Формирование политико-правового сообщества.
Упрощенно исходной основой формирования государства и права следует считать человеческий коллективс устоявшимися социально-культурными связями в нем; коллектив этот должен быть историческидлительным, т.е. история его в данной среде обитания и в сложившемся культурном облике должна насчитывать более десятка поколений, а такжесамовоспроизводящимся, не вымирающим, и в этом смысле прогрессирующим. Из того, что известно о первобытных коллективах, развивавшихся в направлении государственной их организации, следует, что такой коллектив должен составлятьэтническую общностьи в этом отношении быть в значительной степени обособленным от других соседских коллективов. Этническая общность создавалась кровнородственными связями безусловно всех ее членов и выражалась – к началу эпохи неолита (VIII – V тыс. до н. э.) – в том, что у членов коллектива был общий язык, единый религиозный культ и связанные с ним обряды, единые приемы культурного обихода. Это был род – основная ячейка первобытного человеческого общества.
Под влиянием неолитической революции (перехода к обработке металлов, гончарному производству, выделке тканей и в целом к совершенно новому уровню материальной, а затем и духовной культуры) род меняется в своей внутренней организации значительно более быстрыми темпами, чем это было предусмотрено его социально-биологической природой. Биологическое самосохранение требует совершенно новых организационных форм жизни коллектива – такие формы может дать только обособление функции управления и разрешения конфликтов в коллективе. Из-за того, что люди в значительно большей степени разнообразны и не равны друг другу, чем это допускается в примитивных коллективах животного мира, это обособление перерастает в традиционное наделение разных индивидов разными полномочиями. Они закрепляются самыми разными обстоятельствами, начиная с общего психологического признания полезности этого до самых своекорыстных личных интересов, далеко не чуждых и самому что ни на есть первобытному человеку.
1-я стадия эволюции этнической общности (с какой и начинается род как социальный коллектив) – это оформлениесоциально-биологической иерархии. На основе естественного размежевания в роде по поколениям в нем складываются и воспроизводятся разные как бы уровни-группы индивидов, каждый из которых выполняет равно важные для жизни рода дела, но влияние которых на эти общие дела и выгоду с них различно. Биологической эту иерархию можно считать потому, что старшинство возраста (связанных с ним силы, опыта, случайных обстоятельств) создано природой человека.Социальной– потому что она имеет и культурное значение и даже происхождение. Существенную роль в культурном закреплении этой иерархии, превращении ее в общепризнанный институт, покушение на стабильность которого стало рассматриваться как враждебный вызов всему роду, сыграла религия: отправлением культа, безразлично, в женской или мужской вариациях, традиционно занимались старейшие и долгоживущие. На этой стадии все члены рода, этнической общности, безусловно равны друг другу в правах и обязанностях по выполнению общих дел рода (ни в коем случае нельзя применять к этому порядку термин развитой политической культуры – демократия). Но в этой общности уже существуют устойчивыекультурные лидеры. Роль лидера именно культурная: она может исполняться объективно по качествам индивида (знахарство, военное предводительство, охотничье мастерство), но может ииграться, поскольку главное в восприятии лидера общностью, чтобы он умел что-то особенное и выделяющее его и был щедрым в раздаче членам рода коллективно добытого продукта.
Закрепление в коллективной жизни этой иерархии и ролевых функций лидеров (что бесповоротно происходит через два-три десятка поколений) характерно для 2-й стадии развития этнической общности – формированиясоциально-культурной иерархии. Биологические основания разделения на старших и младших забыты, они подразумеваются, но заменены разделением навысших и низших.Правда, это разделение еще не носит имущественного характера, оно только принадлежность культуры и поэтому может уже несколько различаться у разных, даже этнически близких родов. Высшие пользуются привилегиями в отправлении общих дел рода, их распределительные, религиозные или военные полномочия несомненны. В этом смысле эта стадия характеризуетсяустойчивым неравенством. Попытки недовольных членов рода сгладить неравенство, устранить грани иерархии вызывают общественную неприязнь и осуждение (высмеивание, организация состязаний, особые обряды, известные у северных народов, например). Лидерство превращается в общественную функцию, существующую уже независимо от желаний отдельных своих членов, причем роль лидера вынужденно играется в роде даже тогда, когда нет вполне подходящего на нее члена общности – например, женщинами.
