75. Несостоятельность (банкротство) стратегических предприятий.
Банкротство стратегических предприятий и организаций
В соответствии со ст.190 Закона «О несостоятельности (банкротстве) для целей настоящего Федерального закона под стратегическими предприятиями и организациями понимаются:
- федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации;
- организации оборонно-промышленного комплекса - производственные, научно-производственные, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.
Расплывчатость и скупость определений стратегических предприятий компенсируются тем, что распоряжением Правительства РФ от 9 января 2004 г. №22-р[1]. У твержден Перечень стратегических предприятий и организаций. Тем самым, названный документ разрешает многочисленные вопросы, связанные с отнесением тех или иных предприятий к данному кругу.
В отличие от общих признаков банкротства, законодатель установил ряд особенностей для стратегических предприятий и организаций.
Во-первых, стратегические предприятие и организация считаются неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
В-вторых, для возбуждения дела о банкротстве стратегических предприятия или организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем пятьсот тысяч рублей.
Выделим основные особенности банкротства стратегических предприятий и организаций.
Во-первых, расширен перечень мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций (ст.191).
Во-вторых, в соответствии со ст.193 Закона, Правительство Российской Федерации кроме общих требований к кандидатуре арбитражного управляющего, вправе установить перечень дополнительных требований, являющихся обязательными при утверждении арбитражным судом кандидатуры арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегических предприятия или организации. Такие требования утверждены Постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. №586 «О требованиях к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве стратегического предприятия или организации». Это:
1. Наличие стажа работы на предприятиях или в организациях оборонно-промышленного комплекса либо на иных стратегических предприятиях или в организациях не менее 5 лет, из них не менее 1 года стажа руководящей работы.
2. Участие в качестве арбитражного управляющего не менее чем в 2 делах о банкротстве, за исключением дел о банкротстве отсутствующего должника, при условии, что в течение последних 3 лет кандидат не отстранялся от осуществления обязанностей арбитражного управляющего в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на него обязанностей.
3. Наличие высшего юридического, или экономического образования, или высшего образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника.
Определенные особенности законодатель установил для отдельных стадий банкротства стратегического предприятия (организации): финансового оздоровления, внешнего управления, конкурсного производства. Рассмотрим их подробнее.
Первое собрание кредиторов должно решить вопрос не только о введении в отношении стратегического предприятия одной из процедур банкротства, но и определить саморегулирующую организацию, которая должна представить кандидатуры арбитражных управляющих, удовлетворяющие определенным собранием кредиторов требованиям. В случае, если названные вопросы не решены, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела о банкротстве стратегических предприятия (организации) в пределах семимесячного срока, и обязывает кредиторов к установленному арбитражным судом сроку принять соответствующие решения (п.1 ст.194 Закона).
Если нет возможности отложить рассмотрение дела (истек семимесячный срок), арбитражный суд:
1) Либо выносит определение о введении в отношении должника финансового оздоровления, если имеется ходатайство учредителей (участников) должника, собственника имущества должника (унитарного предприятия), уполномоченного государственного органа, федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой стратегические предприятие или организация осуществляет свою деятельность, а также иного третьего лица или третьих лиц при условии предоставления указанными лицами обеспечения исполнения обязательств должника, в том числе посредством предоставления государственных гарантий, в соответствии с графиком погашения задолженности.
Размер предоставляемого обеспечения не может быть менее размера обязательств должника, отраженных в бухгалтерском балансе на последнюю отчетную дату до проведения первого собрания кредиторов.
Применяться может любой (за исключением задатка, удержания, неустойки) способ обеспечения исполнения обязательств, включая государственные гарантии.
При этом утвержденный арбитражным судом график погашения задолженности должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно равными долями в течение года с даты начала погашения требований кредиторов.
2) Либо выносит определение о введении внешнего управления в отношении должника при отсутствии оснований для введения финансового оздоровления (например, при неутверждении судом графика погашения задолженности или при недостаточности денежных средств), в случае, если в арбитражный суд представлено заключение федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет свою деятельность стратегические предприятие или организация, о возможности восстановления платежеспособности должника в ходе внешнего управления.
Особые правила в отношении данной категории должников применяются и в тех случаях, когда собрание кредиторов приняло решение о введении внешнего управления либо конкурсного производства, но определенный субъект ходатайствует о введении финансового оздоровления. Вопросы об обеспечении, о субъектах его предоставляющих и графике погашения задолженности решаются таким же образом.
При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления, арбитражный суд, принимает решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
В графике погашения задолженности должника должно быть предусмотрено, что погашение задолженности по обязательным платежам устанавливается в соответствии с требованиями налогового законодательства. Таким образом, по обязательным платежам особенностей для стратегических предприятий и организаций не предусмотрено[3].
Рассмотрим особенности внешнего управления на стратегическом предприятии.
По общим правилам управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его кредиторам не более чем через месяц после своего утверждения (п.1 ст.106 Закона); собрание для рассмотрения плана созывается не позднее двух месяцев с даты утверждения внешнего управляющего, кредиторы и уполномоченные органы должны быть уведомлены о собрании и ознакомлены с планом не менее чем за 14 дней до даты проведения собрания (п.2 ст.107).
Внешний управляющий стратегическим должником имеет дополнительную обязанность. Он должен не менее чем за 15 дней до даты проведения собрания направить план внешнего управления в федеральный орган исполнительной власти, реализующий государственную политику в отрасли экономики, в которой действует стратегический должник. Практически одновременно план внешнего управления рассматривается и кредиторами, и этим органом.
Указанный орган не имеет права вносить в план какие-либо изменения; он компетентен только разработать и представить собранию, а также в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления. В заключении должен быть дан анализ предусмотренных планом мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности должника, и тех результатов, к которым они могут привести. Не исключено, что заключение государственного органа может содержать предложения относительно иных мер, проведение которых он в отношении должника считает целесообразным в рамках внешнего управления.
Важно подчеркнуть, что полномочный государственный орган, вправе до даты утверждения собранием кредиторов плана внешнего управления в отношении должника направить в арбитражный суд ходатайство о переходе к финансовому оздоровлению, если ранее финансовое оздоровление в отношении данного должника не применялось (п.2 ст.195 Закона).
Это возможно при соблюдении следующих условий: государственным органом разработан (и приложен к ходатайству) график погашения задолженности, который предусматривает начало погашения задолженности не более чем через месяц после вынесения судом определения о переходе к финансовому оздоровлению и погашение всех требований кредиторов в течение года с момента начала расчетов, которые должны будут производиться равными долями пропорционально размерам требований.
В этом случае арбитражный суд может вынести определение о переходе к финансовому оздоровлению.
Масса особенностей процедур банкротства связана и проистекает из хозяйственной деятельности должника как стратегического предприятия. Так, во-первых, внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника, связанных с выполнением работ по государственному оборонному заказу, обеспечением федеральных государственных нужд в области поддержания обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Во-вторых, внешний управляющий не вправе отчуждать отдельные виды имущества, имущественных и иных прав должника, которые могут быть связаны с государственным заказом.
Особенности проистекает из характера имущества должника: предприятия, имущества ограниченного в обороте, его продажей.
В зависимости от характера имущества (обычное имущество, ограниченно оборотоспособное имущество) продажа осуществляет в форме открытого или закрытого конкурса. Соответственно, при продаже предприятия или имущества должника, которые относятся к ограниченно оборотоспособному имуществу, на закрытых торгах в них участвуют только лица, которые в соответствии с федеральным законом могут иметь в собственности или на ином вещном праве указанное имущество (п.5, 6 ст195).
К участию в торгах не допускаются конкурсные кредиторы и их аффилированные лица.
За Российской Федерацией сохраняется преимущественное право приобретения имущества (предприятия) должника, которое используется для государственных заказов и нужд. Кроме того, Российская Федерация в течение месяца с даты подписания протокола об итогах торгов вправе предоставить должнику денежные средства в размере, равном продажной цене данного предприятия, определенной по результатам проведения конкурса и указанной в протоколе об итогах торгов. Указанные средства должник обязан направить на погашение требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов. Вышеназванные правила не распространяются на обычное имущество стратегического должника (например, на предприятия, которые не связаны с гос.заказом – сеть кафе ит.д.).
- 1.Предпринимательское право как отрасль, наука и учебная дисциплина.
- 2.Предмет Российского предпринимательского права.
- 3.Предпринимательская деятельность.
- 4.Методы правового регулирования предпринимательской деятельности
- 5.Принципы правового регулирования предпринимательских отношений.
- 15. Разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами рф в регулировании предпринимательских отношений.
- 16. Обычаи делового оборота в предпринимательской деятельности.
- 17. Роль судебной и арбитражной практики в правовом регулировании отношений с участием предпринимателей
- 18. Локальные нормативные акты в предпринимательском праве
- 19. Понятие и виды субъектов предпринимательского права
- 20. Понятие «Хозяйствующий субъект»
- 21. Предпринимательская деятельность граждан без образования юридического лица
- 22.Коммерческие организации как субъекты предпринимательского права
- 23.Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций .
- 24.Хозяйственная компетенция
- 25.Дочерние общества, зависимые общества и дочерние предприятия
- 26.Правовой статус филиалов, представительств, иных обособленных подразделений
- 27.Правовое регулирование малого предпринимательства
- 28.Государственная поддержка малого предпринимательства
- Федеральный Закон "о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (от 14 июня 1995 года n 88-фз)
- 29.Холдинги
- 30. Финансово-промышленные группы.
