logo search
Трудовое право - учебник (Миронов)

§ 7. Ответственность за нарушение трудового законодательства

В ст. 362 ТК РФ говорится о том, что руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, установленных федеральными законами. Можно выделить несколько видов ответственности, которая может наступать за нарушение норм трудового права.

Во-первых, руководители, иные должностные лица организации за нарушение норм трудового права могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности лицами, полномочными применять дисциплинарные взыскания. Например, на основании пп. д п. 6 ст. 81 ТК РФ они могут быть уволены с работы за нарушение требований по охране труда, если это нарушение повлекло за собой тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, аварию, катастрофу) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий.

Во-вторых, руководители организации, иные должностные лица за нарушение норм трудового права могут быть привлечены к материальной ответственности. В частности, за незаконное увольнение с работы, повлекшее причинение работодателю ущерба в виде выплаты работнику среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В зависимости от вида проступка руководители, иные должностные лица организации могут быть привлечены как к полной, так и к ограниченной материальной ответственности в размере их среднего месячного заработка.

Привлечение к дисциплинарной и материальной ответственности руководителей, иных должностных лиц организации за нарушение трудового законодательства является правом, а не обязанностью работодателя. В связи с чем при привлечении к перечисленным видам ответственности действует принцип диспозитивности, предполагающий наличие волеизъявления полномочного представителя работодателя на привлечение руководителя, иных должностных лиц организации к материальной или дисциплинарной ответственности за нарушение норм трудового права. В свою очередь руководители, иные должностные лица организации, привлеченные к материальной или дисциплинарной ответственности за нарушение норм трудового права, могут обжаловать действия по применению к ним мер указанных видов ответственности в установленном законодательством порядке, в частности в государственную инспекцию труда и (или) в суд.

Нельзя не заметить, что в ст. 362 ТК РФ говорится об ответственности руководителей, иных должностных лиц организации за нарушение норм трудового права. Однако решения органов государственного надзора за соблюдением трудового законодательства, которые повлекли причинение ущерба работодателю и приняты с нарушением норм трудового права, также могут стать основанием для возмещения работодателю причиненных вынесением незаконного решения убытков. Следовательно, к ответственности за нарушение норм трудового права при осуществлении государственного надзора за соблюдением трудового законодательства могут быть привлечены органы, принявшие незаконное и (или) необоснованное решение.

При этом работодатель должен доказать, что возникшие у него убытки являются следствием незаконных и (или) необоснованных действий органов государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

В-третьих, за нарушение норм трудового права руководители, иные должностные лица организации могут быть привлечены к административной ответственности. В соответствии с ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ) руководители, иные должностные лица организации за нарушение законодательства о труде и об охране труда могут быть подвергнуты штрафу государственным инспектором труда в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Повторное в течение года нарушение законодательства о труде и об охране труда лицом, которое подвергнуто административному взысканию за аналогичное правонарушение, может повлечь его дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Данная мера ответственности применяется судьей на основании материалов, подготовленных государственной инспекцией труда, она заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в его совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять иное управление юридическим лицом (ст. 3.11 КоАП РФ).

Уклонение представителей работодателя от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения таких переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в установленные сторонами сроки может повлечь наложение штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, налагаемого должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.28).

Непредставление представителями работодателя информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения может повлечь наложение на них штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, который налагается должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.29 КоАП РФ).

Необоснованный отказ представителей работодателя от заключения коллективного договора или соглашения является основанием для наложения штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, который налагается должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.30 КоАП РФ).

Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору либо соглашению может повлечь наложение на полномочных представителей работодателя, виновных в данном правонарушении, штрафа в размере от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда, который также налагается должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.31 КоАП РФ).

Уклонение представителей работодателя от получения требований работников при возникновении коллективного трудового спора и от участия в примирительных процедурах, в том числе непредоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения коллективных требований или создание препятствий к проведению такого собрания (конференции) является основанием для наложения штрафа в размере от десяти до тридцати минимальных размеров оплаты труда, налагаемого должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.32 КоАП РФ).

