27.Правовое регулирование малого предпринимательства
Важным новшеством нового закона по сравнению с Федеральным законом от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ является то, что он устанавливает практически универсальные требования как к предприятиям, так и к индивидуальным предпринимателям, соблюдение которых позволит отнести их к субъектам малого или среднего предпринимательства. Следует напомнить, что критерии, закрепленные ст.3 Федерального закона от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ, применялись только к коммерческим организациям, а индивидуальные предприниматели относились к субъектам малого предпринимательства автоматически, вне зависимости от соответствия их указанным параметрам.
Таким образом, в настоящее время согласно ст.4 данного закона для отнесения индивидуальных предпринимателей и организаций к числу субъектов малого и среднего предпринимательства имеют значение следующие критерии:
1)«независимость происхождения» - в уставном капитале юридических лиц доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
2)средняя численность работников за отчетный период не превышает:
- 15 человек для микропредприятий;
- 100 человек для малых предприятий
- 250 человек для средних предприятий.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (индивидуальные предприниматели), в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства. Басовский Л.Е. Экономический анализ. - М., 2007. - 222 с.
3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов за календарный год не превышает предельных значений, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.
Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, установленных для соответствующих категорий, в течение двух календарных лет, следующих один за другим.
Согласно ст.2 Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции РФ и осуществляется этим же ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Волгин В.В. Индивидуальный предприниматель: Практическое пособие. -М., 2008. - 497 с.
Анализ предмета регулирования и содержания Федерального закона N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о том, что специальные нормативно-правовые акты о малом и среднем предпринимательстве следует отнести к сфере административного законодательства, которое согласно ст.72 Конституции РФ относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Следовательно, вопросы развития малого и среднего предпринимательства призваны регулировать как федеральное, так и региональное законодательство. С учетом этого обстоятельства к числу нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы развития малого и среднего предпринимательства, относятся следующие:
I. Конституция РФ, которая закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности, устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен, закрепляет предметы ведения Российской Федерации и субъектов РФ.
II. Федеральный закон N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и другие федеральные законы. Правовые основы деятельности малого и среднего предпринимательства во многом определяются Гражданским кодексом РФ, Налоговым кодексом РФ, КоАП РФ и др.
Помимо кодифицированных актов издано значительное число иных федеральных законов, регулирующих предпринимательскую деятельность:
1) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности";
в) ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности» - вводит изменения в лицензионное законодательство, устанавливает замену института лицензирования страхованием в шести видах деятельности и возможность автоматического продления лицензий для тех представителей бизнеса, которые не совершали нарушений, это поможет малому бизнесу: не надо будет приносить большие пачки документов, для того чтобы продлить лицензии.
г) ФЗ от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании";
д) ФЗ от 8 августа 2001 года N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)";
е) ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающейся проверок субъектов предпринимательской деятельности.» - позволяет защитить предпринимателей от чрезмерного административного давления.
Ж) ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса» - этот закон направлен на поддержку предприятий малого бизнеса путём создания более благоприятных условий для применения ими специальных налоговых режимов
2) федеральные законы, определяющие основные принципы рыночной экономики:
а) ФЗ от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции";
б) Закон РФ от 20 февраля 1992 года N 2383-1 "О товарных биржах и биржевой торговле";
в) ФЗ от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:
а) ФЗ от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах";
б) ФЗ от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью";
в) ФЗ от 8 мая 1996 года N 41-ФЗ "О производственных кооперативах";
г) ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» - позволяет приобрести в собственность предпринимателям арендуемую у государства недвижимость.
4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:
а) ФЗ от 29 октября 1998 года N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)";
б) ФЗ от 8 августа 2001 года N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
в) ФЗ от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах";
г) ФЗ от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе" и т.д.
III. Иные нормативно-правовые акты Российской Федерации, принимаемые в соответствии с перечисленными федеральными законами. Видимо законодатель имеет в виду федеральные подзаконные акты, особое место среди которых должны занять федеральные программы развития малого и среднего предпринимательства, утверждаемые Правительством РФ. К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность в настоящее время, относятся также:
1) Указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти");
2) Постановления Правительства РФ (Например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 года N 584 "Об утверждении положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества");
3) Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.);
IV. Законы и иные нормативно-правовые акты субъектов РФ, которые издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст.71-73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. Комментируемый закон четко указывает на необходимость приятия в каждом субъекте РФ не только специального закона, регулирующего вопросы развития малого и среднего предпринимательства, но и соответствующей региональной программы.
V. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления. К их числу относятся уставы муниципальных образований, а также иные нормативно-правовые акты, виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу которых определяются уставом. Важное место в системе муниципальных нормативно-правовых актов должны занять принимаемые органами местного самоуправления муниципальные программы развития малого и среднего предпринимательства.
В условиях расширения сотрудничества отечественных предпринимателей с иностранными хозяйствующими субъектами важную роль в регулировании предпринимательских отношений играют также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» не содержит отдельных положений о данном источнике правового регулирования видимо потому, что его специфика довольно четко определена Конституцией РФ и иными федеральными законами. Так, в Федеральном законе "О международных договорах Российской Федерации", Грибов В.Д. Правовые основы бизнеса: Учебное пособие. - М.: 2008. - 160 с. принятом Государственной Думой 16 июня 1995 года и вступившем в силу 21 июля 1995 года, дано определение международных договоров. Так, международным договором Российской Федерации признается международное соглашение, заключенное Россией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом. Макконнелл Кэмпбелл Р., Стенли Л. Брю. Экономикс. - М.: 2008. 1153с.
