§ 8. Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
В соответствии с ч. 1 ст. 227 ТК РФ расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, в том числе подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при исполнении ими трудовых обязанностей и работы по заданию организации или работодателя-физического лица, а также при осуществлении ими иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. К лицам, в отношении которых проводится расследование несчастных случаев, относятся: 1) работники, выполняющие работу по трудовому договору; 2) студенты и учащиеся образовательных учреждений всех уровней, проходящие производственную практику; 3) лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду администрацией организации; 4) другие лица, участвующие в производственной деятельности организации или работодателя - физического лица. Таким образом, в ч. 2 ст. 227 ТК РФ дан не исчерпывающий перечень лиц, в отношении которых должно проводиться расследование происшедших с ними несчастных случаев. В частности, данное расследование следует проводить в отношении лиц, которые участвовали в производственной деятельности работодателя на основании гражданско-правового договора о труде. Таким образом, субъектом, в отношении которого проводится расследование несчастного случая, являются лица, допущенные к производственной деятельности полномочным представителем работодателя либо с его ведома, которые выполняли в интересах работодателя не запрещенную законом работу.
Расследование несчастных случаев проводится в соответствии с нормами ТК РФ и Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утвержденным постановлением Правительства РФ N 279 от 11 марта 1999 года с изменениями, внесенными постановлением Правительства РФ N 406 от 24 мая 2000 года.
Расследованию в порядке, установленном для несчастных случаев, подлежат события, в результате которых работниками или другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя, были получены телесные повреждения (травмы), в том числе причиненные другим лицом: тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией; укусы и другие телесные повреждения, нанесенные животными и насекомыми; повреждения травматического характера, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений, конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций; иные повреждения здоровья, обусловленные воздействием на пострадавшего внешних факторов, которые повлекли за собой необходимость перевода указанных лиц на другую работу, временную или стойкую утрату ими трудоспособности либо смерть. Перечисленные события расследуются в установленном для несчастных случаев порядке, если они произошли: 1) в течение рабочего времени на территории организации или вне ее, в том числе во время установленных перерывов, а также в течение времени, необходимого для приведения в порядок орудий производства и одежды перед началом и после окончания работы, при выполнении работ в сверхурочное время, в выходные и нерабочие праздничные дни; 2) при следовании к месту работы или с работы на транспорте, предоставленном работодателем или его представителем, либо на личном транспорте в случае использования этого транспорта в производственных целях по распоряжению полномочного представителя работодателя на основании трудового договора; 3) при следовании к месту служебной командировки и обратно; 4) при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха, например, водителя-сменщика на транспортном средстве, проводника или механика рефрижератора в поезде; 5) при работе вахтовым методом в период междусменного отдыха, а также при нахождении на судне в свободное от вахты и судовых работ время; 6) при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварий и других чрезвычайных происшествий техногенного и природного характера; 7) при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершаемых в интересах работодателя или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.
Перечень событий, расследование которых должно проводиться по правилам, установленным для несчастных случаев, не является исчерпывающим. Из ст. 227 ТК РФ можно выделить два юридически значимых обстоятельства, наличие которых позволяет проводить расследование по правилам, установленным для несчастного случая. Во-первых, таким обстоятельством является участие работника в деятельности организации по поручению или с ведома полномочного представителя работодателя. Во-вторых, к числу этих обстоятельств относится выполнение работы, которая не запрещена законодательством, в интересах работодателя. Наличие перечисленных обстоятельств является основанием для проведения расследования происшедшего с физическим лицом события по правилам, установленным для несчастных случаев. Данные обстоятельства имеют общий характер, поэтому они применимы к каждому событию, происшедшему с участником деятельности работодателя. Доказывание этих обстоятельств непосредственно связано с перечисленными событиями, перечень которых также не является исчерпывающим. Наличие перечисленных событий, происшедших с лицами, вовлеченными в деятельность работодателя, не противоречащую закону, позволяет сделать вывод о несчастном случае.
Законодательство предусматривает особые процедуры для установления факта несчастного случая. Для расследования несчастного случая, который не повлек тяжелых или особо тяжких последствий, работодатель обязан незамедлительно создать комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за охрану труда в организации приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. Комиссию возглавляет непосредственно руководитель организации или назначенный им представитель, ее состав утверждается приказом (распоряжением) работодателя. Руководитель, непосредственно отвечающий за безопасность труда на участке (объекте), где произошел несчастный случай, в состав комиссии не включается.