Невыполнение представителями работодателя соглашения, достигнутого при урегулировании коллективного трудового спора, может повлечь применение к ним административной ответственности в виде штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда, который также налагается должностными лицами государственной инспекции труда (ст. 5.33 КоАП РФ).

Увольнение лицом, пользующимся правом приема и увольнения, работников в связи с проведением ими коллективного трудового спора и объявлением забастовки может повлечь наложение на него штрафа в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.34 КоАП РФ).

К ответственности за данное правонарушение также привлекают должностные лица государственной инспекции труда.

Сокрытие представителями работодателя несчастного случая на производстве или профессионального заболевания служит основанием для привлечения к административной ответственности физических лиц в виде штрафа в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, а также юридических лиц - в виде штрафа от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 5.44 КоАП РФ). Таким образом, за один случай сокрытия несчастного случая на производстве или профессионального заболевания к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственные виновники, в частности руководитель и иные должностные лица организации, так и в целом организация. К административной ответственности за данное правонарушение также привлекают должностные лица государственной инспекции труда.

На основании ст. 25 ФЗ от 17 июля 1999 года "Об основах охраны труда в Российской Федерации" государственный инспектор труда вправе приостановить деятельность организаций или их структурных подразделений, эксплуатацию оборудования, если их деятельность осуществляется с опасными для жизни и здоровья работников нарушениями требований охраны труда.

Данная приостановка допускается впредь до устранения указанных нарушений правил охраны труда. Причем обжалование предписания государственного инспектора труда не приостанавливает действие его решения о приостановлении деятельности, создающей угрозу для жизни и здоровья работников.

В соответствии со ст. 26 ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" органы государственной инспекции труда вправе требовать в арбитражном суде на основании государственной экспертизы условий труда ликвидации организации или прекращения деятельности ее структурного подразделения, если их деятельность создает угрозу для жизни и здоровья окружающих.

Нами рассмотрены основные возможные случаи привлечения руководителей, иных должностных лиц организации, а также самой организации к административной ответственности. Привлечение к административной ответственности при установлении рассмотренных видов административных проступков является обязанностью полномочных должностных лиц государственных органов. Однако они при рассмотрении дел об административных правонарушениях самостоятельно определяют меру административной ответственности в пределах установленных законом санкций за конкретное правонарушение.

В-четвертых, за нарушение норм трудового права руководители, иные должностные лица организации могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В ст. 127 УК РФ установлена ответственность за использование труда человека, в отношении которого осуществляются полномочия собственника в случае, если лицо по независящим от него причинам не может отказаться от выполнения работ или оказания услуг, что квалифицируется как использование рабского труда. Следствие по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 127 УК РФ, должны вести следователи прокуратуры.

В ст. 136 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за дискриминацию, то есть за нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам. В связи с чем лица, виновные в ограничении прав и свобод в сфере труда по перечисленным мотивам, могут быть привлечены к уголовной ответственности по данной статье, следствие по которой также ведут органы прокуратуры.

В ст. 138 УК РФ установлена ответственность за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений граждан. Данная статья позволяет привлечь представителей работодателя к уголовной ответственности за распространение сведений о работнике, которые получены из перечисленных в ней источников.

В ст. 143 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, а также смерть человека по неосторожности. Привлечение к уголовной ответственности по этой статье также производится органами прокуратуры.

В ст. 145 УК РФ предусмотрена ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение женщины по мотивам беременности, а равно за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по этим мотивам. Привлечение к уголовной ответственности по этой статье также проводится органами прокуратуры.

В ст. 145 УК РФ установлена ответственность за невыплату свыше двух месяцев заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных установленных законом выплат, совершенную руководителем организации независимо от формы собственности из корыстной или иной личной заинтересованности. Привлечение к уголовной ответственности за данное преступление также осуществляют органы прокуратуры.

