51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
Конституционный статус Совета Федерации образуют правовые нормы (институты), содержащиеся в Конституции Российской Федерации, других нормативных актах и характеризующие его положение в качестве самостоятельного структурного подразделения Федерального Собрания Российской Федерации, а также устанавливающие его компетенцию.
К составным частям (элементам) конституционного статуса Совета Федерации относятся также правовые институты, которые закрепляют: порядок образования Совета Федерации; статус члена Совета Федерации; полномочия по самоорганизации, т. е. образованию отдельных внутренних органов, избранию или назначению должностных лиц, возглавляющих ту или иную структуру Совета Федерации; правила и процедуры работы Совета Федерации.
Конкретизируются конституционные установления, касающиеся функционирования и деятельности Совета Федерации, в федеральных законах, Регламенте, постановлениях Совета Федерации, других законодательных актах. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов Российской Федерации. С точки зрения субъектного состава Совет Федерации представляет собой палату, призванную отражать федеративное устройство Российской Федерации и учитывать интересы ее субъектов.
В числе основополагающих задач Совета Федерации - согласование интересов Федерации с интересами каждого ее субъекта; создание такого положения, чтобы благо страны в целом не оборачивалось ущербом для отдельных ее частей; устранение противоречий между субъектами Российской Федерации, с одной стороны, и федеральным центром, с другой и т.п.
Согласно ст. 102 Конституции РФ, соответствующим законо-дательным нормам к ведению Совета Федерации относятся:
утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
утверждение указа Президента Российской Федерации о вве-дении военного положения;
утверждение указа Президента Российской Федерации о вве-дении чрезвычайного положения;
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за
пределами территории Российской Федерации;
5) назначение выборов Президента Российской Федерации;
6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
7) назначение на должность судей Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Фе-дерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Феде-рации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;
8) назначение на должность и освобождение от должности Гене-рального прокурора Российской
Федерации, первого заместителя Ге-нерального прокурора Российской Федерации и заместителей Гене-рального прокурора Российской Федерации;
9) назначение на должность и освобождение от должности за-местителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;
10) назначение на должность и освобождение от должности чле-нов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и др.
Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
Возглавляет Совет Федерации должностное лицо, именуемое Председателем. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Заместители Председателя Совета Федерации замещают председателя Совета Федерации во время его отсутствия, по поручению Председателя Совета Федерации имеют право подписывать постановления палаты, издавать распоряжения.
Комитеты и комиссии Совета Федерации. Основными структурными подразделениями Совета Федерации являются комитеты - постоянно действующие органы палаты. Они создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Регламентом Совета Федерации, другими правовыми актами
Комитеты призваны решать следующие задачи:
осуществлять подготовку заключений по проектам федеральных конституционных законов, одобренных Государственной Думой, по федеральным законам, принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации;
разрабатывать и предварительно рассматривать законопроекты и проекты иных правовых актов;
организовывать проведение парламентских слушаний;
решать вопросы организации своей деятельности и деятельности палаты и др.
Комитеты образуются из числа членов палаты. Это означает, что все члены Совета Федерации входят в состав комитетов Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей.
Внутренними рабочими органами Совета Федерации являются также постоянные и временные комиссии. Постоянные комиссии функционируют в течение всего срока полномочий Совета Федерации. Временные комиссии создаются для решения конкретной задачи и (или) на определенный срок. В составы постоянных и временных комиссий палаты могут входить члены комитетов Совета Федерации. К временно функционирующим органам следует отнести и рабочие группы, создаваемые комитетами и комиссиями для разрешения определенных вопросов, организации парламентских слушаний.
Аппарат Совета Федерации. К структурным подразделениям Совета Федерации следует отнести Аппарат Совета Федерации. Он осуществляет правовое, информационно-аналитическое, организационное, документационное и финансово-хозяйственное обеспечение деятельности Совета Федерации, его органов, членов Совета Федерации.
- 1. Предмет конституционного права.
- 2. Конституционно-правовое регулирование референдумов.
- Особенности проведения референдума на региональном уровне:
- Особенности проведения референдума на местном уровне:
- 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
- 4. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента рф.
- 5. Методы конституционно-правового регулирования.
- 6.Конституционный статус Государственной Думы и ее структура.
- 7. Источники конституционного права России как отрасли права.
- 8. Статус депутатов Государственной Думы и статус членов Совета Федерации.
- 9. Структура конституционного права России.
- 10. Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента рф.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 14. Акты Президента рф.
- 15. Развитие конституционного законодательства в России.
- 17. Основные особенности содержания Конституции 1993г., проблемы ее действия, пересмотр и поправки к ней.
- 18. Муниципальное право как отрасль права, муниципально-правовые нормы, отношения и их субъекты.
- 19. Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции России (то же, что и вопрос 23 конституц. Характеристики России)
- 20. Акты Федерального Собрания и его палат.
- 21. Народовластие как основа конституционного строя России.
- 22. Компетенция Президента рф.
- 24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
- 25. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.
- 26. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.
- 29. Понятие основ конституционно-правового положения личности.
- 30. Компетенция муниципальных образований.
- 31. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения, основания и порядок прекращения.
- 32. Муниципальное образование – организационная основа местного самоуправления. Территориальный принцип конституирования.
- 33. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: понятие, классификация, содержание. Гарантии прав и свобод граждан и основные способы их защиты.
- 34. Органы при Президенте рф.
- 37.Статус субъектов рф: общие положения и особенности отдельных видов субъектов рф.
- Особенности правового статуса Республик
- Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения
- 38. Непосредственное самоуправление населения.
- 39. Принципы федеративного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.
- 40. Понятие института президентства. Основы статуса Президента России.
- 41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
- 42. Понятия «избирательное право» и «избирательная система».
- 45. Принципы избирательной системы.
- 46. Правительство рф: конституционно-правовые основы статуса, состав Правительства рф, полномочия и акты Правительства рф.
- 47. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы рф.
- 48. Сущность и основы организации местного самоуправления: понятие местного самоуправления, принципы и функции.
- 49. Природа Федерального Собрания рф.
- 50. Система местного самоуправления: основные организационные формы, органы и должностные лица местного самоуправления.
- 51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
- 52. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.