В расследовании несчастного случая у работодателя - физического лица принимают участие непосредственно работодатель или его полномочный представитель, полномочный представитель работника, специалист по охране труда, который может привлекаться к расследованию несчастного случая на договорной основе. Оплату его труда производит работодатель.
Работник имеет право лично или через своего представителя принимать участие в расследовании несчастного случая.
Для расследования несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили повреждения здоровья, относящиеся в соответствии с установленными законодательством квалифицирующими признаками к категории тяжелых, либо закончившиеся смертельным исходом, в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются государственный инспектор труда, представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения профсоюзов, а при расследовании несчастных случаев с застрахованными - представитель исполнительного органа Фонда социального страхования РФ по месту регистрации работодателя. По общему правилу данная комиссия возглавляется должностным лицом органа государственного надзора за соблюдением законодательства об охране труда.
При несчастном случае, возникшем в связи с нарушениями в работе, которые влияют на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, в состав комиссии также включается представитель территориального органа Госатомнадзора России.
При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных органам федерального горного и промышленного надзора (Госгортехнадзора), состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа Госгортехнадзора России. Возглавляет комиссию представитель этого органа.
При групповом несчастном случае с числом погибших пять человек и более в состав комиссии помимо перечисленных лиц включаются представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью организации, в которой произошел такой случай, и представители общероссийского объединения профсоюзов. Председателем этой комиссии, как правило, является руководитель государственной инспекции труда субъекта РФ или его заместитель по охране труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу Госгортехнадзора России - руководитель этого территориального органа.
При крупных авариях, катастрофах и иных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного, криминогенного и иного характера с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ.
Расследование несчастных случаев, имеющих легкие последствия, должно быть проведено в течение трех дней, других случаев - в течение 15 дней.
Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено или в результате которого нетрудоспособность у пострадавшего наступила по истечении промежутка времени, расследуется в течение одного месяца со дня поступления заявления от пострадавшего или его полномочного представителя. В случае необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок его расследования может быть продлен комиссией, как правило, не более чем на 15 дней.
На основании собранных документов и иных материалов расследования комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения государственных нормативных требований по охране труда, вносит предложения по устранению нарушений, причин и предупреждению подобных несчастных случаев, определяет, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в производственной деятельности работодателя, в необходимых случаях решает вопрос об учете несчастного случая и квалифицирует несчастный случай в качестве имеющего связь с производством или как несчастный случай, не связанный с производством. По рассмотренным правилам могут быть расследованы, но не связаны с производством, следующие несчастные случаи: 1) смерть вследствие общего заболевания или самоубийства, подтвержденная в установленном порядке медицинскими документами и постановлением следственных органов; 2) смерть или повреждение здоровья, единственной причиной которых явилось алкогольное, наркотическое или токсическое опьянение (отравление), подтвержденное медицинским заключением, не связанное с нарушениями технологического процесса, где используются технические спирты, ароматические, наркотические и другие токсические вещества; 3) несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим действий (бездействия), которые квалифицированы правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние. Доказанность перечисленных обстоятельств позволяет признать несчастный случай, не связанным с производством. Другие несчастные случаи должны быть связаны с производством при доказанности общих юридически значимых обстоятельств, подтверждающих наличие причинной связи между несчастным случаем и производственной деятельностью работодателя.
Если при расследовании несчастного случая с застрахованным работником комиссией будет установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным органа организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах. Данное правило применимо исключительно к несчастным случаям, повлекшим причинение вреда здоровью работника. В случае смерти работника оно не применяется. Документ комиссии, в котором установлена степень вины работника в процентах, может быть обжалован им в судебном порядке. В ходе такого рассмотрения мнение профсоюзного органа должно быть рассмотрено в качестве одного из доказательств по делу.
Законодательством установлены особые правила оформления результатов расследования несчастных случаев. Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2002 года N 653 "О формах документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и об особенностях расследования несчастных случаев на производстве" Минтруду РФ поручено утвердить формы документов при расследовании несчастных случаев на производстве и положение об особенностях их расследования в отдельных отраслях и организациях. Постановлением Минтруда РФ от 24 октября 2002 года N 73 утверждены формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве (формы 1-9), а также Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях.
