23.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций .
Некоммерческая организация не относится ни к коммерческому сектору, ни к государственному сектору, а занимает некое промежуточное положение. Это обеспечивает большую гибкость некоммерческим организациям в их деятельности, однако требует значительного мастерства и опыта в и управлении. С одной стороны, управляющие должны знать присущие коммерческим предприятиям методы и особенности менеджмента и выработки стратегических направлений. В то же время, применительно к некоммерческим организациям, такие методы должны быть использованы с определенными поправками. Несмотря на то, что как коммерческие, так и некоммерческие предприятия осуществляют планирование, составляют бюджет, ведут бухгалтерскую отчетность и проводят маркетинг, решают проблемы руководства, кадровые вопросы, вопросы управления информацией и периодически проводят программы и мероприятия по сбору финансовых средств, эти действия имеют существенные отличия в коммерческом и некоммерческом секторах. Для управляющих и попечителей некоммерческих организаций, конечно, важно знать о том, как работают государственные учреждения и организации, но этого еще недостаточно для управления некоммерческими структурами. Вопросы руководства, подотчетности, финансовой отчетности, долгосрочного планирования имеют свои существенно отличные от других предприятий особенности в некоммерческих организациях, особые черты и характеристики которых определены в законах штатов и федеральном законодательстве.
1. Механизм хозяйствования некоммерческих структур
Процесс функционирования организаций некоммерческого сектора несколько отличается от деятельности коммерческих организаций. По сравнению с последними деятельность некоммерческих организаций включает два уровня: основная и предпринимательская деятельность.
Основная деятельность некоммерческой организации - это деятельность, соответствующая целям, ради которых эта организация создана и которая предусмотрена ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности.
Ведение основной деятельности - главная функция некоммерческой организации, цель, ради которой она создается. Именно эта деятельность некоммерческой организации поддерживается и стимулируется государством посредством предоставления льгот при уплате налогов, получении заказов и др. Некоммерческие организации получают такого рода льготы от государства в обмен на обязательства первых осуществлять основную деятельность, которая сводится в большинстве случаев к реализации важнейших социальных программ.
Следует отметить, что нацеленность некоммерческих организаций на ведение основной деятельности вовсе не означает, что конечные результаты должны представляться потребителям бесплатно или по льготным ценам. В настоящее время многие некоммерческие организации, особенно в сфере здравоохранения, образования, культуры, предоставляют потребителям по рыночным ценам продукцию, которая является результатом их основной деятельности.
В странах рыночной экономики некоммерческим организациям разрешается помимо основной деятельности заниматься предпринимательской деятельностью. [3, с.87] Посредством последней некоммерческие организации получают возможность заработать дополнительные денежные средства, которые в данный момент не могут быть предоставлены учредителями, участниками организации. Вместе с тем предпринимательская деятельность имеет несколько ограниченный характер.
Если смысл существования коммерческих организаций - приносить доход ее владельцам, то для некоммерческой прибыль не самоцель, а лишь средство для реализации определенной миссии: сохранения культурного наследия, повышения доступного образования, медицины и т.д. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Главная задача заключается в том, чтобы некоммерческая организация, занимаясь предпринимательской деятельностью, не отклонялась от выполнения основной деятельности, направляла возможную прибыль на выполнение уставных целей.
Следующие виды предпринимательской деятельности признаются соответствующими целям, ради которых создана некоммерческая организация:
· приносящее прибыль производство товаров и услуг, которые отвечают целям создания некоммерческой организации;
· приобретение и реализация ценных бумаг;
· реализация имущественных и неимущественных прав;
· участие в хозяйственных обществах и товариществах на вере в качестве вкладчика.
Это далеко не исчерпывающий перечень видов предпринимательской деятельности некоммерческих организаций. Данный перечень может быть расширен как законом, так и учредительными документами организации. Вместе с тем, законодательством ограничены права на осуществление рядом некоммерческих организаций предпринимательской деятельности непосредственно ими самими. Кроме того, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на виды деятельности, в том числе и предпринимательской, которыми вправе заниматься некоммерческие организации отдельных видов. Отдельные виды деятельности могут осуществляться некоммерческими организациями только на основании специального разрешения (лицензии). Перечень этих видов деятельности определяется федеральным законом.
