14. Императивно обязательный характер налогов.
Отличительные черты налогов
В современном обществе содержание налогов многогранно. Налоги являются правовой, экономической и финансовой категорией. Поэтому можно встретить различные определения налогов в современной российской энциклопедической, справочной, научной и учебной литературе. В Большом экономическом словаре налог определяется как обязательный платеж, взимаемый государством с физических и юридических лиц [1]. Универсальный энциклопедический словарь дает более развернутое определение налогов. Налоги – обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственный и местные бюджеты [2]. В учебной литературе, в научных статьях, как правило, приводится определение налога, закрепленное в ст. 8 НК. В соответствии с российским налоговым законодательством под налогом понимается "обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований".
Экономическая природа налогов находит отражение в единстве специфических черт данного платежа, которые отличают его от других видов финансовых платежей. Налогам присущи следующие отличительные (специфические) черты:
– принудительность;
– законодательный (властный) характер;
– использование налогов на выполнение публичных функций государства;
– индивидуально безвозмездный характер.
Налоги уплачиваются в принудительном порядке. Этим они отличаются от благотворительности, страховых платежей добровольного страхования и других финансовых платежей. Принудительный характер налогов неразрывно связан с их экономической природой. Для того чтобы государство имело возможность финансировать производство общественных благ, потребность в которых может осознаваться далеко не всеми гражданами, уплата налогов должна осуществляться в принудительном порядке. Налоги по сути своей представляют принудительную оплату расходов государства по производству общественных благ.
РАЗМЫШЛЯЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Принудительность и добровольность платежа имеют относительный характер. С одной стороны, добровольные пожертвования могут быть мнимо добровольными. По форме они добровольны, а по сути в силу определенных причин носят характер принудительных сборов. Например, в организации проходит кампания по сбору средств для помощи детскому дому. Большинство сотрудников организации делают пожертвования добровольно. С одной стороны, кто-то может делать эти пожертвования не в силу своих душевных побуждений, а потому, что пожертвования делают все, этого требует общественное мнение. С другой стороны, принудительные сборы могут уплачиваться добровольно. Отдельные лица, осознавая важность общественных благ, могут платить налоги безо всякого принуждения. Они добросовестно декларируют все свои доходы, если даже знают, что получение некоторых доходов никак нельзя проконтролировать, и их можно скрыть без какого-либо риска наказания. В целом отмечается, что рост общего материального благосостояния в обществе, повышение общего культурного уровня населения способствуют росту налоговой ДИСЦИПЛИНЫ.
Для понимания сути налога существенно то, что этот принудительный платеж имеет властный, императивный характер. Налог взимается государственной властью. Налог вводится и отменяется законом. Порядок исчисления и уплаты налога также регламентируется законом. Этим налоги отличаются от таких видов принудительных платежей, как, например, погашение кредита и выплата по нему процентов, рэкет, выплаты шантажисту, поборы шайки разбойников. Указанные платежи носят принудительный характер. Однако они являются не налогами, а грабежом в открытой или завуалированной форме.
Налог – это принудительный властный платеж, который необходим государству для выполнения им публичных функций, для удовлетворения общественных потребностей. Нельзя признать налогом дань или контрибуцию, хотя они являются принудительными платежами и взимаются государственной властью. Отличие их от налогов в том, что они не используются государством для удовлетворения общественных потребностей населения покоренной страны. К налогам нельзя отнести и такие принудительные платежи, как взносы (платежи) по обязательному страхованию (например, страхование автогражданской ответственности, обязательное страхование от несчастных случаев и т.д.). Обязательность (принудительность) этих платежей устанавливается законом, но они используются на строго определенные цели, а именно на покрытие убытков застрахованного лица в случае наступления страхового случая.
Налоги взимаются на основе властного (законодательного) принуждения и направляются на покрытие расходов государства, которые призваны обеспечить производство общественных благ. Таким образом, существует обмен между населением, частным бизнесом, с одной стороны, и государством, с другой стороны. Посредством налогов население и частный бизнес оплачивают потребляемые ими общественные блага, и налоги выступают ценой приобретения общественных благ. Однако данный обмен (налогоплательщики платят государству налоги, а взамен получают от него общественные блага) не соответствует рыночным принципам эквивалентного обмена, как это имеет место при покупке обычных товаров и услуг. Государство, взимая налоги, не берет на себя обязательств по предоставлению отдельному конкретному налогоплательщику услуг на сумму, эквивалентную уплаченным им налогам. Налог выступает индивидуально безвозмездным платежом.
В налоговом законодательстве наряду с понятием "налог" используют понятие "сбор". В ст. 8 НК дано следующее определение сбора. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений {лицензий).
