37.Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
Уставный (складочный) капитал (паевой фонд)представляет собой зарегистрированную в учредительных документах совокупность вкладов (долей, акций, паев) учредителей (участников) организации. Порядок формирования уставного (складочного) капитала (паевого фонда) определен нормами ГК РФ и специального законодательства применительно к каждому виду организаций. Так, на момент государственной регистрации уставный капитал хозяйственного общества должен быть оплачен его учредителями не менее чем наполовину. Аналогичное правило действует и при формировании складочного капитала в хозяйственных товариществах. Члены производственного кооператива обязаны внести к моменту государственной регистрации кооператива не менее чем десять процентов паевого взноса. Остальная часть паевого взноса вносится в течение года после государственной регистрации кооператива.
Уставный (складочный) капитал подразделяется на доли, соответствующие вкладам участников. Доли учитываются при исчислении дохода каждого участника. В хозяйственных обществах величина уставного капитала предопределяет минимальный размер чистых активов общества, что можно рассматривать как гарантию прав кредиторов. При этом минимальный размер уставного капитала открытого акционерного общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда. Минимальный размер уставного капитала увеличивается для организаций некоторых видов деятельности (кредитных, страховых организаций).
Поскольку в товариществах и производственных кооперативах действует принцип субсидиарной ответственности полных товарищей (членов кооператива) по обязательствам организации всем своим имуществом (кроме имущества, на которое нельзя обращать взыскание), складочный капитал (паевой фонд) не является минимальной гарантией прав кредиторов. Следовательно, отпадает необходимость определения в законе минимального размера. Размеры складочного капитала и паевого фонда устанавливаются в учредительных документах при создании организации.
В законодательстве сформулированы требования к формированию уставного (складочного) капитала. Необходимо, чтобы имелось конкретное имущество, которое способно удовлетворить интересы потенциальных контрагентов. Вносимое имущество или иные права должны иметь денежную оценку. При несоответствии денежной оценки действующим ценам необходимо представить заключение независимого оценщика или аудитора. Участие в формировании уставного (складочного) капитала или паевого фонда является обязанностью учредителей организации.
Уменьшение и увеличение уставного (складочного) капитала производятся по результатам рассмотрения итогов деятельности организации за предыдущий год и после внесения соответствующих изменений в учредительные документы. Законодательством предусматриваются гарантии прав кредиторов при уменьшении уставного капитала. Так, в соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об акционерных обществах» кредиторы должны быть в письменной форме уведомлены об уменьшении уставного капитала общества не позднее 30 дней с даты принятия такого решения. Не позднее 30 дней с даты направления им уведомления кредиторы вправе потребовать от общества прекращения или досрочного исполнения его обязательств и возмещения связанных с этим убытков.
При создании государственных и муниципальных предприятий формируется уставный фонд. Уставный фонд определяется собственником предприятия и должен быть полностью им оплачен до государственной регистрации. Как часть имущества унитарного предприятия уставный фонд является неделимым и не может быть распределен по вкладам (паям, долям). Размер фонда государственного предприятия не может быть ниже 5 тысяч минимальных размеров оплаты труда, муниципального – 1 тысячи минимальных размеров оплаты труда. Уменьшение и увеличение уставного фонда федерального государственного унитарного предприятия осуществляется по решению учредителя, согласованному с органом исполнительной власти. Увеличение уставного фонда предприятия может быть произведено как за счет дополнительной передачи ему учредителем имущества, имеющихся активов, так и за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. В случае принятия учредителем решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано письменно уведомить об этом своих кредиторов. В любом случае стоимость чистых активов предприятия не может быть меньше размера уставного фонда. Установлены также иные гарантии прав кредиторов при уменьшении величины уставного фонда (ст. 114 ГК РФ).
Добавочный капитал включает в себя:
1) суммы от дооценки основных средств, объектов капитального строительства и других материальных объектов со сроком полезного использования свыше 12 месяцев;
2) эмиссионный доход акционерного общества, то есть суммы, полученные сверх номинальной стоимости размещенных обществом акций за минусом издержек по их продаже;
3) безвозмездно полученные организацией ценности;
4) средства ассигнований из бюджета, использованные на финансирование долгосрочных вложений;
5) другие аналогичные суммы.