На этой стадии в общности создается устойчивая основа для социально-культурных (а не чисто биологических – из-за еды и т.п.) конфликтов. По-видимому, создаются предпосылки для появления обычаев, правила которых призваны охранять целостность рода в брачной сфере и сфере межличностных отношений (столкновений) – зародыш права*. Незыблемость иерархии охраняется главным образом религией и религиозными полномочиями лидеров, а также общественным мнением. Это уже вполне общественная власть, способная принудить отдельных своих членов поступать в интересах общности вопреки личным желаниям. (Немецкий социолог и историк М. Вебер именно так и определил власть каквозможность для субъекта власти осуществить свою волю даже вопреки сопротивлению других– неважно, путем ли открытого насилия или использования культурного фона деятельности власти.) Но цель этой власти должна еще с абсолютностью разделяться и поддерживаться большинством, потому что никаких серьезных рычагов для узурпации, для насилия еще не существует.
* Экзогамия (запреты внутриродовых браков) как первый определяющий принцип для древнего брачного права, вероятнее, более позднего и вторичного происхождения: этнические общности той поры, о какой идет речь, очень малы количественно, чтобы вводить такие запреты.
И первая, и вторая стадии полностью проходят в условиях неолита – примерно VIII – IV тыс. до н. э. у разных народов Востока (или до I тыс. до н. э. у северных народов).
3-я стадия развития этнической общности –формирование экономически-социальной иерархии. Неравенство, ставшее устойчивым, приводит к устойчиво неравному распределению продуктов потребления внутри общности. На этой стадии в особенности становится очевидной главная функция власти в коллективе –перераспределение продуктов, произведенных или иначе приобретенных всем коллективом. Если раньше лидер общности, присваивая все добытое родом, тут же раздавал это обратно на пиру или главам отдельных семей, то теперь общественная власть отчуждает часть добытого продукта, раздает его по случаям родовых празднеств (или чрезвычайных событий) с обещанием возвратного дара, которого требуют обычай и общественное мнение. Присвоение уже индивидуально, и это способствует началу отчуждения тех, кто отправляет общественную власть, от коллектива. В их руках впервые отныне реальное орудие власти: накопленный продукт – то ли в чистом виде, то ли в превращенном (набор орудий, оружия, украшений и т. п.). На этой стадии помимо распределительно-организационной возникает и вторая древнейшая функция власти: охрана установленного порядка и общих принципов. В этой стадии этническая общность выступает, как правило, на этапе укрупнения в племя (до этого общность могла существовать только в малом коллективе: до 40 – 50 членов). Допустимы и более широкие объединения. Возможность их тем больше, чем радикальнее люди группы перешли от собирательных видов обеспечения к оседлому земледелию или регулярному скотоводству. Ускоряет процесс накопления продукта в общности и тем самым отчуждение высшего эшелона иерархии, например, отделение ремесла, случайные обстоятельства доступа к каким-то ценным предметам. На этой стадии уже достаточно отчетливы и грани будущего права: правила изгнания и приема чужаков, восстановления конфликтов поколений, соблюдения требований общины, брачно-семейное право.
При благоприятных условиях переход общности в 4-ю стадию –становления надобщинных властных структур – осуществляется довольно быстро. Особая благоприятность обстоятельств играет важную роль. Только при устойчивом, прогрессирующем производстве продуктов, перераспределяемом властью, при нормальном уровне демографического развития (упрощенно: только при достижении общностью определенного количественного показателя – в несколько тысяч членов 3-4 поколений), при соответствующих экологических условиях возможно объединение в большую племенную общность. Объединение усиливает соподчинение малых общностей-родов, вынуждает сделать это соподчинение организационным (в особенности, соподчиняя культы отдельных родов). Лидеры-старейшины наделены устойчивыми и конкретными функциями. Их определяют либо выборным путем, либо состязанием, но уже становится возможной и узурпация. Орудием этой узурпации часто становятся отряды юношей, которые для прохождения процедуры совершеннолетия на время отдаются во власть религиозному или военному вождю. В прямом смысле слова богатство еще не влияет на доступ к власти, и стремление к власти еще не есть стремление к богатству, главное – престиж. Но участие в распределении уже важно и для самого лидера, и для тех, кто выражает ему в этом поддержку. На исходе стадии оформляются отчетливые родовые-клановые (племенные) структуры во главе с иерархией вождей, с религиозными символами, с едиными культурными правилами и обрядами. Общественная властьинституализировалась(превратилась в постоянно существующее, не зависящее в принципе от воли отдельных членов общности установление, стабильно подчиняя всех своей воле). В это время можно говорить уже о народе, о политико-правовой его общности, из которой неминуемо вырастают ранние государственные формы.
- О.А. Омельченко
- Предисловие
- Введение § 1. Предмет и научные задачи истории государства и права Предмет истории государства и права.
- Историческое в праве.
- Методология истории права.
- Системы права.
- Периодизация истории государства и права.
- § 2. Развитие историографии всеобщей истории государства и права Зарождение историко-юридических знаний.
- Начало научной истории права и государства.
- Историческая школа права.
- Развитие научной истории государства и права в XIX в.
- Социологическое направление историографии.
- Сравнительно-историческая школа.
- Изучение истории государства и права в России.
- Современное состояние историографии.
- § 3. Становление государственной организации и права Проблема возникновения государства и права.
- Формирование политико-правового сообщества.
- Протогосударство – чифдом.
- Раннее государство.
- Раздел I. Государство и право древнего востока
- § 4. Образование древнейших государств на Ближнем Востоке § 4.1. Государственность в древней Месопотамии
- Образование «номовых» государств.
- Эволюция раннемонархического государства.
- Организация государственной администрации.
- § 4.2. Государство Древнего Египта
- Основные этапы государственной истории.
- Система государственной администрации.
- Военная организация.
- Суд и законы.
- § 4.3. Ассирийская держава
- Становление и эволюция Ассирийского государства.
- Организация власти.
- § 5. Образование древнейших государств в Восточной Азии § 5.1. Государственность в Древней Индии
- Древнейшие государственно-политические объединения.
- Государственная организация державы Маурьев.
- Социально-правовой строй.
- Принципы государственного правления.
- § 5.2. Государства Древнего Китая
- Формирование китайской государственности.
- Власть и управление в империи Цинь.
- Доктрина легизма.
- § 6. Древневосточная монархия Монархия и деспотизм.
- Особенности исторического происхождения.
- Религиозное содержание власти.
- Полномочия монарха.
- Образ идеального правителя.
- § 7. Право Древнего Вавилона (Законы царя Хаммурапи)
- Древнейшее законодательство Месопотамии.
- Законы Хаммурапи: система и принципы.
- Социально-правовой строй.
- Брачно-семейное право.
- Торговое и обязательственное право.
- Преступления и наказания.
- § 8. Древнееврейское право
- Древнееврейская государственность.
- Источники права.
- Законодательство Моисея.
- Семейно-брачное право.
- Имущество и обязательства в праве.
- Уголовное право и суд.
- Раздел II. Государство и право античного мира
- § 9. Формирование древнегреческой государственности § 9.1. Становление политического общества в Древней Греции Протогосударства Крито-Микенского мира.
- Дорийское завоевание: начало нового строя.
- Становление полисной организации.
- § 9.2. Спартанское государство
- Становление Спартанского государства.
- Реформы Ликурга.
- Организация власти и управления.
- § 9.3. Образование Афинского государства
- Становление Афинского полиса.
- Реформы Солона.
- § 10. Демократическое государство Древних Афин
- Становление демократической системы
- Органы прямого народовластия.
- Должностные лица.
- Финансовая система.
- Суды в системе народовластия.
- Деформация Афинской демократии.
- Полис и демократия.
- § 11. Правовая политика и законодательство афинской демократии
- Семейный уклад.
- Регулирование имущественных и торговых отношений.
- Развитие законодательства.
- Закон и право.
- § 12. Государство и право эллинистического мира
- Образование Македонской державы.
