11. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в российской федерации.
Конституция РФ, исходя из принципа разделения власти, относит судебную власть к самостоятельной ветви государственной власти (ст. 10). Как и другие ветви государственной власти, судебная власть обладает рядом специфических черт, в частности именно судебная власть в правовых формах может разрешать споры о компетенции между органами других ветвей государственной власти.
Носителем судебной власти является конкретный судебный состав (судебная коллегия) или судья единолично, которые выступают от имени государства. Законодательство предусматривает достаточно высокие требования к носителям судейской мантии (по сравнению с требованиями для лиц, замещающих депутатский мандат или должность в системе исполнительной власти). Общие конституционные предписания детализируются в Законе РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» с изм. и доп.
Порядок назначения на должности судей призван обеспечить независимость судебной власти. Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ; судьи других федеральных судов назначаются на должность Президентом РФ; судьи конституционных (уставных) судов назначаются на должность законодательными органами субъектов РФ; мировые судьи назначаются (избираются) на должность по региональному законодательству с учетом требований Федерального закона от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». Однако в наделении полномочиями судей велика роль самого судейского сообщества. Прежде всего обязательное условие для назначения на должность судьи — успешная сдача квалификационного экзамена, проводимого квалификационными коллег
Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти (неудачно сть такого подхода при разработке проекта Основного Закона общепризнанна специалистами): статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной традиционной ветви государственной власти. Органы прокуратуры образуют самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное — в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.).
Система органов прокуратуры — единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) являются федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры назначаются на должность Генеральным прокурором РФ и подчинены ему, а также вышестоящим прокурорам
Генеральный прокурор РФ назначается на должность сроком на пять лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. «Освобождение от должности» следует отличать от «временного отстранения от исполнения обязанностей»: в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ временно отстранить Генерального прокурора от исполнения обязанностей (в частности, в связи с осуществлением в отношении него разбирательства) вправе Президент РФ без обращения в Совет Федерации. Заместители Генерального прокурора РФ назначаются на должность и освобождаются от должности также Советом Федерации, но по представлению Генерального прокурора РФ. Все остальные прокуроры назначаются на должность сроком на пять лет и освобождаются от должности Генеральным прокурором, однако при назначении прокуроров субъектов РФ Генеральный прокурор связан необходимостью согласовать назначение с органами государственной власти соответствующего субъекта.
Для реализации своих функций, главная из которых — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории РФ, органы прокуратуры обладают рядом полномочий.
- 2. Основы конституционного строя в российской федерации: понятие и содержание.
- 3. Конституция российской федерации о народовластии. Народовластие – основной принцип государственного строительства россии.
- 4. Конституционно-правовой статус личности в российской федерации.
- 5. Конституционная система власти в российской федерации.
- 6. Конституционные основы федеративного устройства россии.
- 8. Президент российской федерации – глава государства, его конституционные полномочия.
- 9. Федеральное собрание российской федерации – представительный и законодательный орган россии, его место в системе государственной власти.
- 10. Правительство российской федерации – высший исполнительный орган россии. Федеральный орган исполнительной власти.
- 11. Конституционно-правовые основы организации и деятельности судебной власти и прокуратуры в российской федерации.
- 12. Местное самоуправление в российской федерации: понятие, принципы, формы осуществления, соотношение с государственной властью.
- 13. Понятие, сущность, функции и принципы государственного управления.
- 14. Система и структура федеральных органов государственной власти.
- 15. Понятие, сущность и принципы муниципальной службы. Основы правового регулирования муниципальной службы.
- 16. Понятие, признаки, принципы и функции государственного управления.
- 17. Формы и методы государственного и муниципального управления. Общее и особенное.
- 8. Понятие и содержание основ местного самоуправления в российской федерации.
- 19. Государственная должность и должность государственной службы: понятие и признаки. Порядок замещения должности государственной службы.
- 20. Понятие, виды и система органов исполнительной власти.
- 21. Органы местного самоуправления: понятие, виды, порядок формирования, полномочия.
- 22. Муниципальное образование как социально-экономическая система.
- 23. Организационная структура местной (городской, районной, поселковой) администрации: принципы, методы построения, направления деятельности.
