56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
Органы, осуществляющие деятельность по выявлению и расследованию преступлений в Российской Федерации
Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений
Выявление и расследование преступлений представляют собой два самостоятельных, но взаимосвязанных друг с другом вида правоохранительной деятельности в любом государстве. Она направлена на охрану общественных отношений, обеспечения дисциплины и правопорядка в самом государстве. Кроме того, государство в целях охраны общественные отношения от преступных деяний, предусмотренных УК РФ, создает соответствующие правоохранительные органы, уполномоченные осуществлять этот вид деятельности. Сама же деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с обнаружением, установлением, фиксацией, обозначением преступления и проведением ряда процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений. Данная деятельность по выявлению и расследованию преступлений связана с оперативно-розыскной деятельностью и предварительным расследованием.
Таким образом,выявление и расследование преступлений — два самостоятельных, но взаимосвязанных вида правоохранительной деятельности государства, направленный на охрану общественных отношений, обеспечение дисциплины и порядка в государстве.
Выявление и расследование преступлений как правоохранительная деятельность имеют определенные особенности. Суть этой деятельности сводиться к обнаружению преступных деяний в форме действия (бездействия), в которых содержатся все признаки, характеризующие их как преступления, а так же проведения ряда уголовно-процессуальных действий, благодаря которым можно прийти к предварительным выводам о виновности конкретных лиц в совершении преступлений и предъявления ему обвинения со стороны государства. Информация о совершенных и готовящихся преступлениях может содержаться в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати, при непосредственным обнаружении фактов преступных деяний органами, наделенных правом выявлять и возбуждать уголовные дела. Все выявленные преступления соответствующие государственные органы, чаще всего это — органы внутренних дел, должны в установленном порядке зарегистрировать, что в дальнейшем и послужит основанием для производства расследования.
Все правоохранительные органы, осуществляющие выявление и расследование преступлений, обладают специфическими признаками. В первую очередь в своей деятельность они должны строго руководствоваться нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу этой деятельности. Перечень этих актов дан в таких специальных федеральных законах, как, например, Закон о ФСБ (ст. 4), Закон о полиции (ст. 3), Закон об ОРД (ст. 4) и др. Кроме того, указанные нормативные правовые акты предоставляют этим органам возможность осуществлять деятельность по выявлению и расследованию преступлений, а также регламентируют их процессуальные полномочия. Так, органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством РФ проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя РФ, а также контрразведывательную и разведывательную деятельность в Российской Федерации (ст. 10 Закона об органах ФСБ). Или полиция, ее назначение — защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности, обеспечение общественной безопасности (ч. 1 ст. 1 Закона о полиции. В этих целях одним из основных направлений деятельности полиции признается — выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (ст. 2 указанного Закона).
Несмотря на существование специальных законов регламентация уголовно-процессуальной деятельности по выявлению и расследованию преступлений для всех правоохранительных органов, наделенных такими полномочиями, осуществляется на основе единых нормативных правовых актов. Так, производство предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) осуществляется на основе УПК РФ, а оперативно-розыскная деятельность — Закона об ОРД.
Кроме того, вся деятельность государственных органов, уполномоченных осуществлять выявление и расследование преступлений, находится под надзором соответствующих органов и должностных лиц — органов прокуратуры, главы государства и общества (общественный контроль).
Выявление и расследование преступлений включает два вида правоохранительной деятельности:
— расследование уголовных дел (предварительное расследование);
— оперативно-розыскная деятельность.
Расследование уголовных дел называют предварительным расследованием. Предварительное расследование — это деятельность уполномоченных государством органов и должностных лиц по установлению события преступления, розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением ущерба и принятию мер по устранению причин совершенного преступления и предупреждения новых. По своей правовой сущности предварительное расследование, как видим, — форма уголовно-процессуальной деятельности соответствующих органов и должностных лиц по выявлению обстоятельств совершенного преступления, лиц (лица), его совершивших, а также установлению иных обстоятельств, которые свидетельствуют о виновности лица в совершенном преступлении, обстоятельств, способствующих его совершению и причинению вреда и т.д. Речь в данном случае идет о выявлении всех фактов, на основании которых государство, в силу его публичных отношений в уголовном судопроизводстве, предъявляет условно уголовный иск перед судебным органом о признании виновности либо невиновности лица в инкриминируемом ему деянии, и, в случае его признания таковым, назначения ему уголовного наказания.
Предварительное расследование в свою очередь подразделяется на:
— предварительное следствие;
— дознание (ст. 150 УПК РФ).
Эти формы предварительного расследования осуществляются соответствующими государственными органами, которые при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, и в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносят соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК РФ)
От предварительного следствия дознание отличается по органам, их осуществляющим, а также по объему полномочий, выполняемых этими органами, и срокам процессуальной деятельности. Дознание производится дознавателями (следователями) правоохранительных органов исполнительной власти, а предварительное следствие только следователями.
С уголовно-процессуальной деятельностью по расследованию преступлений тесно связана оперативно-розыскная деятельность,осуществляемая оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Законом об ОРД (подробнее об этом см. далее — 21.4)
Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений. Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно- процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значения для дела обстоятельства. Целью проведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.
Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия. В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:
— Следственного комитета РФ;
— органов федеральной службы безопасности;
— органов внутренних дел РФ;
— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).
Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.
При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи. В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность. Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.
Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:
— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления;
территориальный(местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;
персональный (личный) признак —определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.