В ст. 146 УК РФ установлена ответственность за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоение авторства, если эти деяния причинили крупный ущерб, то есть превышающий 250 тысяч рублей. По этой статье представители работодателя могут быть привлечены к уголовной ответственности за нарушение авторских или смежных прав работника, привлечение к данному виду ответственности также осуществляют органы прокуратуры.

В ст. 147 УК РФ установлена ответственность за незаконное использование изобретения, полезной модели или промышленного образца, разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, присвоение авторства или принуждение к соавторству, если эти деяния причинили крупный ущерб, то есть превышающий 250 тысяч рублей. Представители работодателя, которые совершили в отношении работника перечисленные действия, могут быть привлечены к уголовной ответственности по этой статье, проведение следствия при совершении данного преступления также осуществляют органы прокуратуры.

В ст. 183 УК РФ установлена ответственность за собирание сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, путем похищения документов, подкупа или угроз, а равно иным незаконным способом в целях разглашения либо незаконного использования этих сведения, а также за незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, без согласия их владельца, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее крупный ущерб. Расследование перечисленных преступлений проводят следователи органов внутренних дел.

В ст. 201 УК РФ установлена ответственность за использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой и иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц либо нанесения ущерба другим лицам, если это деяние повлекло причинение существенного ущерба правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства, а также повлекшее тяжкие последствия. Следствие по этим делам также ведут следователи органов внутренних дел.

В ст. 282 УК РФ установлена ответственность за действия, направленные на возбуждение ненависти или вражды, а также на унижение достоинства человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации. Следствие по делам данной категории ведут следователи органов прокуратуры.

В ст. 285 УК РФ установлена ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Следствие по перечисленным преступлениям также ведут следователи органов прокуратуры.

В ст. 285.1 УК РФ установлена ответственность за расходование бюджетных средств должностным лицом получателя таких средств на цели, не соответствующие условиям их получения, совершенное в крупном размере, превышающем 1 миллион 500 тысяч рублей. Следствие по делам данной категории также ведут органы прокуратуры.

В ст. 286 УК РФ установлена ответственность за превышение должностных полномочий, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства. По этим делам следствие ведут также следователи органов прокуратуры.

В ст. 292 УК РФ установлена ответственность за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, а также за внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности. Следствие по делам данной категории также ведут следователи органов прокуратуры.

В ст. 293 УК РФ установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства, а также смерть по неосторожности человека или иные тяжкие последствия. Привлечение к уголовной ответственности по этой статье также осуществляется следователями органов прокуратуры.

В ст. 315 УК РФ установлена ответственность за злостное неисполнение вступивших в законную силу приговора, решения, постановления определения суда и судебного приказа, в том числе вынесенных по заявлениям о защите трудовых прав работников. Привлечение к уголовной ответственности за данное преступление осуществляется дознавателями службы судебных приставов Минюста РФ.

Таким образом, вопрос о привлечении к уголовной ответственности за нарушения трудовых прав и законных интересов работников решается органами прокуратуры, по отдельным правонарушениям - следователями органов внутренних дел, а за неисполнение вступивших в законную силу судебных актов - дознавателями службы судебных приставов. Следует заметить, что привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших рассмотренные преступления в сфере труда, является обязанностью государственных органов.

Нами рассмотрены виды ответственности за нарушение норм трудового права, а также отдельные правонарушения, за которые могут наступить отдельные виды такой ответственности.

Нельзя не заметить, что привлечение к административной или уголовной ответственности не гарантирует восстановление нарушенного права работника, так как для его защиты, исходя из принципа диспозитивности, требуется наличие волеизъявления работника, которого может и не быть. В связи с чем теряется смысл привлечения к этим видам ответственности. По всей видимости, должны существовать особые способы восстановления трудовых прав работников, которые следует предусмотреть в ТПК РФ.