Налоги и сборы имеют как общие, так и отличительные черты. К общим чертам относятся принудительность, законодательный характер, поступление в бюджет. Сборы, как и налоги, устанавливаются и отменяются законом, их уплата является обязательной. Сбор, как и налог, характеризуется безэквивалентностью. Определить ценность услуги или размер выгоды, полученной от государства при уплате сбора, не представляется возможным. Вряд ли человек сможет оценить свою выгоду (ценность полученной услуги), например, от регистрации брака, получения паспорта или свидетельства о рождении ребенка. Основное отличие сбора от налога состоит в том, что уплата сбора всегда связывается с оказанием определенной услуги со стороны государства. Уплата налогов осуществляется безотносительно того, какие услуги оказывает государство, какова стоимость общественных благ, предоставленных государством при выполнении им своих функций.
- Оглавление
- 1.Основные причины возникновения налогов и сборов. Причины возникновения налогов и налогообложения
- 2.Главные этапы исторического развития теории налогового права.
- 2. Развитие налогообложения в России
- 3.Предмет налогового права. Основные особенности предмета налогового права.
- Предмет налогового права
- 4. Метод налогового права. Метод налогового права
- 5. Основные признаки и виды налоговых правоотношений.
- Признаки налоговых правоотношений
- Структура налоговых правоотношений
- 6. Публично-правовая природа налогового права.
- 7. Сравнение налогового права с другими отраслями права.
- 8. Общие принципы налогообложения. Принципы налогообложения
- 9. Распределение налоговых полномочий между Российской Федерацией, субъектами рф и муниципальными образованиями.
- 10. Налогово-правовая норма. Основные признаки. Ст. 5 Конституции – структура нормы.
- Особенности норм налогового права
- Особенности норм налогового права:
- Виды норм налогового права
- 11. Система законодательства о налогах и сборах и ее соотношение с налоговой системой. Законодательство о налогах и сборах
- Система налогов и сборов, юридический состав налогов
- 12. Основы налогово-правового статуса кредитных организаций.
- Содержание правового статуса кредитной организации
- 13. Легальное понятие налога. Основные признаки и сущность налога. Налог как правовая категория: понятие, признаки, сущность
- 14. Императивно обязательный характер налогов.
- 15. «Индивидуальная безвозмездность» налога.
- 16. Основные различия налогов и сборов.
- О каких отличиях между налогом и сбором идет речь в законодательстве
- 17. Основания классификации налогов и сборов.
- Виды налогов:
- 2) По принадлежности к уровню правления:
- 3) По объекту обложения:
- 5) По субъекту обложения:
- 18. Соотношения понятий «субъект налогового права» и «участник налогового правоотношения». Понятие и классификация субъектов налогового права
- 1) По способу нормативной определенности:
- 2) По характеру фискального интереса:
- 3) По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:
- 19. Участники налоговых правоотношений. Особенности их правового статуса. Субъекты налоговых правоотношений: общая характеристика.
- Субъекты налоговых правоотношений и их правовой статус
- 20. Основные элементы налогообложения. Обязательные (основные) элементы
- Факультативные элементы
- Вспомогательные элементы юридического состава налога
- 21. Определение объекта налогообложения и налоговой базы по различным налогам.
- Нк рф Статья 376. Порядок определения налоговой базы
- Объект налогообложения
- 22. Налоговые льготы – факультативный элемент налогооблажения. Факультативные элементы налогообложения
- 23. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита.
- Инвестиционный налоговый кредит. Порядок и условия его предоставления
- Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита
- Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
- Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
- 24. Основания возникновения, изменения и прекращения налоговой обязанности. Понятие налоговой обязанности и ее исполнения
- Основания возникновения, изменения и прекращения обязанности по уплате налогов и сборов Основания возникновения налоговой обязанности
- Основания для прекращения налоговой обязанности
- Взыскание налога или сбора за счет имущества налогоплательщика или налогового агента
- 25. Основные способы обеспечения исполнения налоговой обязанности. Требование об уплате налогов и сборов
- Содержание требования об уплате налога:
- Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
- Залог имущества
- Поручительство
- Приостановление операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей
- Арест имущества
- 26. Налоговый контроль. Формы, виды и методы налогового контроля.
- Понятие и значение налогового контроля
- Цель налогового контроля:
- Объекты налогового контроля:
- Предмет налогового контроля:
- Субъекты налогового контроля:
- Формы и виды налогового контроля
- Основные формы налогового контроля:
- Виды налогового контроля:
- 2) В зависимости от субъекта:
- 3) В зависимости от места проведения:
- 27. Основания для постановки на учет в налоговых органах.