По каждому несчастному случаю, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю трудоспособности на срок один день и более либо повлекшему смерть работника, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной законодательством форме на русском языке либо на русском языке и государственном языке соответствующего субъекта Российской Федерации в двух экземплярах, обладающих равной доказательственной силой. При несчастном случае на производстве с работником, который застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляется дополнительный экземпляр акта о несчастном случае на производстве. Данный экземпляр предоставляется в соответствующий региональный орган Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован работодатель, с копиями материалов о расследовании несчастного случая.
При групповом несчастном случае акт о несчастном случае на производстве составляется на каждого пострадавшего отдельно.
При расследовании несчастных случаев, имеющих легкие последствия, комиссией, создаваемой работодателем, акт о несчастном случае составляется по Форме Н-1, которая дана в качестве приложения к Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве от 11 марта 1999 года. Данный акт подписывается всеми лицами, входящими в комиссию по расследованию несчастного случая, утверждается полномочным представителем работодателя и заверяется его печатью. Составленный таким образом акт в течение трех дней со дня окончания расследования должен быть вручен пострадавшему. Пострадавший вправе обжаловать его содержание в государственную инспекцию труда. Государственный инспектор труда имеет право обязать полномочного представителя работодателя составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушением действующего законодательства или не соответствует материалам проведенного расследования. В подобной ситуации прежний акт признается утратившим силу. В связи с чем доказательством несчастного случая на производстве становится новый акт о несчастном случае.
Государственный инспектор труда при обнаружении сокрытого несчастного случая, в частности, при отказе работодателя проводить его расследование, поступлении жалобы от потерпевшего или его полномочного представителя, в том числе и о последствиях несчастного случая, проводит расследование несчастного случая с соблюдением установленных законодательством правил независимо от срока давности несчастного случая. Государственный инспектор труда может привлечь к его расследованию профсоюзного инспектора труда. В случае необходимости к расследованию несчастного случая государственный инспектор труда привлекает представителей других органов государственного надзора, в частности, Госатомнадзора России, Госэнергонадзора. Если несчастный случай произошел с застрахованным работником или подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, к его расследованию должен быть привлечен представитель исполнительного органа Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован или должен быть зарегистрирован работодатель. По результатам расследования государственный инспектор труда составляет заключение, которое является подтверждением несчастного случая на производстве. Государственный инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении нарушений в сфере охраны труда, которое обязательно для исполнения. В случае его неисполнения полномочные представители работодателя могут быть привлечены к административной ответственности.
По результатам расследования группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом, то есть особо тяжелого несчастного случая, комиссия составляет акт по форме, которая дана в Приложении N 1 к Положению о расследовании и учете несчастных случаев на производстве от 11 марта 1999 года. Данный акт также подтверждает несчастный случай на производстве, он в течение трех дней должен быть выдан пострадавшему от несчастного случая. Содержание этого акта может быть обжаловано в судебном порядке.
Таким образом, доказательством несчастного случая на производстве являются составленные в соответствии с действующим законодательством акты, а также заключение государственного инспектора труда при сокрытии несчастного случая.
В соответствии с пп. 7 п. 2 ст. 264 ГПК РФ факт несчастного случая, связанного с производством, может быть установлен в судебном порядке. Данный факт может быть установлен, если невозможно составить акт о несчастном случае или заключение государственного инспектора труда, например, когда свидетель несчастного случая проживает в другом городе и не может быть допрошен работодателем или государственным инспектором труда. Тогда как суд вправе направить судебное поручение о его допросе. То есть факт несчастного случая на производстве может быть установлен в судебном порядке в ситуациях, когда не могут быть составлены акт или заключение, подтверждающие факт несчастного случая. В случае составления акта или заключения о несчастном случае они могут быть обжалованы заинтересованными лицами в судебном порядке. Например, в акте или заключении может быть указано на виновные действия пострадавшего, что повлекло увеличение вреда его здоровью. Определение вины работника в процентах служит основанием для снижения суммы возмещения вреда здоровью на данный процент. Данное снижение, а также документы, которые послужили основанием для его проведения, работник может обжаловать в судебном порядке.