2. Доход некоммерческой организации и его структура
Некоммерческая организация для ведения своей деятельности должна иметь определенный доход. [там же]
Некоммерческие организации, в отличие от коммерческих, при формировании дохода имеют право на широкое использование таких источников финансирования, как: вступительные и членские взносы, добровольные взносы и пожертвования, целевые поступления от физических и юридических лиц и др. Право привлекать дополнительные источники формирования дохода предоставляется некоммерческим организациям в обмен на обязательства создавать преимущественно общественные блага, оказывать социальную поддержку, реализовывать профессиональные, любительские, общественные интересы отдельных групп населения, возможную прибыль не распределять между учредителями (участниками) некоммерческой организации (исключение составляют потребительские кооперативы).
Порядок поступления вступительных и регулярных взносов участников некоммерческой организации определяется учредительными документами либо решением ее органов управления.
Механизм регулярных поступлений от учредителей определяется учредительными документами некоммерческой организации. Если учредителем является государство, то средства поступают в некоммерческую организацию на основе нормативного финансирования. Нормативы формируются на таком уровне, чтобы некоммерческие организации имели возможность обеспечить возмещение эксплуатационных доходов, расширить материально-техническую базу, осуществить капитальный ремонт, произвести денежный расчет с работниками и др. Нормативное финансирование осуществляется на основе специальных расчетных показателей, которые наиболее полно отражают результаты функционирования той или иной некоммерческой организации. Например, в образовании одним из таких показателей является стоимость обучения одного учащегося в год. В то же время применение нормативного метода на практике не всегда позволяет выявить реальные потребности некоммерческих организаций и определить тенденции их развития. Иногда расчет нормативов ведется методом экстраполяции с поправкой на текущие возможности бюджета. Некоторые расходы некоммерческих организаций вовсе не удается пронормировать.[6, с.62] Поэтому использование нормативного метода не всегда способствует достижению высоких качественных показателей, а иногда порождает затратные методы достижения конечных результатов.
В настоящее время в России значительная часть нормативов, на основе которых осуществляется финансирование некоммерческих организаций, находится на достаточно низком уровне. В итоге они не имеют возможности в полной мере обеспечить инновационный характер развития.
Средства учредителей, которые не представляют государство, поступают в некоммерческие организации на основе учредительных документов, решения органов управления.
Добровольные взносы и пожертвования - особая часть доходов некоммерческих организаций. Эти средства поступают от граждан, предприятий, организаций. Они предназначены для выполнения уставной деятельности некоммерческой организации. К добровольным взносам и пожертвованиям относятся и спонсорские средства, которые представляют особую форму оплаты рекламной деятельности.
Добровольные имущественные взносы и пожертвования физических и юридических лиц не следует рассматривать только как воплощение бескорыстия. В обмен на ссужаемый капитал жертвователи получают прямые и косвенные выгоды.[7, с.99] Прямые - льготное налогообложение, доступ к современной научно-технической, экономической и иным видам информации; использование труда высококвалифицированных специалистов; возможность проведения рекламы; признание общественности и пр. Косвенные выгоды заключаются в повышении образовательного, научного, духовного потенциала общества, здоровья населения и пр., что в целом способствует улучшению условий функционирования бизнеса.
В свою очередь некоммерческие организации получают необходимые для выполнения основной деятельности материальные и финансовые ресурсы, возможность использовать современные виды оборудования, сырья, связи, повышать квалификацию работников и пр. Использование средств жертвователей дает возможность некоммерческим организациям успешно решать проблему реализации экономических благ с достаточно высокими издержками производства, что способствует укреплению их позиций по сравнению с коммерческими организациями. Однако, несмотря на взаимовыгодность данной сделки, некоммерческие организации в определенной мере лишаются самостоятельности. Это определяется в выборе стратегии развития организации, формировании и расходовании бюджета, подборе кадров и пр.
Целевые поступления от физических и юридических лиц - важный источник формирования доходов некоммерческой организации. Эти средства предназначены для выполнения конкретных программ. Такого рода средства часто поступают в некоммерческие организации через благотворительные и иные целевые фонды. Такое выделение ресурсов широко используется во многих странах мира и известно как «система грантов».
Средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям на осуществление отдельных проектов, программ, мероприятий. Взаимоотношения государственной, в том числе местной, администрации с некоммерческими организациями в развитых странах носят целевой, системный характер. Эти структуры активно привлекаются к разработке и реализации федеральных, региональных и местных социально-экономических программ. В ряде случаев между некоммерческими организациями и государством устанавливаются долгосрочные контрактные соглашения. Заключение таких контрактов происходит на конкурсной основе. В частности, в США за последнее время некоммерческие организации были включены в выполнение почти 600 федеральных программ.
В России пока средства из государственного бюджета поступают некоммерческим организациям стихийно и бессистемно. Их получение часто зависит от личной договоренности руководителей той или иной некоммерческой организации с представителями органов государственной власти. Такая основа не всегда может быть прочной.
Выручка от реализации товаров и услуг занимает значительное место в составе доходов некоммерческой организации. Этот вид дохода может складываться из выручки от реализации продукции, создание которой представляет основную либо предпринимательскую деятельность некоммерческой организации. [8, с.62]
Ограниченность ресурсов государственного бюджета, сложность получения целевых ассигнований, добровольных пожертвований вынуждают некоммерческие организации увеличивать в общей сумме доходов долю средств от платной реализации экономических благ.
Экономическое поведение некоммерческих организаций на рынке в процессе реализации продукции на платной основе существенно не отличается от экономического поведения коммерческих структур. Огромное количество примеров функционирования организаций некоммерческого сектора (университетов, колледжей, научных и информационных центров, клиник и пр.) подтверждает их эффективность, высокую конкурентоспособность. Это объясняется не только усиливающимся спросом на продукцию некоммерческих организаций, но и тем, что в данном секторе экономики удается достаточно полно сочетать принципы современного предпринимательства с инициативой, творчеством, высоким уровнем профессионализма занятых здесь работников.
Дивиденды (доходы, проценты) некоммерческие организации получают по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам. В России развитие этого источника формирования бюджета некоммерческой организации сдерживается достаточно большим риском ведения фондовых операций на отечественном рынке, ограниченными финансовыми ресурсами некоммерческих организаций.
Доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации, включают поступления от сдачи в аренду помещений, оборудования, земельных участков и др.
Средства поступают в некоммерческие организации в денежной форме, в виде поставок оборудования, сырья, материалов, выполнения работ, оказания услуг (техническая помощь, консалтинг, менеджмент, маркетинг, подготовка и переподготовка персонала, юридические услуги и др.).
Источники формирования дохода некоммерческой организации зависят от формы собственности, вида создаваемых благ, характера их предоставления потребителям.
Статистическая информация показывает, что многие негосударственные некоммерческие организации за рубежом являются «бюджетными» организациями, так как получают значительные средства от государства. Это характерно особенно для некоммерческих организаций, занятых в сфере образования, здравоохранения, науки, социального обеспечения и др. Например, в сфере здравоохранения на долю средств государственного бюджета приходится около 60 процентов совокупного дохода негосударственных некоммерческих организаций. В сфере социальных услуг этот источник составляет более 50 процентов.
Добровольные пожертвования, целевые поступления имеют существенное значение для развития некоммерческих организаций, созданных и функционирующих в благотворительных целях, целях оказания содействия и развития. В такого рода некоммерческих организациях добровольные пожертвования, целевые поступления составляют более 30 процентов годового дохода.
Взносы участников, доход от платной реализации товаров и услуг, собственности и прав образуют около 70 процентов доходов некоммерческих организаций сферы культуры и досуга, более половины дохода образовательных, благотворительных организаций.
- 1.Предпринимательское право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
- 2.Предмет Российского предпринимательского права.
- 3.Предпринимательская деятельность.
- 4.Методы правового регулирования предпринимательской деятельности
- 5.Принципы правового регулирования предпринимательских отношений.
- 15. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами рф в регулировании предпринимательских отношений.
- 16. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности.
- 17. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей
- 18. Локальные нормативные акты в предпринимательском праве
- 19. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
- 20. Понятие «Хозяйствующий субъект»
- 21. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица
- 22.Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права
- 23.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций .
- 24.Хозяйственная компетенция
- 25.Дочерние общества, зависимые общества и дочерние предприятия
- 26.Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений
- 27.Правовое регулирование малого предпринимательства
- 28.Государственная поддержка малого предпринимательства
- Федеральный Закон "о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года n 88-фз)
- 29.Холдинги
- 30. Финансово-промышленные группы.
- 31. Государственная регистрация предпринимателей
- 32.Вещные права в предпринимательской деятельности
- 33.Состав имущества предпринимателя
- 34.Правовое обеспечение амортизации
- 35.Правовой режим основных средств.
- 36.Правовой режим оборотных средств.
- 37.Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
- 38. Правовой режим наличных денежных средств.
- 39. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности
- 40. Основные требования к ведению бухучета
- 41. Учетная политика организации
- 42. Бухгалтерская отчетность
- 43. Учет имущества индивидуального предпринимателя
- 44. Предпринимательский договор - понятие и значение.
- 45. Особенности заключения предпринимательского договора.
- 46. Работы и услуги как объекты правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
- 47. Понятие и порядок использования ценных бумаг в предпринимательской деятельности. Основные виды ценных бумаг.
- 2.1 Акция
- 48. Понятие, признаки и виды вещных прав
- 49.Субъекты права собственности
- 50.Приобретение и прекращение права собственности.
- 51.Понятие права хозяйственного ведения и оперативного управления: субъекты, содержание.
- 52.Защита права собственности и других вещных прав.
- 53.Понятие обязательств в предпринимательской деятельности. Основания возникновения обязательств.
- 14) Разработка вооружения и военной техники;
- 15) Производство вооружения и военной техники;
- 16) Ремонт вооружения и военной техники;
- 23) Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- 25) Разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
- 27) Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.
- 35) Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
- 36) Производство пиротехнических изделий;
- 42) Геодезическая деятельность;
- 55) Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
- 56) Перевозки морским транспортом пассажиров;
- 57) Перевозки морским транспортом грузов.
- 58) Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
- 59) Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
- 60) Перевозки воздушным транспортом пассажиров;
- 61) Перевозки воздушным транспортом грузов.
- 67) Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах.
- 68) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
- 69) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
- 70) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
- 78) Оценочная деятельность.
- 79) Негосударственная (частная) охранная деятельность;
- 80) Негосударственная (частная) сыскная деятельность.
- 81) Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.
- 82) Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
- 83) Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
- 86) Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
- 87) Аудиторская деятельность.
- 88) Деятельность инвестиционных фондов.
- 89) Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
- 90) Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
- 91) Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
- 92) Деятельность по производству элитных семян (семян элиты).
- 93) Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
- 94) Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
- 95) Космическая деятельность.
- 96) Медицинская деятельность.
- 97) Деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
- 98) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
- 99) Туроператорская деятельность;
- 100) Турагентская деятельность.
- 57.Монополистическая деятельность.
- 58.Недобросовестная конкуренция
- 59.Защита конкуренции на рынке финансовых услуг .
- 62. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.
- 63. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
- 64. Несостоятельность (банкротство): субъектный состав.
- 65. Правовое положение арбитражных управляющих.
- 66. Разбирательство дел о банкротстве.
- 67. Понятие процедур банкротства.
- 68. Наблюдение и мировое соглашение.
- 69. Финансовое оздоровление
- 70. Внешнее управление
- 71. Конкурсное производство
- 72. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций
- 73. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций
- 74. Несостоятельность (банкротство) финансовых организаций.
- 75. Несостоятельность (банкротство) стратегических предприятий.
- 76. Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий.
- 77. Упрощенные процедуры банкротства
- 78. Система правового регулирования качества продукции.
- 79. Основы правового регулирования защиты прав потребителей.
- 80. Законодательство о стандартизации.
- 81. Законодательство о сертификации.
- 82. Порядок проведения сертификации продукции (работ, услуг).
- 83. Государственный контроль за соблюдением стандартов и правил обязательной сертификации.
- 84. Правовое регулирование ценообразования.
- 85. Применение контрольно-кассовых машин.
- 86. Ответственность в предпринимательском праве.
- 87. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
- 88. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
- 89. Правовое регулирование в инвестиционной деятельности.
- 90. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 91. Правовое регулирование в промышленности.
- 92. Правовое регулирование апк.