Вопрос 2.
Нормы конституционного права: их виды, особенности, содержание и структура. Конституционно-правовые отношения и ответственность. (Баглай, Козлова/Кутафин, Авакьян)
Характеристика любой отрасли права начинается в том числе и с характеристики её норм, которые, собственно, эту отрасль составляют. Исходя из теории, определим, что нормы права – это формально определенные правила поведения участников правоотношений, имеющие общий характер, адресованные широкому кругу субъектов права и рассчитанные на многократное применение. Сами по себе нормы конституционного права очень разнообразны, ведь сфера конституционно-правового регулирования очень значительна. Именно поэтому, для того чтобы проанализировать конституционно-правовую норму, выявить присущие ей особенности, необходимо провести классификацию конституционно-правовых норм. Одина из видов классификации представлен ниже.
По территории действия. По этому признаку нормы конституционного права делятся на действующие на всей территории Российской Федерации, на территориях группы субъектов Федерации, одного субъекта, муниципального образования. Нормы Конституции РФ действуют, естественно, на всей территории РФ, а нормы конституции или устава субъекта – на территории соответствующего субъекта.
По времени действия. В соответствии с этим критерием нормы конституционного права делят на две группы: нормы постоянного действия, нормы временного действия. К первым относится большинство норм конституционного права, они действуют бессрочно. Ко второй же группе относятся нормы, рассчитанные на определенный срок, который может быть назван как в самом акте, так и в других актах. Не всегда временные нормы являются краткосрочными, как, например, Временное положение об обеспечении деятельности членов Совета Федерации, принятое палатой в 1996 и действовавшее многие годы.
По правовой форме, используемой для установления норм. Так, нормы могут быть закреплены в Конституции РФ, законах о поправках к ней, ФКЗ, ФЗ, указах Президента РФ, конституциях и уставах субъектов РФ, так и в различных декларациях, внутригосударственных договорах, регламентах, положениях и т.д.
По субъектам правотворчества. Таковыми могут являться: народ, принимающий решения на референдуме, парламент, президенты, правительства, министерства и др.
По юридическому значению. По этому признаку нормы конституционного права можно разделить на четыре группы: материальные, процессуальные, методические, технико-юридические. Материальные закрепляют статус, компетенцию, полномочия участников конституционных правоотношений. Процессуальные устанавливают порядок реализации материальных норм (Регламенты палат ФС РФ, КС, ЦИК РФ, Правительства...). Методические определяют правила применения и материальных, и процессуальных норм (например, Бюджетный кодекс определяет, как составляется проект бюджета, какие позиции в него включаются). Технико-юридические отражают описание документов и параметров некоторых действий, имеющих конституционно-правовое значение (описание удостоверения или знака депутата, к примеру).
По характеру регулятивного воздействия: управомочивающие нормы (например, описание круга субъектов права законодательной инициативы в ч.1 ст.104 Конституции), обязывающие нормы (п. «а» ч.1 ст. 114 Конституции – закрепляет обязанность Правительства подготовить и представить в ГД отчет об исполнении федерального бюджета) и запрещающие нормы (ч.5 ст. 13 Конституции запрещает создание и деятельность определенных видов общественных объединений).
По степени обязательности предписания определенного поведения: категорические, предусматривающие один вариант поведения (только ГД может выдвинуть обвинение против Президента, причем только обвинение в совершении государственной измены, иного тяжкого преступления); диспозитивные, дающие несколько вариантов её реализации или возлагающие одно и то же полномочие на несколько субъектов конституционного права, плюс оставляющая на усмотрение адресата, осуществлять полномочие или нет; рекомендательные, (например, ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» говорит о том, что срок полномочий органов государственной власти субъектов, органов местного самоуправления устанавливается субъектами, но не может быть более пяти лет.
По структуре. В конституционном праве нет классических по структуре норм, включающих гипотезу, диспозицию и санкцию. Есть нормы, состоящие только из основного правила – диспозиции, есть нормы, содержащие диспозицию и гипотезу. Существуют, конечно, и санкции, но они редко присутствуют в норме, содержащей гипотезу и диспозицию.
- Вопрос 1.
- Вопрос 2.
