logo search
Билеты Право интеллектуальной собственности

17.Личные неимущественные права автора и их характеристика. Личные неимущественные права автора и их характеристика.

Личные неимущественные права – права субъекта правоотношений, которые неразрывно связаны с личностью физического лица, а также правовым статусом юридического лица, не содержащие имущественную, стоимостную оценку этих прав.

Различают:

1) личные неимущественные права, тесно связанные с имущественными;

2) личные неимущественные права, не связанные с имущественными.

Личные неимущественные права авторов относятся к правам, тесно связанным с имущественными. По Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 15) автору принадлежат следующие личные неимущественные права автора :

1) право признаваться автором произведения (право авторства);

2) право использовать или разрешать использовать произведение под подлинным именем автора, псевдонимом либо без обозначения имени, т. е. анонимно (право на имя);

3) право обнародовать или разрешать обнародовать произведение в любой форме (право на обнародование), включая право на отзыв;

4) право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (право на защиту репутации автора).

Право авторства

– право создателя произведения быть признанным обществом в качестве автора этого произведения на основе факта его создания. На основе данного права автор может требовать защиты своих интересов в случае присвоения авторства другими лицами. Право авторства возникает в связи с фактом создания произведения и не требует специальной регистрации в какомлибо органе власти.

Признаки права авторства:

а) право авторства осуществляется только автором и неотчуждаемо от личности автора;

б) право авторства не переходит в порядке универсального правопреемства.

Право на имя – возможность автора использовать или разрешить использовать произведения под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (аноним), с выбором способа и полноты указания своего имени.

Право на обнародование – право самостоятельно или при помощи иной формы на осуществление доступности произведения для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, передачи в эфир или иным способом.

Право на отзыв – право отказа автора от ранее принятого решения об обнародовании произведения с возмещением причиненных таким отказом пользователю убытков, в том числе упущенной выгоды.

Право на защиту репутации автора – право автора защищать произведение от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения.

В соответствии со ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации признаются интеллектуальные права, которые включают

Право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы. Отказ от этих прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно.

Интеллектуальная собственность

Под термином интеллектуальная собственность подразумеваются результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, не являющиеся результатом интеллектуальной деятельности, но приравненные к ним.

Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

    1. произведения науки, литературы и искусства;

    2. программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ);

    3. базы данных;

    4. исполнения;

    5. фонограммы;

    6. сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

    7. изобретения;

    8. полезные модели;

    9. промышленные образцы;

    10. селекционные достижения;

    11. топологии интегральных микросхем;

    12. секреты производства (ноу-хау);

    13. фирменные наименования;

    14. товарные знаки и знаки обслуживания;

    15. наименования мест происхождения товаров;

    16. коммерческие обозначения.

При этом предметом гражданского оборота, как правило, выступают не сами указанные выше объекты, а права на них.