- Государственный строй империи.
- Государства эллинистического мира. Распад империи.
- Греко-египетское право.
- § 13. Формирование государственности Древнего Рима Становление римского полиса.
- Военно-родовой строй.
- Ранняя государственная организация.
- Переход к военно-республиканскому строю.
- Борьба патрициев и плебеев.
- § 14. Государственный строй Римской республики От полиса к империи.
- Народные собрания.
- Система магистратур.
- Римская армия.
- Идеал смешанного правления.
- § 15. Государственный строй Римской империи Кризис республики и становление монархии.
- Государственная организация принципата.
- Переход к новым формам монархии.
- Система управления при доминате.
- Провинциальная организация империи.
- Военная организация империи.
- § 16. Эволюция социально-правового строя Древнего Рима
- Римское гражданство.
- Гражданство и сословия.
- Неполноправные категории жителей.
- Несвободное население.
- § 17. Древнейшее римское право Священное право и царские законы.
- Законы XII Таблиц: создание и общие начала.
- Основы общественно-юридического быта.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 18. Развитие гражданского судопроизводства и юстиции Древнего Рима
- Ранние институты. Легисакционное судопроизводство.
- Преторская юстиция. Формулярное судопроизводство.
- Римская юриспруденция.
- Юстиция периода империи. Когниционное судопроизводство.
- § 19. Развитие частного права в Древнем Риме Система римского права.
- Брачно-семейное право.
- Имущественные (вещные) права.
- Обязательственное право.
- § 20. Развитие уголовной юстиции и уголовного права в Древнем Риме
- Становление уголовного права.
- Формирование специальных уголовных судов.
- Процесс в суде присяжных.
- Уголовная юстиция в империи.
- § 21. Кодификация римского права Начало систематизации права.
- Разработка Свода Юстиниана.
- Corpus juris civilis.
- Право и Закон в римской юриспруденции.
- Раздел III. Государство и право средних веков
- § 22. Раннефеодальные государства в Западной Европе Предгосударственный строй германских племен.
- § 22.1. Варварские королевства Вестготское королевство.
- Остготское королевство.
- Франкское государство Меровингов.
- § 22.2. Франкская империя Каролингов Формирование нового государства.
- Государственная организация империи.
- Законодательство империи.
- Распад Франкской империи.
- Раннефеодальная государственность.
- § 23. Варварские правды Оформление писаного права германских народов.
- Общественно-юридический быт.
- Судебное право.
- Преступления и наказания.
- § 24. Формирование правовых институтов феодального строя Социальная сущность феодализма.
- Вотчинный уклад и новые виды зависимости.
- Коммендация. Ранние формы пожалований.
- Феодальный иммунитет.
- Вассалитет.
- § 25. Раннефеодальная государственность в Британии Образование варварских королевств.
- Начало феодализации общества.
- Ранняя государственная организация.
- Англосаксонские законы.
- Датское завоевание.
- § 26. Развитие феодальной государственности в Англии § 26.1. Ленная монархия XI – XIII вв. Образование новой монархии.
- Усиление королевской власти.
- Реформы Генриха II.
- § 26.2. Сословная монархия XIII – XV вв. Сословный строй.
- Великая хартия вольностей.
- Изменения системы власти и управления.
- § 26.3. Абсолютная монархия XVI – середины XVII вв. Политическая централизация.
- Абсолютизм и церковь.
- Королевская администрация.
- Политическая доктрина абсолютизма.
- § 27. Становление английского парламента Возникновение парламента.
- Состав парламента. Начало избирательного права.
- Компетенция парламента.
- Корона и парламент.
- § 28. Развитие феодальной государственности во Франции § 28.1. Ленная (сеньориальная) монархия х – XIII вв. Становление Французского королевства.
- Формирование королевской администрации.
- Реформы Людовика IX.
- § 28.2. Сословная монархия XIV – XV вв. Укрепление королевской власти.
- Генеральные штаты.
- Государственная администрация.
- § 28.3. Завершение государственной централизации: XVI – начало XVII в. Национально-политическое объединение.
- Централизация государственной системы.
- «Регулярная монархия» Ришельё.
- § 29. Развитие феодальной государственности в Германии § 29.1. «Священная Римская империя германской нации» Становление германской государственности.
- Организация ленной монархии.
- Политическое дробление империи.
- Государственная система империи XIV – XV вв.
- § 29.2. Развитие территориальной государственности: Пруссия
- Формирование Прусского государства.
- Становление абсолютизма в Пруссии.
- § 30. Развитие государственной организации в Италии: города-республики Средневековые государства в Италии.
- Формирование Флорентийской коммуны.
- Государственная организация Флоренции.
- Развитие Венецианской республики.
- Институты власти в Венеции.
- § 31. Развитие феодальной государственности в Испании Формирование испанских государств.
- Ранняя монархия.
- Сословная монархия.
- Утверждение абсолютизма.
- § 32. Формирование феодальных государств у славянских народов Славяне в I тысячелетии.
- Становление Польского государства.
- Развитие чешской государственности.
- Болгарское царство.
- Югославянские государства.
- § 33. Развитие общественного самоуправления в феодальной Европе Государство и самоуправление.
- Общинное самоуправление.
- Становление земского самоуправления.
- Городское самоуправление.
- Профессионально-сословное самоуправление.
- § 34. Римское право в средневековой Европе
- Римское право в варварских королевствах.
- Возрождение римского права. Глоссаторы.
- Комментаторы (постглоссаторы).
- Римское право на пороге Нового времени.
- § 35. Формирование судебно-правовой системы Англии Становление юстиции «общего права».
- Принципы «общего права».
- Суд канцлера («справедливости»).
- Право справедливости.
- § 36. Развитие французского права в х – XVII вв. Формирование феодальных кутюмов.
- Кутюмное право.
- Королевская юстиция. Парламенты.
- Королевское законодательство.
- § 37. Развитие германского права в х – XVI вв. Становление общеимперского права.
- «Саксонское Зерцало»
- Феодальный суд.
- Уголовное уложение Карла V.
- § 38. Становление права славянских народов
- Развитие польского права.
- Чешское земское право.
- «Законник» Стефана Душана.
- § 39. Городское право средневековой Европы Становление городского права.
- Городской строй и статус граждан.
- Имущественные отношения и коммерческое право.
- Уголовное право.
- § 40. Каноническое право римской католической церкви Формирование церковной организации.
- Становление и систематизация церковного права.
- Церковная юстиция.
- Брачно-семейное право.
- § 41. Государственность Византийской империи
- Становление и развитие имперского государства.
- Императорская власть.
- Административная система.
- Имперская бюрократия.
- Местное и военное управление.
- Государство и церковь.
- Кризис и падение Византии.
- § 42. Эволюция социально-правового строя Византии
- Сословный строй.
- Зависимое население.
- Крестьянская община. «Земледельческий закон».
- Государственный феодализм.
- § 43. Судебно-правовая система Византийской империи Развитие законодательства.
- Суд и судопроизводство.
- Изменения в частном праве.
- Уголовное право.
- § 44. Военно-феодальные империи средневековой Азии § 44.1. Арабский халифат Возникновение и развитие арабской империи.
- Организация власти и управления.
- Судебная система.
- § 44.2. Монгольская военно-кочевая империя Формирование Великого монгольского государства.
- Военно-политическая система.
- Гражданская администрация.
- § 45. Образование Османской империи Формирование турецкой государственности.
- Система власти н управления.
- Военно-ленная система.
- Местное управление.
- § 46. Право и суд в Османской империи Основы правовой системы.
- Канун-наме (кодексы).
- Организация юстиции.
- Гражданские и имущественные отношения.
- Брачно-семейное право.
- Уголовное право.
- § 47. Развитие феодального государства в Японии
- Формирование японской государственности.
- Феодально-ленная система. Сёгунат.
- Централизация страны. Сегунат Токугава.
- § 48. Право средневековой Японии (свод Тайхо-рицурё) Формирование древнего права.
- Административное право.
- Судопроизводство.
- Уголовное право.
- Брачно-семейное право.
- § 49. Становление международного права
- Право войны.
- Международный договор.
- Дипломатическое право.
- Оглавление