Тема № 2.Информационные правоотношения
Понятие, структура и виды информационных правоотношений. Специфика информационных правоотношений как общественных отношений, складывающихся в информационной сфере.
Информационные правоотношениявозникают, изменяются и прекращаются в информационной сфере и регулируются информационно-правовыми нормами. Являясь разновидностью правовых отношений, они выражают все основные признаки правового отношения.
К основным элементам информационного правоотношенияотносятся: а) субъекты, вступающие в правоотношения при осуществлении информационных процессов; б) поведение (действия, бездействие) субъектов при осуществлении ими информационных правоотношений (например, приобретение исключительных прав, передача имущественных прав, купля-продажа информационных объектов, тиражирование и распространение информационных объектов и другие аналогичные действия); в) объекты, в связи с которыми субъекты вступают в информационные правоотношения (далее — объекты правоотношений). Примеры объектов информационных правоотношений (информационных объектов) — документированная информация, информационные продукты и услуги; исключительные права; элементы информационной безопасности (информационные права и свободы личности, состояние защищенности личности, защищенность информации, информационных ресурсов, информационных продуктов и т.п.); информационные технологии и средства их обеспечения (в том числе программы для ЭВМ), другие объекты в информационной сфере; г) право, обязанность и ответственность субъектов правоотношений при осуществлении информационных процессов.
Понятие и классификация субъектов информационных правоотношений. Человек и гражданин как субъект права в информационной сфере.
В качестве субъектов информационных правоотношений института персональных данных выступают:субъект персональных данных (субъект) — человек, к которому относятся соответствующие персональные данные;держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (обладатель) — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые Правительством РФ, осуществляющие работу с массивами персональных данных на законных основаниях;получатель персональных данных (получатель) — юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются (передаются массивы) персональные данные.
Понятие и признаки информации как объекта правоотношений. Основания классификации информации как объекта правоотношений. Юридическое значение классификации информации.
К объектам информационных правоотношений относятся: информация персонального характера (персональные данные) — зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком или которая может быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной античности.
Основания возникновения, изменения и прекращения информационных правоотношений. Система юридических фактов в информационном праве и ее особенности.
- Тема № 1.Информационное право: понятие, предмет, методы, система и источники
- Тема № 2.Информационные правоотношения
- Тема № 3.Право на поиск, получение и использование информации. Защита права на доступ к информации
- Право общества на получение информации
- Свобода информации в России
- Глава 2. Права и свободы человека и гражданина
- Статья 9. Ограничение доступа к информации
- Статья 24. Защита права на доступ к информации.
- Тема № 4.Основы правового режима информации с ограниченным доступом
- Тема № 5.Правовое регулирование отношений в сфере рекламной деятельности
- Основные участники рекламного процесса
- Классификации рекламной деятельности
- Глава 2. Особенности отдельных способов распространения рекламы
- Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе