55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
Обязанности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, определены ст. 14 ФЗ «Об ОРД».
Так в соответствии с ФЗ «Об ОРД», при решении определенных законом задач оперативно-розыскной деятельности органы, уполномоченные ее осуществлять, обязаны:
1. Принимать в пределах своих полномочий все необходимые меры по защите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства.
2. Исполнять в пределах своих полномочий поручения в письменной форме органа дознания, следователя, руководителя следственного органа и решения суда о проведении оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам, принятым ими к производству.
3. Выполнять на основе и в порядке, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, запросы соответствующих международных правоохранительных организаций, правоохранительных органов и специальных служб иностранных государств.
4. Информировать другие органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность на территории Российской Федерации, о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к компетенции этих органов, и оказывать этим органам необходимую помощь.
5. Соблюдать правила конспирации при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
6. Содействовать обеспечению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, выступая от имени государства, которое в соответствии со ст. 45 Конституции гарантирует защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, обязаны согласно комментируемому закону предпринимать все необходимые меры по защите конституционных прав граждан, собственности, а также по обеспечению безопасности общества и государства. Таким образом, закон требует полноты осуществления оперативно-розыскных мероприятий, направленных на реализацию названного нормативного требования. Это означает, что согласно закону недопустимым является пассивность при их проведении. Иными словами, в целях защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина оперативно-розыскные мероприятия должны осуществляться своевременно и в достаточном объеме.
Органы, осуществляющие ОРД, обязаны выполнять поручения субъектов, обладающих властными полномочиями в сфере уголовно-процессуальной деятельности, которые, в свою очередь, возникают из необходимости решения задач обеспечения уголовного судопроизводства. Это положение как бы корреспондирует с регламентированным уголовно-процессуальным законодательством правом органов дознания, следователя, руководителя следственного органа и суда давать субъектам ОРД отдельные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.
Законодателем сформулирован ряд условий реализации правового предписания, касающегося исполнения органами, осуществляющими ОРД, поручений властных субъектов уголовного процесса. К их числу можно отнести следующие:
- органы, осуществляющие ОРД, могут исполнять поручения следователя только в пределах своих полномочий. Это означает, что орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд при даче поручения или указания должны учитывать уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, административно-правовую компетенцию оперативных подразделений, а также их функции, территорию и объекты, которые они обслуживают, и др.;
- поручения, указания и решения должны быть даны в письменной форме. Только в этом случае согласно п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК РФ они обязательны к исполнению. В Законе не определены структура и содержание поручения. Однако в сложившейся практике в документе должны найти отражение следующие вопросы: кому адресовано поручение, основания направления поручения (номер уголовного дела, обстоятельства преступления), что следует установить или какие мероприятия провести, срок выполнения поручения, какие документы представить следователю;
- орган дознания, следователь, руководитель следственного органа, суд могут давать поручения и указания лишь по тем уголовным делам, которые находятся в их производстве;
- в поручении, указании и решении не должна определяться тактика проведения оперативно-розыскного мероприятия. Выбор способов и тактических приемов решения поставленных задач является прерогативой органов, осуществляющих ОРД.
Поручения, указания и решения адресуются органу, уполномоченному на осуществление оперативно-розыскных мероприятий, но не конкретному сотруднику. Руководитель органа, получивший соответствующий документ, назначает сотрудника, ответственного за проведение ОРМ. Исключения составляют ситуации, когда следователь и оперуполномоченный работают в составе одной следственно-оперативной группы. В этом случае поручения следователя, который руководит расследованием, обязательны для оперативного работника.
Российская Федерация заключила ряд двусторонних договоров о сотрудничестве в сфере предупреждения и раскрытия преступлений. Обязательства, вытекающие из этих договоров, подлежат исполнению.
В международном сотрудничестве в борьбе с преступностью Россия исходит из принципа, в соответствии с которым при исполнении запроса применяется законодательство государства запрашиваемой стороны. Вместе с тем по просьбе запрашиваемой стороны допустимо применение законодательства ее государства, если это не противоречит законодательству или международным обязательствам государства запрашиваемой стороны.
Оперативно-розыскные органы обязаны выполнять запросы о проведении ОРМ. Как правило, запросы документально оформлены (в отдельных специально предусмотренных соглашениями случаях запрос может направляться устно, но в дальнейшем он должен быть подтвержден письменно).
Органом, обеспечивающим сотрудничество правоохранительных структур России и зарубежных стран, является Национальное центральное бюро Интерпола в России.
Поступление запроса международной правоохранительной организации в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об ОРД» является правовым основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Одна из эффективных форм взаимодействия органов, осуществляющих ОРД, - обмен информацией. Подобный обмен (с соблюдением конспирации) проводится, как правило, в тех случаях, когда орган, уполномоченный вести оперативно-розыскную деятельность, получает информацию о фактах противоправных деяний, борьба с которыми отнесена к компетенции других служб.
Круг вопросов взаимных оперативно-розыскных возможностей, его порядок, а также основания для привлечения оперативно-розыскных возможностей соответствующих оперативно-розыскных органов определяются ведомственными нормативно-правовыми актами органов, осуществляющих ОРД.
Конспирация закреплена в качестве одного из основных принципов оперативно-розыскной деятельности, и соблюдение ее правил является обязанностью сотрудников, осуществляющих ОРД. Конспирацию можно рассматривать и как способ обеспечения безопасности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, и как условие результативности проводимых ОРМ.
Органы, осуществляющие ОРД, обязаны содействовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, безопасности и сохранности имущества своих сотрудников, лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющих ОРД, участников уголовного судопроизводства, а также членов семей и близких указанных лиц от преступных посягательств.
Как правило, поводом для применения мер безопасности в отношении сотрудника, его близких или иных лиц является соответствующее заявление (рапорт) или непосредственное получение оперативной информации о наличии угрозы безопасности указанного лица.
- 1.Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели, задачи
- 2.Общая характеристика правоохранительных органов рф. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции
- 3.Общая характеристика и классификация нпа о по и их деятельности
- 1. Акты общего действия:
- 4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти
- 5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система
- 6.Законность – основополагающий принцип правосудия
- 7.Принцип осуществления правосудия только судом
- 8.Независимость судей и подчинение их только закону – принцип правосудия
- 9.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия
- 10.Равенство граждан перед законом и судом - принцип правосудия
- 11.Обеспечение права граждан на судебную защиту - принцип правосудия
- 12. Состязательность и равноправие сторон - принцип правосудия
- 13.Презумпция невиновности - принцип правосудия
- 14.Обеспечение возможности пользоваться в суде родным языком - принцип правосудия
- 15.Гласность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 16.Непосредственность и устность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 17.Участие граждан в отправлении правосудия
- 18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»
- 19.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности
- 20.Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика фкз «о судах общей юрисдикции в рф»
- 21.Суды субъектов рф – конституционные (уставные) суды, мировые судьи
- 22.Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде
- 23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции
- 24.Верховный суд рф: его полномочия и структура
- 25.Военные суды в судебной системе рф
- 26.Арбитражные суды в рф, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика фкз «Об арбитражных судах в рф»
- 27.Конституционный суд рф: полномочия, структура и организация деятельности
- 28.Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона рф «о статусе судей в рф»
- 29.Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. Порядок наделения их полномочиями.
- 30.Порядок формирования судейского корпуса: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, отбор кандидатов на должность судьи, назначение судей
- 31. Органы судейского сообщества
- 32. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- 33. Система и структура органов прокуратуры рф.
- 34. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- 35. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
- 36. Кадры органов прокуратуры
- 37. Министерство юстиции рф, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.
- 38. Федеральная служба судебных приставов
- 39. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи
- 40. Система обеспечения безопасности в рф. Состав, задачи и функции Совета Безопасности рф.
- 41. Органы фсб в рф, их система, принципы и основные направления деятельности.
- 42. Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки рф
- 43. Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф.
- 44. Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф.
- 45. Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс).
- 46. Понятие и система органов внутренних дел рф.
- 47. Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.
- 48. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.
- 49. Федеральная миграционная служба при мвд рф: задачи и основные полномочия.
- 50. Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.
- 51. Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф.
- 52. Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- 53. Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.
- 54. Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- 55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
- 57. Система органов дознания и их полномочия.
- 42.Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки
- 43.Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф
- 44.Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф
- 45.Понятие, система и основные полномочия органов министерства рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- 46.Понятие и система органов внутренних дел рф
- 47.Задачи и основные полномочия министерства внутренних дел
- 48.Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции
- 49.Федеральная миграционная служба при мвд: задачи и основные полномочия
- 50.Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков
- 51.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф
- 52.Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу
- 53.Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия
- 54.Задачи и структура внутренних войск мвд рф
- 55.Органы уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 57.Система органов дознания и их полномочия (упк ст. 40)
- 58.Адвокатура и адвокатская деятельность в рф
- 59.Система нотариата в рф. Общая характеристика нотариальной деятельности в рф
- 60.Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности