logo search
Билеты Право интеллектуальной собственности

18.Исключительное право на произведение и другие имущественные права, их характеристика. Исключительное право на произведение и другие имущественные права

Автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом (исключительное право на произведение). Неисчерпывающий перечень способов использования произведения приведен в IX

1. Воспроизведение произведения – изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме. 2. Распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров. Распространение подразумевает заключение сделок, в результате которых право собственности или право пользования экземплярами произведения переходит к третьим лицам. При распространении действует принцип «исчерпания прав», согласно которому если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены в гражданский оборот на территории РФ путем их продажи или иного отчуждения, дальнейшее распространение оригинала или экземпляров произведения допускается без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения. Исключение – право на получение вознаграждения в особых случаях (право следования) 3. Публичный показ произведения – любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. 4. Импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения. Право на импорт дополняет право автора на распространение и позволяет ему контролировать распространение экземпляров произведения, ввозимых с территории других государств. 5. Прокат оригинала или экземпляра произведения. 6. Публичное исполнение произведения – представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств) а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи. 7. Сообщение в эфир – сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции). 8. Сообщение по кабелю – сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств. 9. Перевод или другая переработка произведения. 10. Практическая реализацияархитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. 11. Доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Конкретный способ использования произведения определяет автор.

Авторы (правообладатели) некоторых видов произведений имеют дополнительные права, связанные с особенностями реализации исключительного права на произведение.

Право доступа – это право автора произведения изобразительного искусства требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. По аналогии автор произведения архитектуры вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото– и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное.

Право следования – это право автора на получение вознаграждения от продавца в виде процентных отчислений от цены перепродажи в случае публичной перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства через галерею, художественный салон и т. п. Право следования распространяется также на случаи перепродажи авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений.

Право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение.

Использование архитектурного, градостроительного или садово-паркового проекта для реализации допускается только однократно, если иное не установлено договором.

Автор произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства имеет право на осуществление авторского контроля за разработкой документации для строительства и право авторского надзора за строительством здания или сооружения либо иной реализацией соответствующего проекта.

Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение и вправе получать вознаграждение при реализации этого права.

Право на распоряжение исключительным правом должно оформляться заключением соответствующего договора: об отчуждении права или лицензионного договора.

Право автора на вознаграждение может быть реализовано в различных формах: а) в виде вознаграждения за отчуждение исключительного права б) в виде вознаграждения за право использования произведения по лицензионному договору (вознаграждение может выплачиваться в форме фиксированных разовых или периодических платежей, процентных отчислений от дохода (выручки) либо в иной форме); в) в виде продажной цены при отчуждении оригинала произведения; г) в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения (право следования); д) в виде вознаграждения композиторов, являющихся авторами музыкальных произведений (с текстом или без текста), использованных в аудиовизуальном произведении, за публичное исполнение или сообщение в эфир или по кабелю такого аудиовизуального произведения; е) в виде вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях; ж) в виде вознаграждения за использование служебного произведения.

19.Особенности правового статуса работодателей, правопреемников и других лиц как субъектов авторских прав.

Особенности правового статуса работодателей, правопреемников и других лиц как субъектов авторских прав.

1. Изобретение, полезная модель или промышленный образец, созданные работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признаются соответственно служебным изобретением, служебной полезной моделью или служебным промышленным образцом.

2. Право авторства на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец принадлежит работнику (автору).

3. Исключительное право на служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец и право на получение патента принадлежат работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором между работником и работодателем не предусмотрено иное.

4. При отсутствии в договоре между работодателем и работником соглашения об ином (пункт 3 настоящей статьи) работник должен письменно уведомить работодателя о создании в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя такого результата, в отношении которого возможна правовая охрана.

В этом случае работодатель в течение срока действия патента имеет право использования служебного изобретения, служебной полезной модели или служебного промышленного образца в собственном производстве на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой патентообладателю вознаграждения, размер, условия и порядок выплаты которого определяются договором между работником и работодателем, а в случае спора - судом.

Право на вознаграждение за служебное изобретение, служебную полезную модель или служебный промышленный образец неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на оставшийся срок действия исключительного права.

Наследники автора как субъекты авторского права

Исключительное право на произведение переходит по наследству. После смерти автора субъектами авторского права становятся наследники по завещанию или по закону. Общий срок действия прав наследников – 70 лет после смерти автора.

Неимущественные права автора (право авторства, право на имя и неприкосновенность произведения) не переходят к наследникам, но могут охраняться ими наряду с другими заинтересованными лицами.

Иные правообладатели – физические и юридические лица, получившие авторские права на основании закона или договора. Объем приобретенных имущественных прав определяется законом или договором.

Среди иных правообладателей выделяется новый субъект – изготовитель аудиовизуального произведения, который имеет право на указание своего имени (наименования), использование произведения и получение вознаграждения, в том числе за свободное использование аудиовизуального произведения в личных целях.