5. Методы конституционно-правового регулирования.
Метод конституционно-правового регулирования Приступая к рассмотрению первого вопроса работы отметим что юридическая наука предусматривает наличие инструментария научного исследования. Важное значение здесь имеет определение метода правового регулирования. Метод правового регулирования - это совокупность и сочетание (система) способов и приемов юридического воздействия норм права на общественные отношения он выражается в трех основных способах воздействия на общественные отношения: дозволение позитивное обязывание и запрещение. Дозволение - это предоставление субъективных прав прав на свои собственные действия. Позитивное обязывание - возложение обязанности совершить определенные действия. Запрещение - возложение обязанности воздерживаться от определенных действий. Своеобразие метода конституционно-правового регулирования определяется двумя основными моментами. Во-первых конституционное право является частью публичного права[1] для которого характерен императивный метод регулирования общественных отношений[2] основанный на субординации (подчинении) между участниками общественного отношения. Во-вторых как уже отмечалось конституционное право регулирует определенный (базовый) слой отношений во всех сферах жизнедеятельности общества. Поэтому естественно что разнообразные отношения должны регулироваться различными способами правового регулирования. Таким образом метод конституционно-правового регулирования сочетает в себе черты императивного и диспозитивного методов.
Основными признаками конституционно-правового метода регулирования являются: 1) широкое использование властеотношений отношений подчинения одного субъекта другому в сфере отношений определяющих устройство государства и организацию государственной власти;2) ограничение полномочий субъектов конституционного права наделенных властными полномочиями строго установленными правовыми пределами в рамках которых они осуществляют свою деятельность. В качестве способов воздействия используются позитивное обязывание (например обязанность Президента РФ приносить присягу при вступлении в должность ) и запрещение (например запрещение Государственной Думе принимать федеральные законы которые противоречили бы федеральным конституционным законам -ст. 00 Конституции РФ); 3) использование диспозитивных начал выражающихся в том что на их основе возникают отношения с равным положением участников. В целом ввиду большего удельного веса в конституционном праве властеотношений отношений по организации государственной власти можно констатировать преобладание императивного метода правового регулирования в этой отрасли права.
- 1. Предмет конституционного права.
- 2. Конституционно-правовое регулирование референдумов.
- Особенности проведения референдума на региональном уровне:
- Особенности проведения референдума на местном уровне:
- 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
- 4. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента рф.
- 5. Методы конституционно-правового регулирования.
- 6.Конституционный статус Государственной Думы и ее структура.
- 7. Источники конституционного права России как отрасли права.
- 8. Статус депутатов Государственной Думы и статус членов Совета Федерации.
- 9. Структура конституционного права России.
- 10. Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента рф.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 14. Акты Президента рф.
- 15. Развитие конституционного законодательства в России.
- 17. Основные особенности содержания Конституции 1993г., проблемы ее действия, пересмотр и поправки к ней.
- 18. Муниципальное право как отрасль права, муниципально-правовые нормы, отношения и их субъекты.
- 19. Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции России (то же, что и вопрос 23 конституц. Характеристики России)
- 20. Акты Федерального Собрания и его палат.
- 21. Народовластие как основа конституционного строя России.
- 22. Компетенция Президента рф.
- 24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
- 25. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.
- 26. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.
- 29. Понятие основ конституционно-правового положения личности.
- 30. Компетенция муниципальных образований.
- 31. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения, основания и порядок прекращения.
- 32. Муниципальное образование – организационная основа местного самоуправления. Территориальный принцип конституирования.
- 33. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: понятие, классификация, содержание. Гарантии прав и свобод граждан и основные способы их защиты.
- 34. Органы при Президенте рф.
- 37.Статус субъектов рф: общие положения и особенности отдельных видов субъектов рф.
- Особенности правового статуса Республик
- Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения
- 38. Непосредственное самоуправление населения.
- 39. Принципы федеративного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.
- 40. Понятие института президентства. Основы статуса Президента России.
- 41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
- 42. Понятия «избирательное право» и «избирательная система».
- 45. Принципы избирательной системы.
- 46. Правительство рф: конституционно-правовые основы статуса, состав Правительства рф, полномочия и акты Правительства рф.
- 47. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы рф.
- 48. Сущность и основы организации местного самоуправления: понятие местного самоуправления, принципы и функции.
- 49. Природа Федерального Собрания рф.
- 50. Система местного самоуправления: основные организационные формы, органы и должностные лица местного самоуправления.
- 51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
- 52. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.