logo search
Otvety_k_ekzamenam_za_6_let / OTVET_PO_RPP_net_15_18_46_67

62. Несостоятельность (банкротство): значение, система правового регулирования.

Несостоя́тельность (банкро́тство) — признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина либо организации) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.

Под термином «банкротство» также понимается процедура, применяемая по отношению к должнику, направленная на оценку его финансового состояния, выработке мер по улучшению финансового состояния должника, а в случае, если применение таких мер будет признано нецелесообразным или невозможным, — на наиболее равное и справедливое удовлетворение интересов кредиторов несостоятельного должника.

Мировая практика предусматривает применение процедуры несостоятельности как для юридических, так и для физических лиц.

Государство – никогда не признается банкротом, как и все остальные публичные лица.

Физическое лицо - пока банкротом можно признать лишь индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо – практически на всех, за исключением специальных оговоренных случаев (казенные предприятия, учреждения, политические партии, религиозные организации).

Фонды и государственные корпорации могут быть признаны банкротом, толлько если это предусматривает закон об их создании.

Кредиторы – лица, имеющие право требования к должнику по денежным обязательствам. Среди всех кредиторов выделяются конкурсные – за исключением кредиторов 1 и 2 очереди, уполномоченных органов и учреждений должника по обязательствам, вытекающих из такого участия. Уполномоченный орган равен конкурсному кредитору, это лица, которые представляют интересы публичных образований.

Обратиться в суд о признании должника банкротом может только конкурсный кредитор или уполномоченный орган. На собрании кредиторов голоса считаются пропорционально сумме требований. Комитет кредиторов – рабочий, оперативный орган, может и не создаваться, если число кредиторов менее 50. Занимается теми вопросами, какие были отнесены к его компетенции собранием.

Разбирательство дел о банкротстве происходит в Арбитражном суде по месту нахождения должника. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает и сам должник.

Суд может принять заявление лишь при наличии всех признаков банкротства и наличии необходимой суммы долга (о чем говорилось выше). Причем, требования к должнику должны быть подтверждены решением суда, арбитражного суда или третейского.

В настоящее время, наряду с гражданским кодексом, основным источником регулирования несостоятельности - является Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Закон состоит из 189 статей и 12 глав соответственно.

Также два специальных закона. Это Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" и Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Данными законами, соответственно регулируются особенности банкротства кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса.

Постановлением правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 537 "О Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению" было утверждено Положение о Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению. В соответствии с вышеназванными нормативными актами Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению - является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и организационные функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и финансовом оздоровлении организаций.

Она осуществляет возложенные на нее функции и полномочия непосредственно и через свои территориальные органы и представителей на соответствующих территориях.

В качестве основных задач Федеральной службы можно выделить такие, как:

1. проведение государственной политики по предупреждению банкротств лиц, осуществляющих в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предпринимательскую деятельность, по финансовому оздоровлению и реструктуризации неплатежеспособных организаций, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства;

2. исполнение полномочий государственного органа по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению, а также органа, уполномоченного представлять интересы Российской Федерации по обязательным платежам и Российской Федерации как кредитора по денежным обязательствам при решении вопросов о несостоятельности (банкротстве) организаций;

3. разработка и реализация мероприятий по обеспечению анализа финансового состояния организаций и контроля за соблюдением ими платежно-расчетной дисциплины.