- 31. Государственная регистрация предпринимателей
- 32.Вещные права в предпринимательской деятельности
- 33.Состав имущества предпринимателя
- 34.Правовое обеспечение амортизации
- 35.Правовой режим основных средств.
- 36.Правовой режим оборотных средств.
- 37.Правовой режим капиталов, фондов и резервов организации.
- 38. Правовой режим наличных денежных средств.
- 39. Понятие, значение и система правового регулирования бухгалтерского учета и отчетности
- 40. Основные требования к ведению бухучета
- 41. Учетная политика организации
- 42. Бухгалтерская отчетность
- 43. Учет имущества индивидуального предпринимателя
- 44. Предпринимательский договор - понятие и значение.
- 45. Особенности заключения предпринимательского договора.
- 46. Работы и услуги как объекты правоотношений в сфере предпринимательской деятельности.
- 47. Понятие и порядок использования ценных бумаг в предпринимательской деятельности. Основные виды ценных бумаг.
- 2.1 Акция
- 48. Понятие, признаки и виды вещных прав
- 49.Субъекты права собственности
- 50.Приобретение и прекращение права собственности.
- 51.Понятие права хозяйственного ведения и оперативного управления: субъекты, содержание.
- 52.Защита права собственности и других вещных прав.
- 53.Понятие обязательств в предпринимательской деятельности. Основания возникновения обязательств.
- 14) Разработка вооружения и военной техники;
- 15) Производство вооружения и военной техники;
- 16) Ремонт вооружения и военной техники;
- 23) Экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;
- 25) Разработка и производство боеприпасов и их составных частей;
- 27) Выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия.
- 35) Деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения.
- 36) Производство пиротехнических изделий;
- 42) Геодезическая деятельность;
- 55) Деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний.
- 56) Перевозки морским транспортом пассажиров;
- 57) Перевозки морским транспортом грузов.
- 58) Перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;
- 59) Перевозки внутренним водным транспортом грузов.
- 60) Перевозки воздушным транспортом пассажиров;
- 61) Перевозки воздушным транспортом грузов.
- 67) Сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах.
- 68) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте.
- 69) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам в морских портах.
- 70) Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.
- 78) Оценочная деятельность.
- 79) Негосударственная (частная) охранная деятельность;
- 80) Негосударственная (частная) сыскная деятельность.
- 81) Заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов.
- 82) Заготовка, переработка и реализация лома черных металлов.
- 83) Деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации.
- 86) Воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
- 87) Аудиторская деятельность.
- 88) Деятельность инвестиционных фондов.
- 89) Деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами.
- 90) Деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов.
- 91) Деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.
- 92) Деятельность по производству элитных семян (семян элиты).
- 93) Деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений.
- 94) Осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений.
- 95) Космическая деятельность.
- 96) Медицинская деятельность.
- 97) Деятельность по продаже электрической энергии гражданам.
- 98) Деятельность по обеспечению авиационной безопасности;
- 99) Туроператорская деятельность;
- 100) Турагентская деятельность.
- 57.Монополистическая деятельность.
- 58.Недобросовестная конкуренция
- 59.Защита конкуренции на рынке финансовых услуг .
- 62. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.
- 63. Понятие и признаки несостоятельности (банкротства).
- 64. Несостоятельность (банкротство): субъектный состав.
- 65. Правовое положение арбитражных управляющих.
- 66. Разбирательство дел о банкротстве.
- 67. Понятие процедур банкротства.
- 68. Наблюдение и мировое соглашение.
- 69. Финансовое оздоровление
- 70. Внешнее управление
- 71. Конкурсное производство
- 72. Несостоятельность (банкротство) градообразующих организаций
- 73. Несостоятельность (банкротство) сельскохозяйственных организаций
- 74. Несостоятельность (банкротство) финансовых организаций.
- 75. Несостоятельность (банкротство) стратегических предприятий.
- 76. Несостоятельность (банкротство) субъектов естественных монополий.
- 77. Упрощенные процедуры банкротства
- 78. Система правового регулирования качества продукции.
- 79. Основы правового регулирования защиты прав потребителей.
- 80. Законодательство о стандартизации.
- 81. Законодательство о сертификации.
- 82. Порядок проведения сертификации продукции (работ, услуг).
- 83. Государственный контроль за соблюдением стандартов и правил обязательной сертификации.
- 84. Правовое регулирование ценообразования.
- 85. Применение контрольно-кассовых машин.
- 86. Ответственность в предпринимательском праве.
- 87. Правовое регулирование внешнеторговой деятельности.
- 88. Правовое регулирование предпринимательской деятельности.
- 89. Правовое регулирование в инвестиционной деятельности.
- 90. Правовое регулирование иностранных инвестиций.
- 91. Правовое регулирование в промышленности.
- 92. Правовое регулирование апк.