3. Государственная национальная политика
Главной задачей государственной национальной политики является согласование интересов всех проживающих в стране народов, обеспечение правовой и материальной основы для их развития на основе их добровольного, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. Учет национальных особенностей в жизни социума должен осуществляться в границах соблюдения прав человека. Путь к гармонизации межнациональных отношений лежит в основном в значительной степени через культуру.
Наглядным примером проведения национальной политики в жизнь является международный опыт реализации внутренней политики государства в отношении этнических общностей и межэтнических отношений, реализации культурных аспектов этничности.
Проблема защиты национальных меньшинств возникла в XVIII в. Уже тогда национальные меньшинства не желали ассимилироваться, стремились сохранять и развивать свои национальные особенности и настоятельно требовали специальных правовых гарантий.
Права национальных меньшинств как совершенно самостоятельный вид права – неотъемлемая часть современной демократии. Они не сводятся ни к правам индивида, ни к правам большинства. Но и права индивида и права большинства, в свою очередь, не растворимы в правах национальных меньшинств.
Исследуя концепции зарубежной национальной политики, учитывая опыт решения национальных проблем и разработку норм межнациональных отношений на Западе, Россия должна основываться прежде всего на своей специфике, на своих исторических условиях. В «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», которая была одобрена постановлением правительства России в мае 1996 г. и утверждена указом Президента России от 15 июня 1996 г., № 909, выделялись следующие проблемы:
1. Развитие федеративных отношений, обеспечивающих гармоничное сочетание субъектов РФ и целостности Российского государства.
2. Развитие национальных культур и языков народов России, укрепление духовной общности россиян.
3. Обеспечение политической и правовой защищенности малочисленных народов и национальных меньшинств.
4. Достижение и поддержка стабильного, прочного межнационального мира и согласия на Северном Кавказе.
5. Поддержка соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии, содействие развитию связей с нашими соотечественниками из стран ближнего зарубежья.
В документах говорится о равенстве прав и свобод граждан, независимо от пола, расы, национальности, языка, отношения к религии. Государство должно создавать равные социальные и политические условия для народов, позволяющие сохранять и развивать свою культуру. Но нереально осуществление равенства народов в жизни. Демократична позиция и в отношении этнической идентификации: право каждого гражданина «определять и указывать свою национальную принадлежность без принуждения извне». Как показали последующие события в некоторых регионах России многие граждане хотят сохранить привычное «принуждение», то есть оставить пятую графу в документе личности. В целом концепция государственной национальной политики имеет прогрессивный характер, но и отличается половинчатостью, неопределенностью, что сужает ее возможности в плане урегулирования и решения многообразных этнических проблем, а в некоторых ситуациях даже усугубляет их. Существует тенденция подмены национальной политики решением конфликтных проблем на межнациональной почве. Но национальная политика не может в принципе быть направленной на решение проблем сегодняшнего дня мерами временного характера, пусть и актуальными для страны. В России в настоящее время реализуется концепция государственной национальной политики. Она составляет теоретическую основу государственного регулирования межнациональных отношений, однако продолжается ее теоретическая разработка.
В проекте федерального закона «Об основах государственной национальной политики Российской Федерации» выделяются следующие основные принципы:
– сохранение государственной целостности и федерального устройства Российской Федерации;
– равенство прав граждан и народов РФ на национальное развитие;
– признание единства российского общества;
– свободное определение каждым гражданином своей национальной принадлежности;
– соответствие законов и иных нормативных актов в сфере национальной политики, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам РФ;
– неотвратимость наказания за разжигание межнациональной вражды, оскорбление чести и достоинства по этническому признаку;
– признание объединяющей роли русского народа, его языка и культуры;
– взаимодействие органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления с общественными объединениями, национально-культурными автономиями всех уровней, национальными этнокультурными общественными организациями, общинами.
Выделяются следующие аспекты национальной политики: территориальный, демографический, экономический, социальный, культурный, социолингвистический, конфессиональный, психологический.
Национальная политика только в том случае станет консолидирующим фактором, если будет отражать все многообразие интересов народов России, в том числе и самые главные, может быть, этнокультурные. При реализации национальной политики в духовной сфере необходимо реализовать следующие задачи обществом и государством:
– формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирования чувства российского патриотизма;
– распространять знания об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
– сохранение исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских и других народов России в российском евразийско-национально-культурном пространстве, создание в обществе атмосферы уважения к культурным ценностям;
– обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использование русского языка как общегосударственного;
– укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
– учет взаимовлияния национальных обычаев, традиций и обрядов религии, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.
Государственная национальная политика должна быть ориентирована на создание условий, позволяющих каждому народу сохранить национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость и свободное развитие, определять свою судьбу. И в то же время национальная политика должна быть фактором национальной консолидации народов России. Эта политика должна быть направлена на поддержание духа межнационального общения. Принцип самоидентификации народов и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом. Это позволит избежать межэтнической напряженности, конфликтов между народами, а также конфронтации со структурами власти. Политика дружбы между народами и политика их свободы и независимости должны быть не разными политиками, а единой государственной национальной политикой России. Гармоничное соотношение двух тенденций – этнического, национального и интернационального, общечеловеческого - должно составлять суть государственной национальной политики России в современных условиях.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Государственное управление и общественная политика Практикум
- Оглавление
- Введение
- Планы и задания для практических занятий
- Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
- 4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
- Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)
- 2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.
- 3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).
- Тема 3 Современные концепции государственного управления (4ч.)
- 1. Теории административного управления
- 2. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции ф. Хайека, Дж. Гелбрайта).
- 3. Концепция «социального государства» (л. Фон Эрхард, в. Жискар д. Эстен).
- 4. Концепция рациональной бюрократии м. Вебера.
- 5. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии.
- 6. Концепция нового государственного менеджмента.
- 7. Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Виды и типы политических сетей.
- Тема 4 Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (4ч.)
- 1. Понятие публичной политики и его интерпретации.
- 3. Политический режим и государственная власть
- 4. Авторитарные типы государственного управления
- 5. Демократический тип государственного управления
- Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
- 3. Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
- Тема 6 Направления государственной (публичной) политики (4ч.)
- 1. Государственная экономическая политика
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Государственная национальная политика
- 4. Государственная экологическая политика
- 5. Государственная политика в области безопасности
- 6. Международная политика государства
- Тема 7 Эффективность и контроль государственного управления (4ч.)
- 1. Понятие эффективности государственного управления
- 2. Оценка эффективности государственного управления
- 3. Критерии эффективности государственного управления
- 4. Контроль и надзор в государственном управлении
- 5. Система мониторинга государственного управления.
- Тема 8 Региональная политика и региональное государственное управление (4ч.)
- 1. Сущность регионального управления
- 2. Основные направления региональной политики
- 3. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.
- 4. Особенности региональной политики и государственного управления в Республике Башкортостан.
- Тема 9 Государственная политика и общество (4ч.)
- 1. Формы участия граждан в государственной политике.
- 2. Политические партии
- 3. Группы интересов
- 4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.
- 5. Общественное мнение
- Его основные признаки:
- Библиографический список