Резервный капитал(фонд) создается в обязательном порядке в соответствии с законодательством РФ или в добровольном порядке – по решению самой организации, в соответствии с ее учредительными документами и учетной политикой. Так, обязанность создания резервного фонда предусмотрена для акционерных обществ. В соответствии со ст. 35 Федерального закона «Об акционерных обществах» в обществе создается резервный фонд в размере, предусмотренном уставом общества, но не менее 15 процентов от его уставного капитала. Резервный фонд общества формируется путем обязательных ежегодных отчислений до достижения им размера, установленного уставом общества. Размер ежегодных отчислений также предусматривается уставом общества, но не может быть менее 5 процентов от чистой прибыли до достижения установленного уставом общества размера. Если резервный капитал создается в добровольном порядке, то решение о его формировании является элементом учетной политики организации.
Действующим законодательством организациям предоставлено право создавать резервы сомнительных долгов. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в срок, установленный договорами, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Источником формирования данного резерва являются финансовые результаты деятельности организации, то есть прибыль, исчисленная до налогообложения. Резерв сомнительных долгов создается по результатам проведенной в конце отчетного года инвентаризации дебиторской задолженности. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Статьей 266 НК РФ регламентирован порядок исчисления суммы формируемого резерва. Она не может превышать 10 процентов от выручки отчетного периода. Резерв может быть использован только на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа либо ликвидации организации.
Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная в отчетном периоде, может быть перенесена на следующий период в порядке, предусмотренном ст. 266 НК РФ.
Резерв по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию может создаваться в отношении тех товаров (работ), по которым в соответствии с условиями заключенных договоров предусмотрено обслуживание и ремонт в течение гарантийного срока. Предельный размер резерва не может превышать размера, определяемого как доля фактически осуществленных субъектом расходов по гарантийному ремонту и обслуживанию в объеме выручки от реализации данных товаров за предыдущие три года. В конце налогового периода размер резерва корректируется исходя из фактически осуществленных расходов. По товарам, по которым истек срок гарантийного обслуживания и ремонта, неизрасходованные по назначению суммы резерва включаются в состав внереализационных доходов соответствующего отчетного периода. Амортизационный фонд формируется за счет амортизационных отчислений, предназначенных для полного восстановления основных средств.
Средства целевого финансированияи поступления представляют собой средства, полученные организацией из бюджета и внебюджетных фондов на финансирование капитальных вложений, научно-исследовательских работ, на покрытие убытков по конверсии и другие нужды. Данные средства носят целевой характер использования и могут быть изъяты при выявлении фактов использования их не по назначению. Резервы предстоящих расходов и платежей создаются организацией в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода. Организации могут создавать резервы: на предстоящую оплату отпусков, на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, расходов на ремонт основных средств, на выплату вознаграждений по итогам работы за год и другие цели. Если такие резервы не создаются, то произведенные затраты включаются в себестоимость продукции по соответствующим элементам затрат по мере их совершения.
Из прибыли, остающейся в распоряжении организации, могут формироваться различные фонды (накопления и потребления, социальный, жилищный, материального поощрения). Их создание является элементом учетной политики организации.
- 1.Предпринимательское право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
- 2.Предмет Российского предпринимательского права.
- 3.Предпринимательская деятельность.
- 4.Методы правового регулирования предпринимательской деятельности
- 5.Принципы правового регулирования предпринимательских отношений.
- 15. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами рф в регулировании предпринимательских отношений.
- 16. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности.
- 17. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей
- 18. Локальные нормативные акты в предпринимательском праве
- 19. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
- 20. Понятие «Хозяйствующий субъект»
- 21. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица
- 22.Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права
- 23.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций .
- 24.Хозяйственная компетенция
- 25.Дочерние общества, зависимые общества и дочерние предприятия
- 26.Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений
- 27.Правовое регулирование малого предпринимательства
- 28.Государственная поддержка малого предпринимательства
- Федеральный Закон "о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года n 88-фз)
- 29.Холдинги
- 30. Финансово-промышленные группы.
