22.Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде
Районный суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Районные суды образуются по принципу максимального обеспечения возможности для граждан обращаться в суд по месту жительства на основании федерального закона. Состав суда: 1. Односоставный (как правило один судья, в небольших районах); 2. Многосоставный – это председатель, заместитель суда, профессиональные судьи, аппарат суда (помощник председателя суда, помощники судей, администратор районного суда, консультант, главный специалист, ведущий специалист, специалисты 1-ой или 2-ой категории, специалист, секретари судебных заседаний, архивариус, начальник канцелярии и делопроизводители).
Районный суд состоит из судей и народных заседателей. В большинстве районных судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда. Все судьи и народные заседатели независимы, подчиняются только закону. Народные заседатели, участвуя в рассмотрении дела, пользуются всеми правами профессионального судьи.
Судьи районных судов назначаются на должность Президентом РФ. Районные судьи обладают правом неприкосновенности, которое распространяется и на их жилища, служебные помещения, транспортные средства, имущество. Председатель суда организует прием граждан судьями, причем как в утренние, так и в вечерние часы. Кроме того, председатель сам ведет прием граждан.
Обязанности по разрешению дел распределяются между судьями по следующим принципам:
1) зональному, при котором каждый народный судья рассматривает все уголовные и гражданские дела, возникающие на закрепленной за ним территории;
2) предметному, когда один судья рассматривает уголовные дела, другой — гражданские, третий специализируется только на делах о преступлениях несовершеннолетних и т. п.;
3) предметно-зональному, складывающемуся там, где каждый судья рассматривает или уголовные, или гражданские дела в пределах закрепленной за ним зоны (микрорайона), территории;
4) беззональному, когда судьи рассматривают уголовные дела по поручению председателя суда, а гражданские — лишь в тех случаях, если исковые заявления поступили к данному судье во время приема им населения.
Для четкой, правильной организации работы необходим вспомогательный аппарат суда, которым также руководит председатель. Он состоит из консультантов, судебных исполнителей, секретарей канцелярий, секретарей, судебных заседаний, делопроизводителей.
В районном суде имеются две канцелярии: по уголовным и гражданским делам, через которые ведется корреспонденция, регистрация, учет и хранение судебных дел, находящихся в производстве суда. Эта работа выполняется секретарями и делопроизводителями. Для хранения рассмотренных дел организуется архив. Секретари судебных заседаний, как правило, закреплены за конкретными судьями. В их обязанность входит ведение протокола судебного заседания, и они несут ответственность за его правильность. Кроме того, секретари судебных заседаний обеспечивают и проверяют перед началом судебного заседания явку истцов, ответчиков, свидетелей, подсудимых, потерпевших.
Консультант хранит контрольные экземпляры законов, кодексов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, постановлений Пленума Верховного Суда РФ, следит за изменениями в законодательстве и ставит об этом в известность судей, участвует в работе по обобщению судебной практики и анализу судебной статистики.
При районных судах состоят судебные приставы, которыми назначаются на эту должность органами юстиции: министерствами юстиции республик, управлениями (отделами) юстиции краев, областей. Их количество может колебаться от одного до десяти-двенадцати человек и зависит от объема выполняемой работы. Судебный пристав является должностным лицом, осуществляющим исполнение решений, постановлений и определений судов по гражданским делам, а также приговоров по уголовным делам и постановлений по административным делам в части имущественных взысканий. В соответствии с законом судебный пристав действует на основании судебного решения, выданного ему судьей. Требования судебного пристава по исполнению судебных решений обязательны для всех учреждений, организаций, должностных лиц и граждан. В случае оказания сопротивления судебному приставу он составляет акт об этом и для устранения препятствий обращается к органам власти, которые обязаны оказать ему содействие. Акт предоставляется судье для привлечения к ответственности лиц, оказавших судебному приставу сопротивление. Судебный пристав вправе применять принудительные меры для исполнения судебного решения: налагать арест на имущество; организовывать его продажу; изымать определенные предметы, указанные в решении суда.
