5. Демократический тип государственного управления
Демократия означает «правление народа». В крупных политических системах, к каковым относятся современные государства, демократия должна осуществляться преимущественно за счет непрямого участия в выработке политического курса. Выборы, состязательные политические партии, свободные средства массовой информации и собрания представителей – те политические структуры, которые делают возможными определенный уровень демократии, определенную степень «правления народа» в крупных политических системах. Подобную непрямую демократию нельзя назвать ни полной, ни идеальной. Но чем сильнее граждане вовлечены в политический процесс, чем более влиятельны их решения, тем демократичнее система. В демократических системах конкурентные выборы позволяют гражданам участвовать в формировании политического курса посредством отбора и отклонения тех лиц, которым принадлежит ключевая роль в его определении. В крупных обществах необходимым условием сколько-нибудь реального «правления народа» являются состязательные выборы на основе всеобщего избирательного права для совершеннолетних.
Демократический тип государственного управления – это такой тип, в котором, субъект управления представлен иерархической структурой политических институтов и руководящих должностных лиц, избранных народом и сменяемых им.
Демократической системе управления также присуща вертикаль государственной власти, но идущая как сверху вниз, так и наоборот – снизу вверх, что предполагает контроль общества над властными структурами. Демократический субъект функционирует в системе взаимодействия с управляемым объектом. Она слагается из процессов объективации субъекта и субъективации объекта, регулируемых демократическими принципами.
Известно, что демократические политические режимы существуют в трех видах организации власти, характеризующих форму республиканского правления: парламентской, президентской и полупрезидентской.
Демократический президентский режим предполагает наличие двух раздельных правительственных органов – исполнительного и законодательного, которые самостоятельно избираются и санкционируются народом. Каждая ветвь власти наделена особыми полномочиями в рамках конституции и избирается на определенный срок, причем ни одна из них не может с помощью обычных средств сместить другую.
Единым главой исполнительной власти является президент. Правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственность перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство согласно действующему в президентских режимах принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. Президентская модель правительства предполагает создание системы, при которой обе ветви власти – законодательная и исполнительная – действуют независимо друг от друга, но имеют возможность уравновешивать одна другую. Хотя президентская модель предоставляет больше самостоятельности парламенту, чем в парламентской модели, правительство тем не менее занимает центральное положение и играет решающую роль как в управлении, так и в процессе законотворчества.
В президентских республиках правительство слабо заинтересовано в контроле за парламентскими фракциями, но это не значит, что такой контроль отсутствует. Правительство осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется даже тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям.
В свою очередь парламентский режим означает взаимозависимость исполнительной и законодательной ветвей власти. При таком устройстве непосредственно избирается только законодательная власть, тогда как кабинет (коллективное руководство исполнительной власти) вырастает из легислатуры. В парламентской системе правительство занимает по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. Это несмотря на то что в парламентском режиме правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия. Следует учитывать тот факт, что правительство состоит из лидеров правящей партии, а это означает, что парламентское большинство в своем поведении связано партийной дисциплиной.
В парламентских системах верховная исполнительная власть, как правило, всегда разделена между главой государства (президент) и главой правительства. Первый выступает преимущественно как представительное должностное лицо, второй принимает и осуществляет властные решения, несет ответственность за правительственный курс перед парламентом и главой государства.
В странах с парламентской системой глава государства осуществляет свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть, по сути, правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства. Институт контрасигнатуры нейтрализует любую попытку главы государства осуществить какие-либо дискреционные действия.
Демократический полупрезидентский или смешанный режим совмещает в себе черты парламентского и президентского режимов. Президент и законодательный орган избираются народом на раздельных выборах, как и в случае с президентским режимом, но президент наделен правом в определенных, предусмотренных законом условиях, распускать легислатуру (как при парламентской системе). Кабинет министров назначается президентом (как при президентской системе), но парламент обладает правом либо влиять на процесс формирования правительства, либо смещать его, вынося вотум недоверия (как при парламентской системе).
Избираемый народом глава государства олицетворяет единство нации, он наделен реальными и символическими полномочиями, позволяющими ему обеспечивать единство системы государственного управления и служить гарантом стабильности новой демократии. Правительство несет ответственность перед парламентом и президентом.
Высшее руководство исполнительной власти может быть индивидуальным и коллективным, включающим в свой состав как избранных, так и назначенных должностных лиц, обладающих определенными полномочиями в выработке политического курса.
Таким образом, политический режим вносит заметные различия в системы осуществления политики и государственного управления. В зависимости от принятой модели разделения власти, правительство формируется под влиянием либо парламентских, либо президентских факторов, образуя различные композиции взаимодействия с институтами главы государства или парламента. Состав, структура, источники рекрутирования правительства имеют свои различия, которые связаны с принятыми институциональными нормами и национально-политическими традициями. Эти различия могут быть представлены в виде таблицы, которая поможет лучше освоить представленный в разделе материал.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Государственное управление и общественная политика Практикум
- Оглавление
- Введение
- Планы и задания для практических занятий
- Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
- 4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
- Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)
- 2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.
- 3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).
- Тема 3 Современные концепции государственного управления (4ч.)
- 1. Теории административного управления
- 2. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции ф. Хайека, Дж. Гелбрайта).
- 3. Концепция «социального государства» (л. Фон Эрхард, в. Жискар д. Эстен).
- 4. Концепция рациональной бюрократии м. Вебера.
- 5. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии.
- 6. Концепция нового государственного менеджмента.
- 7. Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Виды и типы политических сетей.
- Тема 4 Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (4ч.)
- 1. Понятие публичной политики и его интерпретации.
- 3. Политический режим и государственная власть
- 4. Авторитарные типы государственного управления
- 5. Демократический тип государственного управления
- Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
- 3. Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
- Тема 6 Направления государственной (публичной) политики (4ч.)
- 1. Государственная экономическая политика
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Государственная национальная политика
- 4. Государственная экологическая политика
- 5. Государственная политика в области безопасности
- 6. Международная политика государства
- Тема 7 Эффективность и контроль государственного управления (4ч.)
- 1. Понятие эффективности государственного управления
- 2. Оценка эффективности государственного управления
- 3. Критерии эффективности государственного управления
- 4. Контроль и надзор в государственном управлении
- 5. Система мониторинга государственного управления.
- Тема 8 Региональная политика и региональное государственное управление (4ч.)
- 1. Сущность регионального управления
- 2. Основные направления региональной политики
- 3. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.
- 4. Особенности региональной политики и государственного управления в Республике Башкортостан.
- Тема 9 Государственная политика и общество (4ч.)
- 1. Формы участия граждан в государственной политике.
- 2. Политические партии
- 3. Группы интересов
- 4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.
- 5. Общественное мнение
- Его основные признаки:
- Библиографический список