- 24. Понятие и виды субъектов гражданских правоотношений.
- 26. Понятие и виды субъектов административных правоотношений.
- 29. Способы обеспечения законности и дисциплины в сфере государственного и муниципального управления.
- 30. Финансовое и экономическое обеспечение местного самоуправления.
- 31. Правовые основы регулирования института государственной службы в российской федерации.
- 32. Понятие, принципы и система государственной службы в российской федерации.
- 33. Правовой статус государственного гражданского служащего: понятие и содержание.
- 34. Условия и порядок поступления на государственную гражданскую службу.
- 35. Аттестация государственного служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 36. Конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 37. Профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации государственного гражданского служащего: правовые основы, порядок организации и проведения.
- 38. Гарантии государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, виды, порядок обеспечения.
- 39. Поощрения и дисциплинарные взыскания государственного гражданского служащего: правовые основы, виды, порядок применения.
- 41. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной и муниципальной службы.
- 42. Общие принципы служебного поведения государственных и муниципальных служащих.
- 43. Служебный контракт государственного гражданского служащего: правовые основы, понятие, стороны, содержание.
- 44. Персональные данные государственного гражданского служащего. Личное дело гражданского служащего.
- 45. Порядок урегулирования конфликта интересов и индивидуальных служебных споров на государственной гражданской службе: правовые основы, организация и порядок рассмотрения.
- 46. Отношения собственности: сущность, формы и экономическая реализация.
- 47. Товарная форма хозяйства: ее происхождение и основные черты.
- 48. Рынок: понятие и функции. Структура и инфраструктура рынка.
- 49. Цена и ценообразование в рыночной экономике. Функции и виды цен.
- 50. Конкуренция, ее виды и функции. Методы конкурентной борьбы.
- 51. Монополия в рыночной экономике: виды, сущность. Основные направления антимонопольного регулирования.
- 52. Рынок труда и его специфика.
- 53. Заработная плата: сущность, формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
- 55. Кредит и его основные формы. Рынок заемных средств и процент.
- 56. Рынок ценных бумаг и его функции. Виды ценных бумаг.
- 57. Валовой национальный продукт и валовой внутренний продукт. Методы их расчета. Система национальных счетов.
- 58. Теория макроэкономического равновесия. Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия.
- 59. Экономический рост: критерии и типы.
- 60. Инфляция: проявление и регулирование.
- 2. Основные задачи региональной экономики и управления.
- 63. Методы управления региональным развитием.
- 64. Государство как субъект хозяйствования. Государственная собственность в системе форм собственности.
- 65. Государственное регулирование экономических процессов. Формы и методы государственного регулирования.
- 66. Становление и развитие государственной антимонопольной политики в российской федерации.
- 67. Научно-техническая политика государства в рф: состояние, проблемы, развитие.
- 68. Инвестиционная деятельность государства и ее особенности условиях трансформируемой российской экономики.
- 70. Государственное управление социальной сферой. Сущность и основные направления государственной социальной политики.
- 71. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил регионального хозяйства.
- 72. Сущность специализации и комплексного развития региона.
- 73. Система показателей, отражающих развитие регионов страны в условиях рыночной экономики.
- 74. Показатели трудовых ресурсов и безработицы в регионах россии.
- 75. Система показателей уровня жизни населения региона, и проблема их расчета
- 76. Город как субъект хозяйственной деятельности. Классификация городов.
- 77. Социально-экономический комплекс города и его структура.
- 78. Экономика города и её основные сектора.
- 79. Общественное благо: понятие, основные типы местных общественных благ.
- 80. Муниципальная собственность: понятие и содержание.
- 81. Городской бюджет: структура и порядок формирования.
- 82. Урбанизация: понятие, социально-экономические особенности и современные проблемы.
- 83. Устойчивое функционирование и развитие города в условиях рынка
- 84. Основные концепции планирования муниципального экономического развития.
- 85. Стратегический план развития города: сущность, содержание, особенности.
- 86. Прогнозирование социально-экономического развития города: сущность, содержание, особенности.
- 87. Пространственная инфраструктура муниципальных образований (на примере городского поселения).
- 88. Инженерная инфраструктура города.
- 90. Социальная инфраструктура города.