Полномочия районного суда:
Рассматривание уголовных, гражданских и административных дел по первой инстанции (рассматриваются судом единолично)
Повторное рассмотрение обжалованных дел, рассмотренных мировым судьей, не вступившие в законную силу (апелляционная инстанция);
Вынесение решений, допускающих ограничений важнейших конституционных прав граждан при производстве отдельных процессуальных действий на досудебной стадии (постановление на обыск, прослушивание телефонных переговоров, на заключение под стражу, продление сроков задержания)
Рассмотрение жалоб на действия либо бездействия и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя
Деятельность по обеспечению исполнения вынесенных или приговоров и иных судебных решений (напр.: дела об условно-досрочном освобождении, об освобождении от отбывания наказания, о снятии судимости и т.д.)
Изучение и обобщение судебной практики и анализ судебной статистики
- 1.Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели, задачи
- 2.Общая характеристика правоохранительных органов рф. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции
- 3.Общая характеристика и классификация нпа о по и их деятельности
- 1. Акты общего действия:
- 4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти
- 5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система
- 6.Законность – основополагающий принцип правосудия
- 7.Принцип осуществления правосудия только судом
- 8.Независимость судей и подчинение их только закону – принцип правосудия
- 9.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия
- 10.Равенство граждан перед законом и судом - принцип правосудия
- 11.Обеспечение права граждан на судебную защиту - принцип правосудия
- 12. Состязательность и равноправие сторон - принцип правосудия
- 13.Презумпция невиновности - принцип правосудия
- 14.Обеспечение возможности пользоваться в суде родным языком - принцип правосудия
- 15.Гласность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 16.Непосредственность и устность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 17.Участие граждан в отправлении правосудия
- 18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»
- 19.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности
- 20.Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика фкз «о судах общей юрисдикции в рф»
- 21.Суды субъектов рф – конституционные (уставные) суды, мировые судьи
- 22.Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде
- 23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции
- 24.Верховный суд рф: его полномочия и структура
- 25.Военные суды в судебной системе рф
- 26.Арбитражные суды в рф, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика фкз «Об арбитражных судах в рф»
- 27.Конституционный суд рф: полномочия, структура и организация деятельности
- 28.Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона рф «о статусе судей в рф»
- 29.Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. Порядок наделения их полномочиями.
- 30.Порядок формирования судейского корпуса: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, отбор кандидатов на должность судьи, назначение судей
- 31. Органы судейского сообщества
- 32. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- 33. Система и структура органов прокуратуры рф.
- 34. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- 35. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
- 36. Кадры органов прокуратуры
- 37. Министерство юстиции рф, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.
- 38. Федеральная служба судебных приставов
- 39. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи
- 40. Система обеспечения безопасности в рф. Состав, задачи и функции Совета Безопасности рф.
- 41. Органы фсб в рф, их система, принципы и основные направления деятельности.
- 42. Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки рф
- 43. Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф.
- 44. Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф.
- 45. Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс).
- 46. Понятие и система органов внутренних дел рф.
- 47. Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.
- 48. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.
- 49. Федеральная миграционная служба при мвд рф: задачи и основные полномочия.
- 50. Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.
- 51. Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф.
- 52. Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- 53. Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.
- 54. Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- 55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
- 57. Система органов дознания и их полномочия.
- 42.Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки
- 43.Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф
- 44.Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф
- 45.Понятие, система и основные полномочия органов министерства рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- 46.Понятие и система органов внутренних дел рф
- 47.Задачи и основные полномочия министерства внутренних дел
- 48.Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции
- 49.Федеральная миграционная служба при мвд: задачи и основные полномочия
- 50.Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков
- 51.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф
- 52.Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу
- 53.Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия
- 54.Задачи и структура внутренних войск мвд рф
- 55.Органы уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 57.Система органов дознания и их полномочия (упк ст. 40)
- 58.Адвокатура и адвокатская деятельность в рф
- 59.Система нотариата в рф. Общая характеристика нотариальной деятельности в рф
- 60.Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности