24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
Орган исполнительной власти - это организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Она образована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Главной задачей органов исполнительной власти является осуществление управленческих полномочий в отношении иных субъектов административного права. Исполнительные органы, являясь одним из видов органов государственной власти, обладают рядом характерных только для них черт:
Они осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность;
Наделены оперативной самостоятельностью;
Имеют, как правило, постоянные штаты;
Образуются вышестоящими органами;
Подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам исполнительной власти.
Органы исполнительной власти призваны повседневно организовывать практическое исполнение законов и других органов законодательной власти и указов Президента.
Структура Федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314.
В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Установить, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, - постановлением Правительства Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов) -- это:
- правительства республик и других субъектов Федерации;
- администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономных округов.
Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, закрепленными в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации". К числу общих принципов, сформулированных в этом законе относятся:
государственная и территориальная целостность РФ;
верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей ее территории;
единство системы государственной власти;
разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов;
самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ принадлежащих им полномочий;
самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления.
Полномочия субъектов Федерации по организации собственной системы органов исполнительной власти конкретизируются в их конституциях и уставах. Содержание этих полномочий составляют:
право разрабатывать и принимать соответствующие акты, являющиеся правовой основой системы органов исполнительной власти субъектов Федерации;
право самостоятельно избирать организационно-правовые формы органов исполнительной власти, устанавливать их структуру, распределять функцию и компетенцию между различными видами органов;
право проводить мероприятия по образованию органов исполнительной власти (выборы, формирование, назначение и т.п.);
право осуществлять политико-правовое, организационное и ресурсное обеспечение деятельности такой системы органов исполнительной власти.
Принцип единства исполнительной власти в РФ не исключает разнообразия в устройстве органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Это разнообразие обусловлено не только историческими, национальными, культурными и иными традициями, но и, прежде всего, конституционно-правовыми различиями в положении таких субъектов.
В организации исполнительной власти республик - субъектов Федерации отражаются специфические черты их конституционного положения и особенностей развития. Основными элементами их системы на уровне органов общей компетенции являются, чаще всего, единоличный орган - глава исполнительной власти (Президент, Председатель правительства, глава республики) и коллегиальный орган - Правительство. На уровне органов государственной администрации специальной компетенции (отраслевых и межотраслевых) наиболее распространенными организационно-правовыми формами являются министерство, государственные комитеты, комитеты, главные управления.
Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (правительством) руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (Губернатор, Глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительство) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:
Глава администрации (Губернатор) непосредственно осуществляет исполнительную власть, руководя прямо подчиненными ему отраслевыми и функциональными подразделениями администрации.
Глава администраций (Губернатор) осуществляет исполнительную власть через формируемый им самостоятельный орган общей компетенции - правительство или администрацию субъекта Федерации. Этот орган может возглавляться должностным лицом, назначаемым губернатором (председатель Правительства, первый заместитель главы администрации, вице-губернатор).
Глава администрации (Губернатор) непосредственно возглавляет орган общей компетенции - Правительство или администрацию субъекта Федерации. При этом правительства и отраслевые органы исполнительной власти формируются губернатором и контрольные функции -законодательной власти существенно ограничены.
- 1. Предмет конституционного права.
- 2. Конституционно-правовое регулирование референдумов.
- Особенности проведения референдума на региональном уровне:
- Особенности проведения референдума на местном уровне:
- 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
- 4. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента рф.
- 5. Методы конституционно-правового регулирования.
- 6.Конституционный статус Государственной Думы и ее структура.
- 7. Источники конституционного права России как отрасли права.
- 8. Статус депутатов Государственной Думы и статус членов Совета Федерации.
- 9. Структура конституционного права России.
- 10. Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента рф.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 14. Акты Президента рф.
- 15. Развитие конституционного законодательства в России.
- 17. Основные особенности содержания Конституции 1993г., проблемы ее действия, пересмотр и поправки к ней.
- 18. Муниципальное право как отрасль права, муниципально-правовые нормы, отношения и их субъекты.
- 19. Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции России (то же, что и вопрос 23 конституц. Характеристики России)
- 20. Акты Федерального Собрания и его палат.
- 21. Народовластие как основа конституционного строя России.
- 22. Компетенция Президента рф.
- 24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
- 25. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.
- 26. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.
- 29. Понятие основ конституционно-правового положения личности.
- 30. Компетенция муниципальных образований.
- 31. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения, основания и порядок прекращения.
- 32. Муниципальное образование – организационная основа местного самоуправления. Территориальный принцип конституирования.
- 33. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: понятие, классификация, содержание. Гарантии прав и свобод граждан и основные способы их защиты.
- 34. Органы при Президенте рф.
- 37.Статус субъектов рф: общие положения и особенности отдельных видов субъектов рф.
- Особенности правового статуса Республик
- Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения
- 38. Непосредственное самоуправление населения.
- 39. Принципы федеративного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.
- 40. Понятие института президентства. Основы статуса Президента России.
- 41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
- 42. Понятия «избирательное право» и «избирательная система».
- 45. Принципы избирательной системы.
- 46. Правительство рф: конституционно-правовые основы статуса, состав Правительства рф, полномочия и акты Правительства рф.
- 47. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы рф.
- 48. Сущность и основы организации местного самоуправления: понятие местного самоуправления, принципы и функции.
- 49. Природа Федерального Собрания рф.
- 50. Система местного самоуправления: основные организационные формы, органы и должностные лица местного самоуправления.
- 51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
- 52. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.