logo search
Трудовое право - учебник (Миронов)

§ 10. Особенности регулирования труда работников транспорта

В соответствии с ч. 1 ст. 328 ТК РФ лица, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. При поступлении на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны быть представлены соответствующие документы, подтверждающие наличие у лица, претендующего на данную работу, соответствующих профессиональных навыков. Отсутствие этих документов является основанием для отказа в приеме на работу.

Постановлением Правительства РФ от 14 января 2003 года N 13 "О порядке утверждения перечня профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств" установлено, что Министерство транспорта РФ и Министерство путей сообщения РФ утверждают указанный перечень профессий (должностей) и работ. При поступлении на работу, которая входит в утвержденный указанными органами власти перечень, должны быть представлены документы, подтверждающие прохождение соответствующей профессиональной подготовки.

Из ч. 2 ст. 328 ТК РФ следует, что прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, определенном органом федеральной исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Медицинские осмотры проводятся и в процессе трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств. В настоящее время их прохождение регламентируется Положением о проведении обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров, утвержденным Минздравом РФ от 14 марта 1996 года с последующими изменениями и дополнениями. Отсутствие медицинских документов о прохождении данного осмотра является основанием для отказа в приеме на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств. Нарушение сроков прохождения медицинских осмотров в течение трудовой деятельности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, является основанием для отстранения работника от работы на основании ст. 76 ТК РФ.

В соответствии со ст. 329 ТК РФ работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени при выполнении работ, непосредственно связанных с движением транспорта, а также с вредными и (или) опасными условиями труда. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти соответствующего вида транспорта. Однако установление этих особенностей не может ухудшать положение работников транспорта по сравнению с ТК РФ.

Постановлением Минтруда РФ N 16 от 25 июня 1999 года утверждено Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей, которое действует с изменениями и дополнениями, внесенными постановлением Минтруда РФ от 23 октября 2001 года N 77. В нем имеются условия, которые создают более благоприятные условия труда, чем предусмотрены ТК РФ. В соответствии с п. 7 данного Положения работодатель не может произвольно вводить суммированный учет рабочего времени. Суммированный учет рабочего времени для водителя автомобиля может быть введен работодателем по согласованию с профсоюзным органом организации, а при его отсутствии - по согласованию с работником. Решение работодателя о введении суммированного рабочего времени должно быть мотивировано, оно может быть обжаловано работниками, их представителями в лице профсоюзов в судебном порядке.

По общему правилу суммированный учет рабочего времени водителей автомобилей вводится за один календарный месяц. Исключение из этого правила составляют случаи перевозки пассажиров в курортной местности в летне-осенний период и на других перевозках, связанных с обслуживанием сезонных работ. На сезонных работах учетный период может быть установлен до шести месяцев. Тогда как в соответствии со ст. 104 ТК РФ учетный период может устанавливаться сроком до одного года. Следовательно, в рассматриваемом случае подлежит применению специальная норма, создающая для водителей автомобилей более благоприятные по сравнению с общим правилом условия.

В п. 8 названного Положения установлено правило о том, что при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) не должна превышать 10 часов. В исключительных случаях, когда при осуществлении междугородней перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если время в пути превышает 12 часов, то в рейс должны направляться два водителя.

В соответствии с п. 11 рассматриваемого Положения ненормированный рабочий день может быть установлен водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям других автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных работах, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях. Решение о введении ненормированного рабочего дня должно быть принято работодателем по согласованию с действующим в организации профсоюзом, а при его отсутствии - по согласованию с работником.

Таким образом, решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня может быть принято только по отношению к водителям, занятым на перечисленных в п. 11 Положения работах, и только по согласованию с представителями работников, а при их отсутствии - по согласованию непосредственно с работниками. Работники, их представители в лице профсоюзов могут обжаловать решение работодателя о введении ненормированного рабочего дня в судебном порядке.

В свою очередь ст. 101 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне позволяет установить по отношению ко всем работникам организации соглашением, коллективными договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Очевидно, что по отношению к водителям автомобилей общее правило также не применимо, поскольку специальная норма предусматривает более благоприятные для работников условия, чем общая.

В состав рабочего времени водителей включаются следующие периоды: 1) время управления автомобилем, которое не должно превышать 9 часов в день; 2) периоды остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных остановках продолжительностью не менее 15 минут; 3) время, необходимое для подготовительно-заключительных работ перед выездом на линию и после возвращения с нее; 4) периоды медицинских осмотров перед выездом водителей на линию и после возвращения с линии; 5) периоды стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; 6) периоды простоев не по вине водителя, например при отсутствии горюче-смазочных материалов; 7) периоды по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; 8) периоды охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородних перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены в трудовом договоре, заключенном с водителем.

В соответствии со ст. 330 ТК РФ дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, помимо ТК РФ регламентируется положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами. Для достижения перечисленных в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целей, в частности для обеспечения жизни и здоровья других людей, по отношению к работникам, выполняющим работу, непосредственно связанную с движением транспорта, могут быть предусмотрены дополнительные меры дисциплинарной ответственности, например перевод с их согласия на другую работу, которая не связана с движением транспорта.

Критерием для дифференциации в правовом регулировании труда работников транспорта выступает особый характер выполняемой ими трудовой функции. Трудовые обязанности указанных работников связаны с осуществлением деятельности, создающей повышенную опасность для окружающих, с целью защиты их прав в нормах трудового законодательства предусмотрены особые условия для выполнения работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств.