41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
Понятие «предметы ведения» используется Конституцией РФ в двух значениях.
Первое и основное значение связано с обозначением с помощью данной категории вопросов ведения Российской Федерации и ее субъектов. Вместе с тем, категория «предметы ведения» рассматривается и в другом аспекте. Он связан с обозначением их как составной части понятия «компетенция» органа государственной власти. Разграничение предметов ведения — это вопрос об отношениях между Федерацией и ее субъектами, а вопрос о разграничении компетенции и полномочий касается отношений между отдельными видами федеральных органов и органов субъектов Федерации.
Суть предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов производна от функций государства, под которыми понимаются основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами. Одна из особенностей функций состоит в том, что они представляют собой устойчивую, сложившуюся предметную деятельность в той или иной сфере — в экономике, политике, государственном строительстве, в праве и т.д.
Таким образом, в предметах ведения выражаются и конкретизируются функции государства. Для более успешной реализации они могут быть распределены между государством в целом (Федерацией) и его составными частями (субъектами Федерации).
Предметы ведения Российской Федерации — это круг вопросов, отнесенных Конституцией РФ к исключительному ведению России как федерального центра.
В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся:
принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
федеративное устройство и территория Российской Федерации,
регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
федеральная государственная собственность и управление сю;
установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
федеральное коллизионное право;
метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
федеральная государственная служба.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:
обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;
защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;
вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
разграничение государственной собственности;
природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;
общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;
координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;
административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;
установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;
координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Предметы ведения субъектов РФ определены в Конституции РФ по остаточному принципу, а именно: в Российской Федерации к ведению субъектов РФ относится все то, что не отнесено к ведению Федерации и совместному ведению Федерации и ее субъектов.
При этом следует различать:
предметы ведения субъектов Федерации;
предметы исключительного ведения субъектов Федерации.
В сферу ведения субъекта Федерации входит, во-первых, то, что им реализуется совместно с Федерацией, и, во-вторых, все то, что не отнесено к ведению Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ и по договорам между Федерацией и ее субъектами.
Для определения предметов ведения, принадлежащих исключительно субъекту РФ, необходимо оставить лишь те предметы ведения, которые не относятся ни к предметам ведения Федерации, ни к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Приоритет правовых актов субъектов Федерации перед правовыми актами Федерации существует только по предметам исключительного ведения субъекта Федерации, и в этой связи очень важно определить предметы исключительного ведения субъекта Федерации.
- 1. Предмет конституционного права.
- 2. Конституционно-правовое регулирование референдумов.
- Особенности проведения референдума на региональном уровне:
- Особенности проведения референдума на местном уровне:
- 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
- 4. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента рф.
- 5. Методы конституционно-правового регулирования.
- 6.Конституционный статус Государственной Думы и ее структура.
- 7. Источники конституционного права России как отрасли права.
- 8. Статус депутатов Государственной Думы и статус членов Совета Федерации.
- 9. Структура конституционного права России.
- 10. Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента рф.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 14. Акты Президента рф.
- 15. Развитие конституционного законодательства в России.
- 17. Основные особенности содержания Конституции 1993г., проблемы ее действия, пересмотр и поправки к ней.
- 18. Муниципальное право как отрасль права, муниципально-правовые нормы, отношения и их субъекты.
- 19. Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции России (то же, что и вопрос 23 конституц. Характеристики России)
- 20. Акты Федерального Собрания и его палат.
- 21. Народовластие как основа конституционного строя России.
- 22. Компетенция Президента рф.
- 24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
- 25. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.
- 26. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.
- 29. Понятие основ конституционно-правового положения личности.
- 30. Компетенция муниципальных образований.
- 31. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения, основания и порядок прекращения.
- 32. Муниципальное образование – организационная основа местного самоуправления. Территориальный принцип конституирования.
- 33. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: понятие, классификация, содержание. Гарантии прав и свобод граждан и основные способы их защиты.
- 34. Органы при Президенте рф.
- 37.Статус субъектов рф: общие положения и особенности отдельных видов субъектов рф.
- Особенности правового статуса Республик
- Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения
- 38. Непосредственное самоуправление населения.
- 39. Принципы федеративного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.
- 40. Понятие института президентства. Основы статуса Президента России.
- 41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
- 42. Понятия «избирательное право» и «избирательная система».
- 45. Принципы избирательной системы.
- 46. Правительство рф: конституционно-правовые основы статуса, состав Правительства рф, полномочия и акты Правительства рф.
- 47. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы рф.
- 48. Сущность и основы организации местного самоуправления: понятие местного самоуправления, принципы и функции.
- 49. Природа Федерального Собрания рф.
- 50. Система местного самоуправления: основные организационные формы, органы и должностные лица местного самоуправления.
- 51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
- 52. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.