира. Распад империи.
- Греко-египетское право.
- § 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса.
- Военно-родовой строй.
- Ранняя государственная организация.
- Переход к военно-республиканскому строю.
- Борьба патрициев и плебеев.
- § 14. Государственный строй Римской республики От полиса к империи.
- Народные собрания.
- Система магистратур.
- Римская армия.
- Идеал смешанного правления.
- § 15. Государственный строй Римской империи Кризис республики и становление монархии.
- Государственная организация принципата.
- Переход к новым формам монархии.
- Система управления при доминате.
- Провинциальная организация империи.
- Военная организация империи.
- § 16. Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство.
- Гражданство и сословия.
- Неполноправные категории жителей.
- Несвободное население.
- § 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы.
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала.
- Основы общественно-юридического быта.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 18. Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство.
- Римская юриспруденция.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- § 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права.
- Брачно-семейное право.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 20. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права.
- Формирование специальных уголовных судов.
- Процесс в суде присяжных.
- Уголовная юстиция в империи.
- § 21. Кодификация римского права Начало систематизации права.
- Разработка Свода Юстиниана.
- Corpus juris civilis.
- Право и Закон в римской юриспруденции.
- Раздел III. Государство и право средних веков
- § 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен.
- § 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство.
- Остготское королевство.
- Франкское государство Меровингов.
- § 22.2. Франкская империя Каролингов Формирование нового государства.
- Государственная организация империи.
- Законодательство империи.
- Распад Франкской империи.
- Раннефеодальная государственность.
- § 23. Варварские правды Оформление писаного права германских народов.
- Общественно-юридический быт.
- Судебное право.
- Преступления и наказания.
- § 24. Формирование правовых институтов феодального строя Социальная сущность феодализма.
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости.
- Коммендация. Ранние формы пожалований.
- Феодальный иммунитет.
- Вассалитет.
- § 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств.
- Начало феодализации общества.
- Ранняя государственная организация.
- Англосаксонские законы.
- Датское завоевание.
- § 26. Развитие феодальной государственности в Англии § 26.1. Ленная монархия XI – XIII вв. Образование новой монархии.
- Усиление королевской власти.
- Реформы Генриха II.
- § 26.2. Сословная монархия XIII – XV вв. Сословный строй.
- Великая хартия вольностей.
- Изменения системы власти и управления.
- § 26.3. Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв. Политическая централизация.
- Абсолютизм и церковь.
- Королевская администрация.
- Политическая доктрина абсолютизма.
- § 27. Становление английского парламента Возникновение парламента.
- Состав парламента. Начало избирательного права.
- Компетенция парламента.
- Корона и парламент.
- § 28. Развитие феодальной государственности во Франции § 28.1. Ленная (сеньориальная) монархия х – XIII вв. Становление Французского королевства.
- Формирование королевской администрации.
- Реформы Людовика IX.
- § 28.2. Сословная монархия XIV – XV вв. Укрепление королевской власти.
- Генеральные штаты.
- Государственная администрация.
- § 28.3. Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в. Национально-политическое объединение.
- Централизация государственной системы.
- «Регулярная монархия» Ришельё.
- § 29. Развитие феодальной государственности в Германии § 29.1. «Священная Римская империя германской нации» Становление германской государственности.
- Организация ленной монархии.
- Политическое дробление империи.
- Государственная система империи XIV – XV вв.
- § 29.2. Развитие территориальной государственности: Пруссия
- Формирование Прусского государства.
- Становление абсолютизма в Пруссии.
- § 30. Развитие государственной организации в Италии: города-республики Средневековые государства в Италии.
- Формирование Флорентийской коммуны.
- Государственная организация Флоренции.
- Развитие Венецианской республики.
- Институты власти в Венеции.
- § 31. Развитие феодальной государственности в Испании Формирование испанских государств.
- Ранняя монархия.
- Сословная монархия.
- Утверждение абсолютизма.
- § 32. Формирование феодальных государств у славянских народов Славяне в I тысячелетии.
- Становление Польского государства.
- Развитие чешской государственности.
- Болгарское царство.
- Югославянские государства.
- § 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе Государство и самоуправление.
- Общинное самоуправление.
- Становление земского самоуправления.
- Городское самоуправление.
- Профессионально-сословное самоуправление.
- § 34. Римское право в средневековой Европе
- Римское право в варварских королевствах.
- Возрождение римского права. Глоссаторы.
- Комментаторы (постглоссаторы).
- Римское право на пороге Нового времени.
- § 35. Формирование судебно-правовой системы Англии Становление юстиции «общего права».
- Принципы «общего права».
- Суд канцлера («справедливости»).
- Право справедливости.
- § 36. Развитие французского права в х – XVII вв. Формирование феодальных кутюмов.
- Кутюмное право.
- Королевская юстиция. Парламенты.
- Королевское законодательство.
- § 37. Развитие германского права в х – XVI вв. Становление общеимперского права.
- «Саксонское Зерцало»
- Феодальный суд.
- Уголовное уложение Карла V.
- § 38. Становление права славянских народов
- Развитие польского права.
- Чешское земское право.
- «Законник» Стефана Душана.
- § 39. Городское право средневековой Европы Становление городского права.
- Городской строй и статус граждан.
- Имущественные отношения и коммерческое право.
- Уголовное право.
- § 40. Каноническое право римской католической церкви Формирование церковной организации.
- Становление и систематизация церковного права.
- Церковная юстиция.
- Брачно-семейное право.
- § 41. Государственность Византийской империи
- Становление и развитие имперского государства.
- Императорская власть.
- Административная система.
- Имперская бюрократия.
- Местное и военное управление.
- Государство и церковь.
- Кризис и падение Византии.
- § 42. Эволюция социально-правового строя Византии
- Сословный строй.
- Зависимое население.
- Крестьянская община. «Земледельческий закон».
- Государственный феодализм.
- § 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства.
- Суд и судопроизводство.
- Изменения в частном праве.
- Уголовное право.
- § 44. Военно-феодальные империи средневековой Азии § 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи.
- Организация власти и управления.
- Судебная система.
- § 44.2. Монгольская военно-кочевая империя Формирование Великого монгольского государства.
- Военно-политическая система.
- Гражданская администрация.
- § 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности.
- Система власти н управления.
- Военно-ленная система.
- Местное управление.
- § 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы.
- Канун-наме (кодексы).
- Организация юстиции.
- Гражданские и имущественные отношения.
- Брачно-семейное право.
- Уголовное право.
- § 47. Развитие феодального государства в Японии
- Формирование японской государственности.
- Феодально-ленная система. Сёгунат.
- Централизация страны. Сегунат Токугава.
- § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё) Формирование древнего права.
- Административное право.
- Судопроизводство.
- Уголовное право.
- Брачно-семейное право.
- § 49. Становление международного права
- Право войны.
- Международный договор.
- Дипломатическое право.
- Оглавление