Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
Одно из условий демократического строя – реальность осуществления декларируемых прав и свобод. Возможно только при наличии гарантий (ч.1 ст.17).
Гарантии конст прав и свобод – это ср-ва, способы и условия обеспечения реализации прав и свобод.
Виды гарантий бывают:
По сферам ОО: экономические, социальные, политические, правовые, духовные.
По территории: внутригос и внешние
По объектам: гос и негос.
Основные гарантии – правовые. Среди них: деятельность органов гос власти и МСУ по обеспечению прав и свобод; самозащита прав; деятельность неправительственных организаций; деятельность международн институтов.
Среди гос орагов по защите прав нужно выделить Президента РФ (он – гарант бла бла бла).=> Комиссия по правам человека при Президенте РФ и Управление Президента по работе с обращениями граждан. Комиссия по правам человека:
Создает условия для реализации президентом его гарантских полномочий
Содействие совершенствованию механизма обеспечения П и С.
Содействие ОГВ по реализ политики по обеспеч П и С
Уполномоченный по правам человека – федеральный гос орган, кот призван обеспечивать защиту прав и законных интересов личности. Является посредником между о-вом и гос-вом + основывает свою деятельность на К РФ, ФКЗ/ФЗ, международных актах, и на понятиях справедливости, гуманности и морали.
УПЧ независим и никому не подчиняется. Назначается ГД на 5 лет.
Деятельность УПЧ направлена на: восстановление наруш прав; развитие международ сотруд; прав просвещ по вопросам прав чел.
УПЧ может проводить проверки по жалобам граждан и имеет право: посещать все органы публичной власти, предприятия, учреждения, военные части и др.; запрашивать документы для рассмотрения жалобы; проверять деятельность органов публ власти и долж лиц; поручать проведение экспертиз; знакомиться с уг, гражд и админ делами.
Проверка => иск в суд + участие в процессе; ходатайство об админ произв-ве; запрос о законности проверки вступившего в силу акта суда; в КС – с жалобой на нарушение конституционных прав Ч и Г.
Наиболее распростр способ защиты прав – суд. Каждому гарантирована суд защита его прав и свобод. Гражданин может подать жалобу о нарушении права в любой суд (с условием соблюдения подведомственности) => суд может принять меры по восстановлению нарушенного права.
К предполагает возможность самозащиты прав и свобод. Можно защищать всеми способами, не запрещ законом (право на самооборону, на обращение в соответств ОГВ, на получение необх инфо, право на объедин для защиты прав).
ВОПРСО 30 Государственное устройство. Понятие и виды.
Основные признаки федеративного государства.
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО (от лат. "federatio" — союз) — объединение двух или нескольких государственно-территориальных (или национальных) образований (штатов, земель, краев, областей, республик и т.п.) в единое государство при сохранении за ними политической самостоятельности.
Все Ф.г. характеризуются следующими юридическими признаками:
двухуровневой системой органов государственной власти (федеральная система органов власти и система органов власти субъекта федерации). Федерализм изначально опирается на строгое двухуровневое разделение властей и полномочий. По этой причине различные уровни власти должны иметь свои ключевые органы и располагать определенными финансовыми средствами, достаточными для осуществления своих задач;
наличием федеральной правовой системы и правовой системы субъектов федерации; 3) принципом бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило верхняя, представляет интересы субъектов федерации);
верховенством федерального права;
непризнанием за субъектами федерации суверенитета (хотя они обладают некоторыми его признаками);
финансовой зависимостью субъектов федерации от федеральной власти (субъекты лишены реальной финансовой власти: права чеканить монету, права эмиссии банковских билетов и других денежных знаков), посредством которой создается механизм подчинения себе центральной властью субъектов федерации;
принципом двойного гражданства;
отсутствием у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации.
На федеративный характер современного Российского государства указывают следующие его юридические признаки:
территория РФ состоит из территорий субъектов Федерации, которые представляют собой ограниченно правоспособные государственные образования, обладающие определенной учредительной властью;
компетенция между Федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной Конституцией;
верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;
субъекты Федерации обладают правом принятия собственной конституции (устава), имеют свои высшие законодательные и исполнительные органы;
в России существует единое гражданство; в российском парламенте имеется палата, представляющая интересы субъектов Федерации (Совет Федерации);
внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы государственной власти, которые официально представляют РФ в межгосударственных отношениях.
Унитарное государство (Франция, Швеция, Турция, Египет):
-простое единое государство, не имеющее в своем составе иных государственных образований
делится территориально на административно-территориальные единицы
не обладают полной самостоятельностью, но в хозяйственной, социальной и культурной сферах имеют широкие полномочия
государственный аппарат- единая структура всей территории страны
компетенция высших государственных органов не ограничена полномочиями местных органов
гражданство государства - единое, административно-территориальные объединения не имеют собственного
единая система функционирования права
одна действующая конституция на всю территорию страны
местные органы власти обязаны применять все нормативные акты, принимаемые центральными органами власти
единая судебная система, звенья единой централизованной системы
одноканальная налоговая система (налоги поступают в центр, а потом распределяются по регионам)
Если на территории унитарного государства проживают небольшие по численности народы, то могут автономию создать.
Автономия - внутреннее самоуправление районов государства, отличающиеся географическими, национальными и бытовыми особенностями (Крым-Украина, Азорские острова - Португалия)
Если проживают некомпактно, то разрешено создавать национально-культурную автономию.
Экстерриториальный характер.
Создают свои выборные органы, иногда свой представитель в парламенте, имеют собственных представителей при правительстве государства.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)