Международные договоры Российской Федерации заключаются от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры, от имени федеральных органов исполнительной власти (договоры межведомственного характера).
В числе международных документов, регулирующих предпринимательскую деятельность можно назвать следующие:
1) Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (заключена в Женеве в1956 году);
2) Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене в1980 году);
3) Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА);
4) Евразийская патентная конвенция 1994 года и др.
- 1.Предпринимательское право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
- 2.Предмет Российского предпринимательского права.
- 3.Предпринимательская деятельность.
- 4.Методы правового регулирования предпринимательской деятельности
- 5.Принципы правового регулирования предпринимательских отношений.
- 15. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами рф в регулировании предпринимательских отношений.
- 16. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности.
- 17. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей
- 18. Локальные нормативные акты в предпринимательском праве
- 19. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
- 20. Понятие «Хозяйствующий субъект»
- 21. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица
- 22.Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права
- 23.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций .
- 24.Хозяйственная компетенция
- 25.Дочерние общества, зависимые общества и дочерние предприятия
- 26.Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений
- 27.Правовое регулирование малого предпринимательства
- 28.Государственная поддержка малого предпринимательства
- Федеральный Закон "о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года n 88-фз)
- 29.Холдинги
- 30. Финансово-промышленные группы.
- 31. Государственная регистрация предпринимателей
- 32.Вещные права в предпринимательской деятельности
- 33.Состав имущества предпринимателя
- 34.Правовое обеспечение амортизации
- 35.Правовой режим основных средств.
- 36.Правовой режим оборотных средств.
- 37.Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
- 38. Правовой режим наличных денежных средств.
- 39. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности
- 40. Основные требования к ведению бухучета
- 41. Учетная политика организации
- 42. Бухгалтерская отчетность
- 43. Учет имущества индивидуального предпринимателя
- 44. Предпринимательский договор - понятие и значение.
- 45. Особенности заключения предпринимательского договора.
- 46. Работы и услуги как объекты правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
- 47. Понятие и порядок использования ценных бумаг в предпринимательской деятельности. Основные виды ценных бумаг.
- 2.1 Акция
- 48. Понятие, признаки и виды вещных прав
- 49.Субъекты права собственности
- 50.Приобретение и прекращение права собственности.
- 51.Понятие права хозяйственного ведения и оперативного управления: субъекты, содержание.
- 52.Защита права собственности и других вещных прав.
- 53.Понятие обязательств в предпринимательской деятельности. Основания возникновения обязательств.
- 14) Разработка вооружения и военной техники;
- 15) Производство вооружения и военной техники;
- 16) Ремонт вооружения и военной техники;
- 23) Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- 25) Разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
- 27) Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.
- 35) Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
- 36) Производство пиротехнических изделий;
- 42) Геодезическая деятельность;
- 55) Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
- 56) Перевозки морским транспортом пассажиров;
- 57) Перевозки морским транспортом грузов.
- 58) Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
- 59) Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
- 60) Перевозки воздушным транспортом пассажиров;
- 61) Перевозки воздушным транспортом грузов.
- 67) Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах.
- 68) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
- 69) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
- 70) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
- 78) Оценочная деятельность.
- 79) Негосударственная (частная) охранная деятельность;
- 80) Негосударственная (частная) сыскная деятельность.
- 81) Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.
- 82) Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
- 83) Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
- 86) Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
- 87) Аудиторская деятельность.
- 88) Деятельность инвестиционных фондов.
- 89) Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
- 90) Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
- 91) Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
- 92) Деятельность по производству элитных семян (семян элиты).
- 93) Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
- 94) Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
- 95) Космическая деятельность.
- 96) Медицинская деятельность.
- 97) Деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
- 98) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
- 99) Туроператорская деятельность;
- 100) Турагентская деятельность.
- 57.Монополистическая деятельность.
- 58.Недобросовестная конкуренция
- 59.Защита конкуренции на рынке финансовых услуг .
- 62. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.
- 63. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
- 64. Несостоятельность (банкротство): субъектный состав.
- 65. Правовое положение арбитражных управляющих.
- 66. Разбирательство дел о банкротстве.
- 67. Понятие процедур банкротства.
- 68. Наблюдение и мировое соглашение.
- 69. Финансовое оздоровление
- 70. Внешнее управление
- 71. Конкурсное производство
- 72. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций
- 73. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций
- 74. Несостоятельность (банкротство) финансовых организаций.
- 75. Несостоятельность (банкротство) стратегических предприятий.
- 76. Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий.
- 77. Упрощенные процедуры банкротства
- 78. Система правового регулирования качества продукции.
- 79. Основы правового регулирования защиты прав потребителей.
- 80. Законодательство о стандартизации.
- 81. Законодательство о сертификации.
- 82. Порядок проведения сертификации продукции (работ, услуг).
- 83. Государственный контроль за соблюдением стандартов и правил обязательной сертификации.
- 84. Правовое регулирование ценообразования.
- 85. Применение контрольно-кассовых машин.
- 86. Ответственность в предпринимательском праве.
- 87. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
- 88. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
- 89. Правовое регулирование в инвестиционной деятельности.
- 90. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 91. Правовое регулирование в промышленности.
- 92. Правовое регулирование апк.