Несчастный случай, связанный с производством, который подтвержден актом, заключением государственного инспектора труда или судебным решением по отношению к застрахованным работникам или подлежащим обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, является страховым случаем. В силу чего у соответствующего исполнительного органа Фонда социального страхования РФ, в котором зарегистрирован или должен быть зарегистрирован работодатель, у которого произошел несчастный случай, возникает обязанность по выплате пострадавшему или его иждивенцам соответствующего страхового возмещения. Если несчастный случай, имеющий связь с производством, произошел с лицом, не подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязанность по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью пострадавшего, возникает непосредственно у работодателя. Независимо от того, был ли пострадавший застрахован или нет, у работодателя возникает обязанность по компенсации морального вреда пострадавшему либо его иждивенцам.
При расследовании профессиональных заболеваний применяются положения ТК РФ, Положение о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства РФ N 967 от 5 декабря 2000 года. Для расследования профессиональных заболеваний также создается комиссия по рассмотренным правилам. Однако само расследование профессиональных заболеваний имеет особенности.
При установлении предварительного диагноза - острое профессиональное заболевание (отравление) - учреждение здравоохранение, в которое обратился или поступил работник, обязано в течение суток направить экстренное извещение о профессиональном заболевании работника в центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляющий надзор за организацией или объектом, на котором произошел случай профессионального заболевания, а также работодателю. Названный центр после получения данного извещения в течение суток приступает к выяснению обстоятельств и причин профессионального заболевания, после их выявления центр составляет санитарно-гигиеническую характеристику условий труда пострадавшего работника и направляет ее в государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления пострадавшего работника. Названная характеристика должна быть составлена в течение двух недель со дня получения экстренного сообщения о профессиональном заболевании. С санитарно-гигиенической характеристикой условий труда пострадавшего работника знакомится полномочный представитель работодателя, который вправе изложить свои возражения, прилагаемые к данной характеристике. Государственное или муниципальное учреждение здравоохранения по месту жительства или прикрепления работника на основании клинических данных о состоянии здоровья и санитарно-гигиенической характеристики условий труда устанавливает заключительный диагноз - острое профессиональное заболевание (отравление) и составляет медицинское заключение. При невозможности установить окончательный диагноз медицинское учреждение устанавливает предварительный диагноз и в месячный срок направляет пострадавшего работника в специализированное лечебно-профилактическое учреждение или его подразделение (центр профессиональной патологии, клинику или отдел профессиональных заболеваний медицинских научных организаций клинического профиля). Названные организации устанавливают работнику окончательный диагноз. Медицинское заключение о наличии у работника профессионального заболевания выдается ему под расписку, а также направляется в соответствующее отделение Фонда социального страхования РФ, в котором работник застрахован или должен быть застрахован от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Полномочные представители работодателя обязаны в течение 10 дней с даты получения извещения об установлении работнику заключительного диагноза о профессиональном заболевании создать комиссию по расследованию случая профессионального заболевания. В состав такой комиссии входят представитель работодателя, специалист по охране труда либо лицо, отвечающее за охрану труда в организации, представитель учреждения здравоохранения, профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа. В состав комиссии могут входить и другие специалисты.
При групповом случае профессионального заболевания, а также с тяжелым или смертельным исходом состав комиссии по расследованию случая профессионального заболевания формируется в особом порядке, который аналогичен расследованию несчастного случая с указанными последствиями. По результатам расследования комиссия составляет акт о случае профессионального заболевания по форме, которая дана в Приложении к Положению о расследовании и учете профессиональных заболеваний от 15 декабря 2000 года. Акт о случае профессионального заболевания должен быть утвержден главным врачом соответствующего центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Члены комиссии по расследованию случая профессионального заболевания, которые не согласны с ее выводами, могут приложить особое мнение к составленному акту, но они обязаны его подписать. При возникновении разногласий при составлении акта они разрешаются вышестоящим органом санитарно-эпидемиологического надзора или судом.
Таким образом, факт профессионального заболевания устанавливается медицинским заключением и актом о случае профессионального заболевания, составленным в установленном законодательством порядке. Заинтересованные лица, в частности, работодатель и работник, могут обжаловать их содержание в вышестоящий орган санитарно-эпидемиологического надзора или в судебном порядке. Однако обжалование указанных документов не должно служить основанием для приостановления реализации права работника на получение возмещения в связи с полученным им профессиональным заболеванием, а также на компенсацию морального вреда.
