7. Источники конституционного права России как отрасли права.
Источники КП (материальный смысл) – конкретные условия жизни общества, общественные (экономические) отношения в конкретном обществе.
Источники КП (формальный смысл) – формы выражения правотворческой деятельности, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу конкретные правовые нормы.
Нормативно-правовой акт - это письменный документ соответствующею государственного органа, которым устанавливаются, изменяются или прекращаются нормы нрава, содержащие правила общего характера. Именно нормативность отличает вышеназванный документ от других актов, рассчитанных на однократное действие - актов применения права или индивидуальных актов.
Мировой и исторический опыт к источникам права относит не только нормативные акты, но и правовые обычаи и судебные (юридические) прецеденты.
Под правовым обычаем следует понимать нормы, которые сложились в обществе независимо от государственной власти и приобрели в сознании общества обязательное значение, что явилось основанием санкционирования этих норм государством.
Под судебным прецедентом понимается письменное или устное решение судебного или административного органа, ставшее нормой, эталоном, образцом (правилом поведения) при рассмотрении всех подобных дел в будущем.
В нашей стране правовой обычай и судебный прецедент распространения не имеют. 1С источникам права, в Российской Федерации относятся: 1) законы; 2) подзаконные нормативно-правовые акты; 3) договоры.
Закон - это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый в строго определенном порядке, устанавливающий основные нормы отраслей права и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
По своему значению законы в Российской Федерации подразделяются на:
а) основные (Конституция РФ, конституции республик в составе РФ);
б) федеральные конституционные законы, которые принимаются согласно ст. 76 Конституции РФ но предметам ведения РФ. В некоторых случаях принятие федеральных конституционных законов прямо предусмотрено нормами Конституции РФ;
в) федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ;
г) законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.
Подзаконными актами называются нормативно-правовые акты Президента. Правительства, министров, государственных комитетов, исполнительно-распорядительных органов субъектов РФ. Подзаконные нормативно-правовые акты многообразны по своему характеру: указы Президента, постановления Палат Федерального Собрания, постановления Правительства, постановления органов правосудия, постановления исполнительных органом субъектов РФ. приказы, инструкции и т.д. Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с законом, на его основе, во исполнение закона, конкретизируя порядок реализации закона.
В системе подзаконных нормативно-правовых актов ведущее место принадлежит нормативным указам Президента как главы государства. Правительство РФ на основе и во исполнение Конституции России, федеральных законов, указов Президента принимает постановления и распоряжения, которые обязательны на всей территории РФ. В случае противоречия Конституции Р.Ф, федеральным законам и Президента могут быть отменены последним.
Следующий вид подзаконных нормативно-правовых актов - это акты министерств " ведомств: приказы, постановления, инструкции. Ведомственные акгы развивают. конкретизируют и дополняют правовые предписания законов и постановлений Правительства. Акты министерств, государственных ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
В субъектах федерации к подзаконным актам относятся нормативно-правовые акты глав субъектов, их правительств, а также акты их министерств и ведомств
Самостоятельную группу актов образуют решения органов местного самоуправления.
Последней разновидностью подзаконных актов являются локальные нормативно-правовые акты, которые принимаются в конкретных организациях, учреждениях, на предприятиях (например, уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции). К источникам права РФ относятся также договоры
- 1. Предмет конституционного права.
- 2. Конституционно-правовое регулирование референдумов.
- Особенности проведения референдума на региональном уровне:
- Особенности проведения референдума на местном уровне:
- 3. Конституционно-правовые отношения и их субъекты.
- 4. Конституционно-правовое регулирование выборов Президента рф.
- 5. Методы конституционно-правового регулирования.
- 6.Конституционный статус Государственной Думы и ее структура.
- 7. Источники конституционного права России как отрасли права.
- 8. Статус депутатов Государственной Думы и статус членов Совета Федерации.
- 9. Структура конституционного права России.
- 10. Неприкосновенность и прекращение полномочий Президента рф.
- 11. Конституционно-правовая ответственность.
- 14. Акты Президента рф.
- 15. Развитие конституционного законодательства в России.
- 17. Основные особенности содержания Конституции 1993г., проблемы ее действия, пересмотр и поправки к ней.
- 18. Муниципальное право как отрасль права, муниципально-правовые нормы, отношения и их субъекты.
- 19. Понятие конституционного строя и закрепление его основ в Конституции России (то же, что и вопрос 23 конституц. Характеристики России)
- 20. Акты Федерального Собрания и его палат.
- 21. Народовластие как основа конституционного строя России.
- 22. Компетенция Президента рф.
- 24. Органы исполнительной власти субъектов рф.
- 25. Институты непосредственной и представительной демократии в конституционном строе Российской Федерации.
- 26. Институты гражданского общества в системе конституционного строя России.
- 29. Понятие основ конституционно-правового положения личности.
- 30. Компетенция муниципальных образований.
- 31. Гражданство Российской Федерации: понятие, принципы, основания и порядок приобретения, основания и порядок прекращения.
- 32. Муниципальное образование – организационная основа местного самоуправления. Территориальный принцип конституирования.
- 33. Основные права, свободы и обязанности граждан рф: понятие, классификация, содержание. Гарантии прав и свобод граждан и основные способы их защиты.
- 34. Органы при Президенте рф.
- 37.Статус субъектов рф: общие положения и особенности отдельных видов субъектов рф.
- Особенности правового статуса Республик
- Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения
- 38. Непосредственное самоуправление населения.
- 39. Принципы федеративного устройства. Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства.
- 40. Понятие института президентства. Основы статуса Президента России.
- 41. Компетенция Российской Федерации. Компетенция субъектов рф.
- 42. Понятия «избирательное право» и «избирательная система».
- 45. Принципы избирательной системы.
- 46. Правительство рф: конституционно-правовые основы статуса, состав Правительства рф, полномочия и акты Правительства рф.
- 47. Конституционно-правовое регулирование выборов депутатов Государственной Думы рф.
- 48. Сущность и основы организации местного самоуправления: понятие местного самоуправления, принципы и функции.
- 49. Природа Федерального Собрания рф.
- 50. Система местного самоуправления: основные организационные формы, органы и должностные лица местного самоуправления.
- 51. Конституционный статус Совета Федерации и его структура.
- 52. Общая характеристика системы исполнительных органов государственной власти Российской Федерации.