- Вопрос 3 Конституционно правовые отношения, их особенности.
- Вопрос 4.
- Вопрос 6 Юридические свойства и структура Конституции рф.
- Вопрос 7: Порядок внесения поправок, изменения (пересмотра) и принятия новой Конституции рф.
- Вопрос 8 Конституционные принципы экономики в России. Взаимовлияние Конституции рф и экономики.
- Вопрос 9 Законы как источники конституционного права России: понятие, виды, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 10 Соотношение нормативных правовых актов рф, субъектов рф и местного самоуправления в системе источников конституционного права России.
- Вопрос 11 Конституционализм: понятие и значение.
- Вопрос 12 Понятие суверенитета. Суверенитет народа и суверенитет Российской Федерации.
- Вопрос 13 Основные признаки демократического государства.
- Вопрос 14 Основные признаки правового государства.
- Вопрос 15 Основные признаки федеративного государства.
- Вопрос 16 Основные признаки социального государства.
- Вопрос17 Основные признаки светского государства.
- Вопрос 18 Политическая система: понятие, институты, функционирование.
- Вопрос 19 Форма правления: понятие, основные виды и модели власти.
- Вопрос 20 Общая характеристика форм непосредственной и представительной демократии.
- Вопрос 21 Принцип разделения властей. Система сдержек и противовесов. Особенности российской конструкции.
- Российская модель разделения властей: основные черты
- Вопрос 22 Конституционные основы политического плюрализма и идеологического многообразия в России. Конституционно-правовой статус политических партий.
- Вопрос 23 Общественные объединения в России: понятие, организационно-правовые формы, взаимоотношения с государством.
- Вопрос 25 Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации.
- Вопрос 26 Конституционно-правовой смысл прав человека. Концепция прав человека и гражданина в России. Принципы конституционного статуса личности в России.
- Вопрос 27 Основные международно-правовые акты в области прав и свобод человека. Общая характеристика и правовое значение.
- Вопрос 28 Классификация конституционных прав и свобод. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- Вопрос 29 Конституционные гарантии защиты прав и свобод.
- Вопрос 31 Российский федерализм: общая характеристика. Принципы российского федерализма.
- Вопрос 34 – Принципы российского федерализма.
- Вопрос 32 Модель разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами Федерации.
- Вопрос 34 Условия и порядок замещения должности, прекращения полномочий Президента Российской Федерации.
- Вопрос 35 Функции и основные полномочия Президента Российской Федерации.
- Вопрос 36 Взаимоотношения Президента рф, Федерального Собрания и Правительства рф с позиций системы сдержек и противовесов.
- Вопрос 37 Совет Федерации: порядок формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 38 Государственная Дума: принцип формирования, компетенция, внутренняя структура и организация работы.
- Вопрос 39 Законодательный процесс: понятие, стадии, участники.
- Вопрос 40 Природа депутатского мандата в России. Основные права и обязанности депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации.
- Вопрос 41 Депутатский индемнитет. Депутатский иммунитет. Социальные гарантии членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы.
- Вопрос 42 Конституционно-правовой статус Счетной палаты рф.
- Вопрос 43 Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в России. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии
- [Править] Цели деятельности
- [Править] Требования к кандидатуре
- [Править] Порядок рассмотрения жалоб
- Вопрос 44 Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания прекращения деятельности.
- Вопрос 45 Акты Президента рф и Правительства рф: юридическая сила, место в иерархии нормативных правовых актов, порядок опубликования и вступления в силу.
- Вопрос 46 Федеральные органы исполнительной власти: общая характеристика с позиций административной реформы.
- I. Федеральные министерства, федеральные службы
- III. Федеральные службы и федеральные агентства, руководство
- Вопрос 47 Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
- Вопрос48 Судебная власть в Российской Федерации. Общая характеристика и строение. Подсистемы судебной власти.
- Вопрос 49 Конституционный Суд Российской Федерации: назначение, порядок формирования, компетенция.
- Вопрос 50 Прокуратура Российской Федерации: место в системе государственных органов, порядок формирования, компетенция. Прокуратура Российской Федерации (ч. 1, 5 ст. 129)