- Трудовое право России Введение
- Глава 1. Понятие, предмет, метод и система трудового права § 1. Понятие права на труд в его историческом развитии
- § 2. Регулирование труда на различных этапах общественного развития
- § 3. Понятие трудового права как отрасли права
- § 4. Предмет трудового права
- § 5. Метод трудового права
- § 6. Система отрасли трудового права
- § 7. Сфера действия норм трудового права
- § 8. Юридически значимые обстоятельства в трудовом праве
- § 9. Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)
- § 10. Предмет, методы и система науки трудового права
- § 11. Цели и задачи трудового законодательства
- § 12. Функции трудового права
- Глава 2. Источники трудового права § 1. Понятие источников трудового права и их особенности
- § 2. Классификация источников трудового права
- § 3. Единство и дифференциация правового регулирования трудовых отношений
- § 4. Факторы дифференциации. Общее и специальное законодательство о труде
- § 5. Федеральное, региональное, местное и локальное регулирование отношений в сфере труда
- § 6. Конституция Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 7. Международно-правовое регулирование труда
- § 8. Федеральные законы и подзаконные акты в системе источников трудового права
- § 9. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации в системе источников трудового права
- § 10. Роль Конституционного Суда рф и Верховного Суда рф в регулировании трудовых отношений
- § 11. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
- § 12. Соглашения, коллективные договоры, иные локальные акты организации как источники трудового права
- Глава 3. Принципы трудового права § 1. Понятие правовых принципов и их виды
- § 2. Отраслевые принципы трудового права
- 2.1. Свобода труда и запрещение принудительного труда в трудовых отношениях
- 2.2. Принцип защиты от безработицы и содействия в трудоустройстве
- 2.3. Принцип обеспечения справедливых условий труда
- 2.4. Принцип равенства прав и возможностей работников
- 2.5. Принцип обеспечения своевременной, справедливой и достойной оплаты труда
- 2.6. Принцип выплаты равной заработной платы за труд равной ценности
- 2.7. Запрещение дискриминации при регламентации трудовых отношений
- 2.8. Наличие объединений по защите прав и интересов в процессе трудовой деятельности
- 2.9. Участие работников в управлении организацией
- 2.10. Сочетание государственного и договорного регулирования трудовых отношений
- 2.11. Принцип ведения коллективных переговоров при регулировании трудовых отношений
- 2.12. Принцип обязательности возмещения работнику вреда, причиненного в процессе трудовой деятельности
- 2.13. Принцип установления государственных гарантий прав работников и государственного контроля за их соблюдением
- 2.14. Принцип обеспечения защиты трудовых прав
- 2.15. Принцип обеспечения права на ведение индивидуальных и коллективных трудовых споров
- 2.16. Принцип выполнения работником возложенных на него трудовым договором обязанностей
- 2.17. Принцип профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства
- 2.18. Принцип обеспечения достоинства работников в процессе трудовой деятельности
- 2.19. Принцип обеспечения обязательного социального страхования работников
- 2.20. Принцип защиты трудовых прав не запрещенными законом способами
- § 3. Принципы институтов трудового права
- 3.1. Принципы института "Социальное партнерство, заключение коллективных договоров и соглашений"
- 3.2. Принципы института "Занятость и трудоустройство"
- 3.3. Принципы института "Трудовой договор"
- 3.4. Принципы института "Рабочее время"
- 3.5. Принципы института "Время отдыха"
- 3.6. Принципы института "Оплата и нормирование труда"
- 3.7. Принципы института "Гарантии и компенсации"
- 3.8. Принципы института "Трудовой распорядок, дисциплина труда"
- 3.9. Принципы института "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации"
- 3.10. Принципы института "Охрана труда"
- 3.11. Принципы института "Материальная ответственность сторон трудового договора"
- 3.12. Принципы института "Особенности регулирования труда отдельных категорий работников"
- 3.13. Принципы института "Государственный и общественный контроль за соблюдением норм трудового права"
- 3.14. Принципы института "Самозащита трудовых прав"
- 3.15. Принципы института "Индивидуальные трудовые споры"
- 3.16. Принципы института "Коллективные трудовые споры"
- § 4. Соотношение общих, межотраслевых, отраслевых и внутриотраслевых принципов
- § 5. Реализация принципов трудового права через права и обязанности субъектов
- Глава 4. Субъекты трудового права § 1. Понятие субъектов трудового права
- § 2. Классификация субъектов трудового права
