logo search
mchp_konspekt

Правовой режим иностранных инвестиций в Республике Беларусь. Гарантии и льготы инвесторам.

Изучение вопросов института собственности в МЧП предполагает рассмотрение правового режима иностранных инвестиций как одного из видов собственности. Иностранные инвестиции - это вложенные иностранными юридическими и физическими лицами финансовые и материальные средства в различные объекты деятельности, а также переданные права на имущественную и интеллектуальную собственность хозяйствующим субъектам Республики Беларусь с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках международных договоров, а также национальным законодательством государств.

Наиболее распространенным способом регулирования иностранных инвестиций является заключение двусторонних международных соглашений о защите капиталовложений или об избежании двойного налогообложения. Основная причина заключения таких соглашений состоит в том, что государства-участники стремятся обеспечить единообразное регулирование правовых вопросов, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

В современных условиях развития международных экономических отношений получили распространение типовые (модельные) соглашения, которые учитывают специфику конкретного государства по вопросам регулирования иностранных инвестиций.

Источниками правового регулирования иностранных инвестиций в МЧП являются как двусторонние международные соглашения о содействии и защите инвестиций, так и универсальные международные конвенции, например Вашингтонская конвенция 1965 года о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами (далее - Вашингтонская конвенция) и Сеульская конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Указанные конвенции являются формой универсальной международной унификации материально-правовых норм.

Основная цель принятия Вашингтонской конвенции состояла в решении вопроса защиты прав иностранных инвесторов - физических и юридических лиц от юрисдикции иммунитета государства, на территории которого находится объект инвестирования. Правовой механизм защиты установил процедуру рассмотрения инвестиционных споров в специально созданном Международном центре по регулированию инвестиционных споров (далее - МЦУИС или Центр).

Центр включает в себя Административный совет, в состав которого входит по одному представителю от каждого государства - участника, и Секретариат, который состоит из Генерального секретаря, одного или нескольких заместителей и персонала. Центр ведет список примирителей и арбитров. Государство-участник может назначить в каждый список по четыре человека, которые могут, но не обязательно должны быть его гражданами. Председателем Административного совета является ex officio Президент Международного банка реконструкции и развития. Административный совет утверждает Правила примирительной процедуры и Правила арбитражной процедуры.

Согласно Вашингтонской конвенции в компетенцию МЦУИС входит разрешение правовых вопросов, возникающих непосредственно из инвестиционных отношений между государством - участником Конвенции и инвестором. Основанием для рассмотрения спора является письменное соглашение сторон о передаче спора на разрешение в Центр. В рамках деятельности МЦУИС предусмотрены два вида разбирательств: примирительная и арбитражная процедуры. Договаривающееся государство или инвестор, избрав один из вышеназванных видов разбирательства, должны обратиться с соответствующим заявлением к Генеральному секретарю, являющемуся главным должностным лицом Центра.

Примирительная процедура используется для достижения соглашения между сторонами спора. В случае если Примирительная комиссия придет к выводу о том, что соглашение между сторонами невозможно, она прекращает процедуру и составляет соответствующий доклад с записью об этом. Комиссия прекращает работу и в случае неявки или отказа одной из сторон от участия в примирительной процедуре.

В отличие от примирительной процедуры итогом арбитражной является вынесение решения. Решение Арбитража имеет обязательную силу для спорящих сторон и не подлежит обжалованию, за исключением тех случаев, которые прямо предусмотрены в Вашингтонской конвенции. Каждое государство - участник Конвенции обязано обеспечить исполнение вынесенного арбитражного решения в соответствии с национальным законодательством, регулирующим исполнение судебных решений.

Согласно ст. 42 Вашингтонской конвенции Арбитраж при рассмотрении спора применяет право, указанное сторонами в соглашении. При отсутствии соглашения сторон о выборе правовой системы Арбитраж применяет право государства-реципиента, участвующего в споре, а также нормы международного права. Арбитраж не вправе выносить неопределенные решения, ссылаясь на отсутствие правовых норм, и, кроме того, при вынесении решения может основываться на "справедливости и доброй совести, если стороны договорятся об этом" (п. 3 ст. 42).

Источником МЧП по вопросам регулирования иностранных инвестиций является Сеульская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 года (далее - Конвенция). Данная Конвенция была принята с целью защиты иностранных инвесторов от некоммерческих (политических) рисков. На основании Конвенции была учреждена специализированная организация, занимающаяся страхованием инвестиционных рисков, - Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (далее - Агентство).

