logo
Ответы конституционного права

11. Конституционно-правовая ответственность.

Необходимо говорить о двух основных подходах к пониманию конституционной ответственности. Их условно можно подразделить на «широкое» и «узкое». Широкое» понимание обосновывается тем, что конституционная ответственность содержит в себе два аспекта - негативный (ретроспективный) и позитивный (перспективный). В первом случае речь идет об ответственности за «уже совершенные деяния», а во втором - «ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей, порученное дело, за добросовестное поведение; ответственность перед обществом, государством, коллективом семьей, окружающими» См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Так отдельные авторы утверждали, что конституционная ответственность есть сочетание трех элементов; они определяют конституционную ответственность как меру государственного принуждения, основанную на юридическом и общественном осуждении поведения правонарушителя и выражающуюся в установлении для него определенных отрицательных последствий в виде ограничений личного или имущественного порядка См.: Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Другие видят сущность конституционной ответственности в обязанности лица претерпевать меры государственно-принудительного воздействия за совершенное правонарушение См.: Алексеев С.С.

под конституционной ответственностью следует понимать вид и меру государственного принуждения, которая состоит в обязанности лица, совершившего противоправное деяние, претерпевать, предусмотренные санкцией юридической нормы, лишения личного, имущественного и организационного характера.

Исходя из определения, можно выделять следующие признаки конституционной ответственности:

Во-первых, конституционная ответственность всегда связана с государственным принуждением.

Во-вторых, конституционная ответственность характеризуется определенными лишениями, которые виновный обязан претерпеть. Лишение правонарушителя определенных благ является объективным свойством ответственности. Эти лишения наступают как естественная реакция государства на вред, причиненный правонарушителем обществу или отдельной личности.

В-третьих, конституционная ответственность наступает только за совершенное правонарушение. Правонарушение выступает в качестве основания конституционной ответственности.

Функции конституционно-правовой ответственности.

Главная среди них -- штрафная, карательная функция. Она выступает как реакция общества в лице государства на вред, причиненный правонарушителем. Прежде всего это наказание правонарушителя, которое есть не что иное, как средство самозащиты общества от нарушения условий его существования. Наказание -- всегда причинение правонарушителю духовных, личных, материальных обременений. Оно реализуется путем либо изменения юридического статуса нарушителя через ограничение его прав и свобод, либо возложения на него дополнительных обязанностей. Однако наказание правонарушителя не самоцель. Оно является также средством предупреждения (превенции) совершения новых правонарушений. Следовательно, конституционная ответственность осуществляет и превентивную (предупредительную) функцию.

В юридической литературе сформировалось более или менее единодушное понимание принципов, определяющих основания и пределы юридической ответственности. В числе таких принципов называются законность, неотвратимость, индивидуализация. Принцип законности заключается в точном и неуклонном исполнении требований закона при реализации уголовной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной ответственности. Соблюдение требований закона (как материального, так и процессуального) -- необходимое условие достижения целей юридической ответственности.

Принцип неотвратимости. Неотвратимость ответственности есть выражение неразрывной связи ее с фактом правонарушения, заключающейся в том, что эти явления и в законе, и в правосознании людей взаимно предполагают друг друга.

Принцип индивидуализации ответственности. Названный принцип можно рассматривать в качестве своеобразного стержня, обеспечивающего принятие справедливого решения в отношении субъекта, привлеченного к юридической ответственности. Неотвратимость ответственности, как отмечалось, призвана установить неразрывную связь правонарушения с ответственностью, а индивидуализация служит средством обеспечения соразмерности этой связи.

Основание конституционной ответственности - это действие или бездействие, которое причинило либо могло причинить ущерб народу, государству независимо от того, происходит при этом нарушение конституционных норм либо нет.

Следует признать наличие как фактического, так и нормативного оснований конституционной ответственности.

Фактическое основание конституционной ответственности - это конкретное правонарушение (конституционный деликт), которое включает объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Объектом неправомерного поведения признаются конституционный строй, законность и правопорядок. Объективная сторона конституционного правонарушения включает деяния, негативные последствия и причинную связь между ними.

С.А. Авакьян полагает, что государственно-правовая ответственность (для конституционной не делается исключения) применяется и в тех случаях, когда нельзя найти четко выраженных критериев для негативной оценки поведения субъекта права.

В юридической литературе ограничивают круг субъектов конституционной ответственности. Ими признаются высшие органы государственной власти, их должностные лица, депутаты, т.е. те структуры и те люди, которые принимают наиболее важные решения.

13. Основы учения о конституции: функции конституции, причины появления новых конституций, предмет и пределы конституционного регулирования, основные черты конституции, юридические свойства конституции.

Под конституцией понимается основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев (групп) общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.      По форме конституция - всегда документ государства, т.е. это правовой акт, основной закон страны.

Любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции:

1)учредительная,

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политико-правовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово "учредительная" надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается.

2) организаторская,

Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона.

3) внешнеполитическая,

Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, он одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства.

4)идеологическая,

конституция закрепляет свою систему общественных ценностей (в какой мере они отражают общечеловеческие идеалы - это другой вопрос) и нацелена на то, чтобы на ее основе формироовались соответствующие воззрения каждого члена общества.

5) юридическая.

Суть этой функции конституции заключается в том, что она:      - становится основой новых правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);

- сама регулирует общественные отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

- дает импульс развитию законодательства и принятию большого массива новых нормативных юридических актов, воплощающих общие идеи и отдельные положения конституции.

Предмет конституционного регулирования, как и в целом правового регулирования, - общественные отношения. Конституционные нормы воздействуют на участников (субъектов) отношений, устанавливая основы их статуса, предпосылки, а то и достаточно определенные правила функционирования.

ПРЕДЕЛЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — обусловленный характером и масштабами вмешательства современного государства в экономику, социальную и иные сферы общественной жизни, а равно в частную жизнь граждан круг объектов (правовая свобода граждан, организация государственной власти, территориальное устройство страны, социальная защита граждан и т.д.), на которые объективно должно распространяться действие конституции. Как разновидность законов конституция может закреплять в своих нормах лишь то, что объективно складывается в реальной жизни.

Основные черты конституции характеризуют ее связь как политико-юридического документа с общественным развитием, ее истоки, специфику воздействия общественных отношений на характер конституции и воздействия конституции на общественные отношения, роль конституции в реальных процессах жизни страны. Основными чертами Конституции РФ можно назвать:

основополагающий характер,

основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она регулирует наиболее важные общественные отношения, является базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер.

2)народность,

Эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа.

3)реальность,

Как одну из основных черт конституций реальность связывают прежде всего с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ.

4) стабильность.

Стабильность как одна из основных черт конституции - это длительность ее действия без внесения существенных изменений.

Юридические свойства конституции - это признаки ее как основного закона государства.

Конституция - основной закон государства

Юридическое верховенство

Юридическое верховенство конституции означает ее высшую юридическую силу по отношению ко всем иным нормативным актам, включая и федеральные законы, и упомянутые выше федеральные конституционные законы. Все они должны соответствовать конституции и не могут ей противоречить.

3) База текущего законодательства

К числу юридических свойств конституции относится и то, что она является базой текущего законодательства, определяет его характер. Текущее законодательство развивает предписания Конституции, исходит из ее духа при детальном регулировании различных общественных отношений.

4) Особый порядок принятия и изменения

     Конституцию характеризует и такое юридическое свойство, как особый порядок ее принятия и изменения.      Относительно принятия прежде всего важно то, что проходит оно в обстановке гласности и повышенного интереса общества. Особый порядок принятия конституций может состоять и в специальной организации массового (всенародного) обсуждения ее проекта.