- § 3. Правовой статус субъектов трудового права
- § 4. Граждане как субъекты трудового права
- § 5. Работодатели как субъекты трудового права
- § 6. Представители работников как субъекты трудового права
- § 7. Представители работодателей как субъекты трудового права
- § 8. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Региональные, отраслевые и территориальные комиссии по заключению соглашений как субъекты трудового права
- § 9. Органы государственной власти и местного самоуправления как субъекты трудового права
- § 10. Юрисдикционные органы как субъекты трудового права
- Глава 5. Права профсоюзов в сфере труда § 1. Понятие профсоюзов, право на объединения в профсоюзы
- § 2. Защита трудовых прав работников профсоюзами
- § 3. Основные права профсоюзов, их классификация
- § 4. Гарантии осуществления профсоюзных прав
- Глава 6. Трудовые отношения § 1. Система отношений в трудовом праве
- § 2. Понятие, содержание и субъекты трудового отношения
- § 3. Отличие трудового отношения от других отношений, возникающих при использовании труда
- § 4. Общая характеристика отношений по трудоустройству
- § 5. Отношения по организации труда и управлению трудом
- § 6. Отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации
- § 7. Отношения по ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений
- § 8. Отношения по участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства
- § 9. Отношения по материальной ответственности работников и работодателей
- § 10. Отношения по обязательному социальному страхованию работников
- § 11. Отношения по надзору за соблюдением трудового законодательства
- § 12. Отношения по разрешению индивидуальных трудовых споров
- § 13. Отношения по урегулированию коллективных трудовых споров
- § 14. Отношения по самозащите трудовых прав
- Глава 7. Коллективные договоры и соглашения § 1. Сфера действия законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- § 2. Принципы заключения и разработки коллективных договоров и соглашений
- § 3. Оформление полномочий при ведении коллективных переговоров
- § 4. Понятие коллективного договора, его стороны и субъекты-исполнители
- § 5. Порядок заключения и сроки действия коллективного договора
- § 6. Структура и содержание коллективного договора
- § 7. Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений: порядок формирования и основные направления деятельности
- Понятие, виды и стороны соглашений
- § 8. Структура и содержание соглашений
- § 9. Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений
- § 10. Соотношение законодательства с положениями коллективных договоров и соглашений
- § 11. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях
- Глава 8. Занятость и трудоустройство § 1. Общая характеристика законодательства о занятости населения
- § 2. Понятие занятости и занятых граждан
- § 3. Понятие безработного гражданина
- § 4. Правовой статус безработного гражданина
- § 5. Понятие подходящей работы
- § 6. Порядок и сроки выплаты пособий по безработице
- § 7. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан
- § 8. Права и обязанности органов службы занятости в сфере труда
- § 9. Содействие занятости граждан, нуждающихся в особой социальной защите
- § 10. Понятие общественных работ
- § 11. Понятие массового увольнения и его правовые последствия
- Глава 9. Трудовой договор § 1. Трудовой договор как одна из форм свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду
- § 2. Понятие и значение трудового договора при реализации гражданами своих способностей к труду
- § 3. Отличие трудового договора от смежных гражданско-правовых договоров о труде
- § 4. Стороны трудового договора
- § 5. Содержание трудового договора
- § 6. Порядок заключения трудового договора
- § 7. Недопустимость дискриминации при заключении трудового договора
- § 8. Запрещение принудительного труда
- § 9. Виды трудовых договоров
- § 10. Случаи заключения срочных трудовых договоров
- § 11. Особенности трудовых договоров, заключаемых с отдельными категориями работников
- § 12. Испытательный срок
- § 13. Понятие перевода на другую работу
- § 14. Виды переводов на другую работу
- § 15. Перемещение работников
- § 16. Изменение существенных условий трудового договора
- § 17. Трудовые отношения при смене собственника и реорганизации
- § 18. Отстранение от работы
- § 19. Общая характеристика оснований прекращения трудового договора
- § 20. Расторжение трудового договора по инициативе работника
- § 21. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя
- § 22. Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от волеизъявления его сторон
- § 23. Прекращение трудового договора вследствие нарушения установленных федеральными законами обязательных правил заключения трудового договора
- § 24. Правовые последствия незаконного увольнения
- § 25. Трудовая книжка и ее назначение
- § 26. Персональные данные работника
- § 27. Основания и порядок обработки персональных данных работника
- § 28. Ответственность за нарушение законодательства при обработке персональных данных работника
- Глава 10. Рабочее время § 1. Понятие рабочего времени
- § 2. Виды рабочего времени
- § 3. Режим рабочего времени и порядок его установления
- § 4. Учет рабочего времени и его виды
- § 5. Порядок учета рабочего времени
- § 6. Работа за пределами нормальной продолжительности рабочего времени
- § 7. Ненормированный рабочий день
- § 8. Гибкий график работы
- § 9. Сменная работа
- § 10. Разделение рабочего дня на части
- § 11. Особенности регулирования рабочего времени в отдельных отраслях экономики
- Глава 11. Время отдыха § 1. Понятие времени отдыха
- § 2. Виды времени отдыха
- § 3. Перерывы в течение рабочего дня (смены)
- § 4. Ежедневный (междусменный) отдых
- § 5. Еженедельный непрерывный отдых, выходные дни
- § 6. Нерабочие праздничные дни
- § 7. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни
- § 8. Понятие отпуска, виды отпусков
- § 9. Ежегодные основные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 10. Ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска и порядок их предоставления
- § 11. Продление и перенесение ежегодного оплачиваемого отпуска
- § 12. Разделение отпуска на части, отзыв работника из отпуска
- § 13. Замена ежегодного оплачиваемого отпуска денежной компенсацией
- § 14. Реализация права на отпуск при увольнении
- § 15. Отпуск без сохранения заработной платы
- Глава 12. Заработная плата § 1. Основные государственные гарантии в сфере оплаты труда
- § 2. Понятие заработной платы, порядок ее установления
- § 3. Системы оплаты труда
- § 4. Формы оплаты труда работника, порядок их установления
- § 5. Исчисление средней заработной платы
- § 6. Элементы тарифной системы оплаты труда
- § 7. Нормы труда и сдельные расценки, порядок их установления
- § 8. Оплата при отклонении от установленных условий труда
- § 9. Формы материального стимулирования труда работников
- § 10. Порядок и сроки выплаты заработной платы
- § 11. Ответственность работодателя за задержку заработной платы
- Глава 13. Гарантии и компенсации § 1. Понятие гарантий в сфере труда
- § 2. Гарантии при направлении работников в служебные командировки и на работу в другую местность
- § 3. Гарантии работникам при исполнении государственных или общественных обязанностей
- § 4. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением
- § 5. Гарантии работникам при увольнении
- § 6. Гарантии работникам при временной нетрудоспособности, переводе, медицинском обследовании и сдаче крови и ее компонентов
- § 7. Гарантии выборным работникам
- § 8. Понятие компенсаций в сфере труда
- § 9. Компенсации в связи с использованием работниками имущества в процессе трудовой деятельности
- § 10. Компенсации при командировках, направлении работников для повышения квалификации и на работу в другую местность
- § 11. Компенсации лицам, совмещающим работу с обучением
- § 12. Компенсации, связанные с прохождением лечения работниками
- Глава 14. Дисциплина труда § 1. Понятие дисциплины труда
- § 2. Трудовой распорядок организации, порядок утверждения правил внутреннего трудового распорядка
- § 3. Поощрения за труд
- § 4. Дисциплинарная ответственность и ее виды
- § 5. Понятие дисциплинарного проступка
- § 6. Виды дисциплинарных взысканий
- § 7. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий
- § 8. Снятие дисциплинарного взыскания
- Глава 15. Материальная ответственность сторон трудового договора § 1. Общие условия материальной ответственности сторон трудового договора
- § 2. Возмещение ущерба, причиненного работнику лишением возможности трудиться
- § 3. Материальная ответственность работодателя за ущерб, причиненный имуществу работника
- § 4. Материальная ответственность работодателя за задержку заработной платы
- § 5. Компенсация работнику физических и нравственных страданий
- § 6. Виды страховых выплат, выплачиваемых работникам или их иждивенцам при причинении вреда жизни либо здоровью
- § 7. Виды материальной ответственности работника
- § 8. Случаи полной материальной ответственности работников
- § 9. Коллективная (бригадная) материальная ответственность работников за причинение ущерба
- § 10. Обстоятельства, исключающие материальную ответственность работников
- § 11. Определение размера причиненного работником ущерба, порядок его взыскания
- § 12. Снижение размера материального ущерба
- Глава 16. Охрана труда § 1. Охрана труда как институт трудового права