Следователи Следственного комитета РФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях. Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина. Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества. Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например, контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).
Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление. Кроме того следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно- процессуального принуждения, такие, как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательство о явке, отстранения от должности и др.
Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ). При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.
Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу. Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.
Следователями могут быть лица, имеющие гражданство РФ, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.
- 1.Правоохранительная деятельность: основные признаки, понятие, цели, задачи
- 2.Общая характеристика правоохранительных органов рф. Государственные и негосударственные органы, выполняющие правоохранительные функции
- 3.Общая характеристика и классификация нпа о по и их деятельности
- 1. Акты общего действия:
- 4.Понятие, полномочия (функции) судебной власти
- 5.Правосудие как вид государственной правоохранительной деятельности. Понятие принципов правосудия и их система
- 6.Законность – основополагающий принцип правосудия
- 7.Принцип осуществления правосудия только судом
- 8.Независимость судей и подчинение их только закону – принцип правосудия
- 9.Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на судебную защиту – принцип правосудия
- 10.Равенство граждан перед законом и судом - принцип правосудия
- 11.Обеспечение права граждан на судебную защиту - принцип правосудия
- 12. Состязательность и равноправие сторон - принцип правосудия
- 13.Презумпция невиновности - принцип правосудия
- 14.Обеспечение возможности пользоваться в суде родным языком - принцип правосудия
- 15.Гласность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 16.Непосредственность и устность судебного разбирательства - принцип правосудия
- 17.Участие граждан в отправлении правосудия
- 18.Судебная система рф. Общая характеристика фкз «о судебной системе рф»
- 19.Понятие звена судебной системы, судебной инстанции, судебной компетенции, подсудности
- 20.Система судов общей юрисдикции. Общая характеристика фкз «о судах общей юрисдикции в рф»
- 21.Суды субъектов рф – конституционные (уставные) суды, мировые судьи
- 22.Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции. Полномочия районного суда. Организация работы в районном суде
- 23.Суды субъектов рф: полномочия, структура, место в системе федеральных судов общей юрисдикции
- 24.Верховный суд рф: его полномочия и структура
- 25.Военные суды в судебной системе рф
- 26.Арбитражные суды в рф, их роль и основные задачи. Система арбитражных судов. Общая характеристика фкз «Об арбитражных судах в рф»
- 27.Конституционный суд рф: полномочия, структура и организация деятельности
- 28.Статус судей: понятие и общая характеристика. Основные положения Закона рф «о статусе судей в рф»
- 29.Статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности. Порядок наделения их полномочиями.
- 30.Порядок формирования судейского корпуса: требования, предъявляемые к кандидатам в судьи, отбор кандидатов на должность судьи, назначение судей
- 31. Органы судейского сообщества
- 32. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- 33. Система и структура органов прокуратуры рф.
- 34. Принципы организации и деятельности органов прокуратуры
- 35. Понятие прокурорского надзора и направления деятельности прокуратуры рф
- 36. Кадры органов прокуратуры
- 37. Министерство юстиции рф, его территориальные органы и учреждения, их основные задачи.
- 38. Федеральная служба судебных приставов
- 39. Федеральная служба исполнения наказаний, ее структура и основные задачи
- 40. Система обеспечения безопасности в рф. Состав, задачи и функции Совета Безопасности рф.
- 41. Органы фсб в рф, их система, принципы и основные направления деятельности.
- 42. Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки рф
- 43. Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф.
- 44. Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф.
- 45. Понятие, система и основные полномочия органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (мчс).
- 46. Понятие и система органов внутренних дел рф.
- 47. Задачи и основные полномочия Министерства внутренних дел.
- 48. Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции.
- 49. Федеральная миграционная служба при мвд рф: задачи и основные полномочия.
- 50. Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков.
- 51. Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф.
- 52. Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу.
- 53. Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия.
- 54. Задачи и структура внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
- 55. Органы, уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 56. Система органов, осуществляющих предварительное следствие. Полномочия следователя и руководителя следственного органа.
- 57. Система органов дознания и их полномочия.
- 42.Система органов внешней разведки рф. Принципы и цели разведывательной деятельности. Полномочия органов внешней разведки
- 43.Понятие, структура и основные полномочия Федеральной службы охраны рф
- 44.Понятие, система и основные полномочия государственной фельдъегерской службы рф
- 45.Понятие, система и основные полномочия органов министерства рф по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
- 46.Понятие и система органов внутренних дел рф
- 47.Задачи и основные полномочия министерства внутренних дел
- 48.Полиция как составная часть органов внутренних дел. Основные права и обязанности полиции
- 49.Федеральная миграционная служба при мвд: задачи и основные полномочия
- 50.Понятие, система и основные полномочия Федеральной службы по контролю над оборотом наркотиков
- 51.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф
- 52.Понятие, система и функции Федеральной службы по финансовому мониторингу
- 53.Федеральные органы государственной охраны: система, задачи и полномочия
- 54.Задачи и структура внутренних войск мвд рф
- 55.Органы уполномоченные осуществлять оперативно-розыскную деятельность, их права и обязанности
- 57.Система органов дознания и их полномочия (упк ст. 40)
- 58.Адвокатура и адвокатская деятельность в рф
- 59.Система нотариата в рф. Общая характеристика нотариальной деятельности в рф
- 60.Частная детективная и охранная деятельность. Ее место в системе правоохранительной деятельности