Согласно Конвенции инвесторы заключают гарантийные соглашения с Агентством, в соответствии с которыми будут выплачиваться денежные компенсации при наступлении страхового случая. Условием предоставления гарантий является экономическая обоснованность капиталовложений. После выплаты соответствующей компенсации инвестору Агентство приобретает право требования перечисленных сумм у государства-реципиента.

Конвенция предусматривает следующие виды некоммерческих рисков:

1) перевод валюты (введение государством-реципиентом ограничения на перевод валюты и перевод прибыли, полученной в результате деятельности инвестора, за границу);

2) экспроприация или аналогичные меры (любые действия государства, в результате которых инвестор лишается права собственности на свои капиталовложения);

3) нарушение договора (например, отказ государства-реципиента от договора с инвестором);

4) война и гражданские беспорядки.

В соответствии с Конвенцией Агентство предоставляет гарантии некоммерческих рисков, включая совместное и повторное страхование. Деятельность иностранных инвесторов свидетельствует, что международно-правовая защита инвестиций является более эффективным средством привлечения капиталовложений в экономику государств.

Важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет национальное законодательство государств. Основным источником правового регулирования иностранных инвестиций на территории Республики Беларусь является Инвестиционный кодекс Республики Беларусь 2001 года, закрепивший основные принципы деятельности иностранных инвесторов и гарантии, предоставляемые им при ее осуществлении.

Иностранными инвесторами в Республике Беларусь признаются иностранные юридические лица, иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, иностранные граждане, физические лица (граждане Республики Беларусь и лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Республики Беларусь), иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов, международные организации. На территории Республики Беларусь могут создаваться филиалы иностранных юридических лиц при условии, что цели создания и деятельности головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории Республики Беларусь обязательствам.

Иностранной инвестицией является вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Республике Беларусь в соответствии с действующим белорусским законодательством. Инвестиционный кодекс Республики Беларусь предусматривает возможность вложения денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Республики Беларусь), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестиционную деятельность в Республике Беларусь в следующих формах:

- долевого участия в предприятиях, создаваемых совместно с белорусскими юридическими и физическими лицами (СП);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам (ИП);

- приобретения прав пользования землей, другими природными ресурсами, а также иных имущественных прав.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями - это юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является белорусское юридическое лицо, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли белорусских физических или юридических лиц.

Коммерческой иностранной организацией является белорусское юридическое лицо, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, а также в иных формах, соответствующих белорусскому гражданскому законодательству. Кроме того, иностранные инвесторы вправе принимать участие в разгосударствлении и приватизации объектов государственного имущества в порядке, установленном для физических и юридических лиц Республики Беларусь.

Анализ белорусского инвестиционного законодательства свидетельствует о том, что экономика Республики Беларусь испытывает потребность в привлечении иностранного капитала. Для этого законодатель закрепляет ряд основополагающих принципов:

- предоставление национального режима;

- гарантированность выплаты компенсаций в случае наступления некоммерческих рисков;

- создания благоприятного инвестиционного климата и др.

В соответствии с белорусским инвестиционным законодательством иностранным инвестициям предоставляется национальный режим, который означает, что правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем аналогичный правовой режим, предоставленный белорусским инвесторам. Из этого правила есть некоторые изъятия, а именно:

1) изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов, которые могут быть установлены законодательными актами и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства;

2) изъятия стимулирующего характера в виде льгот для иностранных инвесторов, допускаемые в интересах социально-экономического развития Республики Беларусь.

Законодательными актами Республики Беларусь устанавливается перечень объектов, в отношении которых запрещено осуществление инвестиционной деятельности всем инвесторам, за исключением Республики Беларусь.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь определил основные гарантии прав иностранных инвесторов и защиту инвестиций на территории Республики Беларусь. В перечень установленных льгот входят:

- гарантии прав инвесторов;

- гарантии использования результатов инвестиционной деятельности;

- защита инвестиций;

- компенсация стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества;

- гарантия от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц.

В целях привлечения иностранных инвестиций иностранным инвесторам и коммерческим организациям с иностранными инвестициями при осуществлении ими приоритетных инвестиционных проектов могут предоставляться льготы по уплате таможенных платежей. В белорусском инвестиционном законодательстве предусматриваются специальные правила, регулирующие перевод платежей после уплаты иностранными инвесторами соответствующих налогов и сборов, при этом закрепляется право беспрепятственного перевода за границу иностранной валюты, полученной в результате вложения инвестиций.