- § 2. Государственные нормативные требования охраны труда
- § 3. Обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий труда
- § 4. Обязанности работников в области охраны труда
- § 5. Государственное управление охраной труда
- § 6. Службы и комитеты (комиссии) по охране труда в организации
- § 7. Обеспечение прав работников на охрану труда
- § 8. Правила расследования несчастных случаев и профессиональных заболеваний
- Глава 17. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников § 1. Права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров
- § 2. Право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации
- § 3. Ученический договор и его виды
- § 4. Содержание ученического договора
- § 5. Возмещение расходов, понесенных работодателем в связи с обучением
- Глава 18. Особенности регулирования труда отдельных категорий работников § 1. Особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями
- § 2. Особенности регулирования труда несовершеннолетних
- § 3. Особенности регулирования труда руководителя организации и членов ее коллегиального исполнительного органа
- § 4. Особенности регулирования труда лиц, работающих по совместительству
- § 5. Особенности регулирования труда временных и сезонных работников
- § 6. Особенности регулирования труда лиц, работающих вахтовым методом
- § 7. Особенности регулирования труда работающих у физических лиц
- § 8. Особенности регулирования труда надомников
- § 9. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
- § 10. Особенности регулирования труда работников транспорта
- § 11. Особенности регулирования труда педагогических работников
- § 12. Особенности регулирования труда работников, направленных на работу за границу
- § 13. Особенности регулирования труда работников религиозных организаций
- § 14. Особенности регулирования труда лиц, проходящих службу
- Глава 19. Государственный надзор и общественный контроль за соблюдением норм трудового права § 1. Органы государственного надзора и общественного контроля за соблюдением трудового законодательства
- § 2. Полномочия государственной инспекции труда
- § 3. Государственный надзор за безопасным ведением работ в промышленности
- § 4. Государственный энергетический надзор
- § 5. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор
- § 6. Государственный надзор за ядерной и радиационной безопасностью
- § 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства
- Глава 20. Индивидуальные трудовые споры § 1. Понятие индивидуальных трудовых споров и их виды
- § 2. Подведомственность и подсудность индивидуальных трудовых споров
- § 3. Формирование комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 4. Сроки обращения в комиссию по трудовым спорам
- § 5. Порядок рассмотрения заявлений комиссией по трудовым спорам (ктс)
- § 6. Вынесение решения ктс и его исполнение
- § 7. Обжалование решений комиссии по трудовым спорам (ктс)
- § 8. Сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спор
- § 9. Освобождение работников от судебных расходов
- § 10. Вынесение решений о восстановлении на работе и удовлетворении цененных требований
- § 11. Исполнение решений о восстановлении на работе, ограничение обратного взыскания сумм, полученных работниками по решению государственных органов
- § 12. Рассмотрение индивидуальных трудовых споров мировыми судьями
- Глава 21. Коллективные трудовые споры § 1. Понятие коллективного трудового спора
- § 2. Выдвижение коллективных требований и их рассмотрение работодателем
- § 3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией
- § 4. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника
- § 5. Рассмотрение коллективного трудового спора трудовым арбитражем
- § 6. Участие Службы по урегулированию коллективных трудовых споров (Службы) в их разрешении
- § 7. Реализация права на забастовку
- § 8. Правовое положение работников при проведении забастовки
- § 9. Правовые последствия незаконной забастовки
- Глава 22. Самозащита трудовых прав § 1. Правовое регулирование самозащиты трудовых прав
- § 2. Понятие самозащиты трудовых прав
- § 3. Основные способы (формы) самозащиты трудовых прав
- § 4. Основные права и обязанности работников при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 5. Основные права и обязанности работодателя при осуществлении самозащиты трудовых прав
- § 6. Правовые последствия самозащиты трудовых прав
- § 7. Ответственность за нарушение законодательства о самозащите трудовых прав
- § 2. Конвенции Международной организации труда (мот) в регулировании трудовых отношений
- § 3. Роль Европейского Суда по правам человека в регулировании трудовых отношений
- § 4. Некоторые аспекты регулирования трудовых отношений в зарубежных странах