- 28. Виды налоговых проверок. Налоговая проверка как основной метод налогового контроля
- Виды налоговых проверок:
- Основная цель налоговых проверок:
- Субъекты, уполномоченные проводить налоговые проверки:
- Общие правила проведения налоговых проверок:
- Камеральная налоговая проверка
- 29. Период времени, охватываемый налоговой проверкой. Процессуальные сроки при проведении налоговой проверки
- Рассчет максимального срока от момента начала проверки до момента, когда нужно исполнить решение фнс
- 30. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
- Камеральная налоговая проверка, ее назначение и порядок проведения.
- 31. Выездная налоговая проверка.
- Объект выездной налоговой проверки:
- Предмет выездной налоговой проверки:
- Налоговые органы не вправе проводить:
- Сроки выездной налоговой проверки
- Повторная выездная налоговая проверка
- 32. Полномочия налоговых органов при проведении налогового контроля. Налоговое администрирование
- Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют:
- Структура налоговых органов рф Структура фнс (http://www.Nalog.Ru/mnsrus/mns_pages/):
- Функции налоговых органов рф Основные функции налоговых органов рф:
- Полномочия налоговых органов
- 33. Налоговая ответственность как самостоятельный вид юридической ответственности.
- 34. Общие условия привлечение к налоговой ответственности
- Понятие налоговых правонарушений, лица, подлежащие ответственности за их совершение
- Элементы состава налогового правонарушения:
- Условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения
- 35. Основные принципы налоговой ответственности.
- 36. Обстоятельства освобождения от привлечения к налоговой ответственности.
- Отсутствие события налогового правонарушения
- Отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения
- 37. Налоговый процесс.
- 38. Понятие налогового правонарушения. Основные составы налоговых правонарушений. Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение
- Санкции, предусмотренные нк рф за совершение налоговых правонарушений:
- Характеристика налоговых правонарушений
- Противоправность деяния
- Виновность
- Наказуемость деяния
- Состав налогового правонарушения
- Классификация составов налоговых правонарушений
- 39. Основания классификации субъектов налогового права – резиденты и нерезиденты. Налоговые резиденты и нерезиденты
- 40. Порядок исчисления и уплата налога на прибыль. Льготы по налогу на прибыль.
- Льготы по налогу на прибыль
- 41. Основные отличия прямых и косвенных налогов. Понятие «носитель налога». Различия между прямыми и косвенными налогами
- Носитель налога
- 42. Подакцизный товар и марка акцизного сбора.
- О марках акцизного сбора
- 43. Основные элементы налога на добавленную стоимость. Характеристика элементов налога на добавленную стоимость.
- Налогоплательщики налога на добавленную стоимость
- Объект налогообложения налога на добавленную стоимость
- Налоговая база налога на добавленную стоимость
- Налоговый период налога на добавленную стоимость
- Налоговые ставки налога на добавленную стоимость:
- 44. Особенности введения, изменения и отмены федеральных налогов.
- Нк рф Статья 13. Федеральные налоги и сборы
- 45. Региональные налоги Региональные налоги
- Нк рф Статья 14. Региональные налоги
- Региональные налоги
- Роль региональных налогов
- Характеристика региональных налогов
- Перспективы развития
- 46. Особенности введения, изменения и отмена региональных налогов
- 47. Местные налоги. Местные налоги
- 48. Особенности введения, изменения и отмены местных налогов.
- 49. Основные особенности исчисления и уплаты земельного налога. Особенности исчисления и уплаты земельного налога.
- Для юридических лиц Особенности и формула
- Для физических лиц
- Как происходит уплата
- Сам налог
- Санкции за неуплату
- 51. Специальные налоговые режимы.
- 52. Порядок применения системы налогообложения для сельскохозяйственных производителей.
- Какие налоги заменяет есхн
- Переход на есхн
- Налоговая отчетность
- Расчет единого налога на примере
- Уплата единого налога
- 53. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- 54. Виды деятельности, подлежащие обложению единым налогом на вменный доход. Специфика данного налогового режима и его правовая характеристика.
- 55. Субъекты, имеющие право применять упрощенную систему налогообложения.
- Упрощенная система налогообложения в России
- Определение усн
- Усно и осно
- Что значит упрощенная система налогообложения для бизнеса
- Субъекты упрощенной системы налогообложения
- Упрощенка: общие положения
- Усн для ип
- Выбор объектов налогообложения при упрощенном режиме
- Отчетность при упрощенной системе налогообложения
- Какой налог при упрощенной системе налогообложения платится с 2015 года
- Усно: расшифровка сроков и способов подачи декларации и уплаты налога
- Упрощенка в 2017 году
- Преимущества упрощенной системы налогообложения
- 56. Источники налогового права зарубежных стран.
- 57. Общая характеристика налогов, взимаемых в зарубежных странах.