- 31. Государственная регистрация предпринимателей
- 32.Вещные права в предпринимательской деятельности
- 33.Состав имущества предпринимателя
- 34.Правовое обеспечение амортизации
- 35.Правовой режим основных средств.
- 36.Правовой режим оборотных средств.
- 37.Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
- 38. Правовой режим наличных денежных средств.
- 39. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности
- 40. Основные требования к ведению бухучета
- 41. Учетная политика организации
- 42. Бухгалтерская отчетность
- 43. Учет имущества индивидуального предпринимателя
- 44. Предпринимательский договор - понятие и значение.
- 45. Особенности заключения предпринимательского договора.
- 46. Работы и услуги как объекты правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
- 47. Понятие и порядок использования ценных бумаг в предпринимательской деятельности. Основные виды ценных бумаг.
- 2.1 Акция
- 48. Понятие, признаки и виды вещных прав
- 49.Субъекты права собственности
- 50.Приобретение и прекращение права собственности.
- 51.Понятие права хозяйственного ведения и оперативного управления: субъекты, содержание.
- 52.Защита права собственности и других вещных прав.
- 53.Понятие обязательств в предпринимательской деятельности. Основания возникновения обязательств.
- 14) Разработка вооружения и военной техники;
- 15) Производство вооружения и военной техники;
- 16) Ремонт вооружения и военной техники;
- 23) Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- 25) Разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
- 27) Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.
- 35) Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
- 36) Производство пиротехнических изделий;
- 42) Геодезическая деятельность;
- 55) Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
- 56) Перевозки морским транспортом пассажиров;
- 57) Перевозки морским транспортом грузов.
- 58) Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
- 59) Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
- 60) Перевозки воздушным транспортом пассажиров;
- 61) Перевозки воздушным транспортом грузов.
- 67) Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах.
- 68) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
- 69) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
- 70) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
- 78) Оценочная деятельность.
- 79) Негосударственная (частная) охранная деятельность;
- 80) Негосударственная (частная) сыскная деятельность.
- 81) Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.
- 82) Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
- 83) Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
- 86) Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
- 87) Аудиторская деятельность.
- 88) Деятельность инвестиционных фондов.
- 89) Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
- 90) Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
- 91) Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
- 92) Деятельность по производству элитных семян (семян элиты).
- 93) Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
- 94) Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
- 95) Космическая деятельность.
- 96) Медицинская деятельность.
- 97) Деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
- 98) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
- 99) Туроператорская деятельность;
- 100) Турагентская деятельность.
- 57.Монополистическая деятельность.
- 58.Недобросовестная конкуренция
- 59.Защита конкуренции на рынке финансовых услуг .
- 62. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.
- 63. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
- 64. Несостоятельность (банкротство): субъектный состав.
- 65. Правовое положение арбитражных управляющих.
- 66. Разбирательство дел о банкротстве.
- 67. Понятие процедур банкротства.
- 68. Наблюдение и мировое соглашение.
- 69. Финансовое оздоровление
- 70. Внешнее управление
- 71. Конкурсное производство
- 72. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций
- 73. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций
- 74. Несостоятельность (банкротство) финансовых организаций.
- 75. Несостоятельность (банкротство) стратегических предприятий.
- 76. Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий.
- 77. Упрощенные процедуры банкротства
- 78. Система правового регулирования качества продукции.
- 79. Основы правового регулирования защиты прав потребителей.
- 80. Законодательство о стандартизации.
- 81. Законодательство о сертификации.
- 82. Порядок проведения сертификации продукции (работ, услуг).
- 83. Государственный контроль за соблюдением стандартов и правил обязательной сертификации.
- 84. Правовое регулирование ценообразования.
- 85. Применение контрольно-кассовых машин.
- 86. Ответственность в предпринимательском праве.
- 87. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
- 88. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
- 89. Правовое регулирование в инвестиционной деятельности.
- 90. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 91. Правовое регулирование в промышленности.
- 92. Правовое регулирование апк.