logo search
3

83. Законодательный процесс в субъектах рф.

краев, областей, городов федерального значения, автономной области автономных округов деятельность участников (субъектов) законодательного процесса, направленная на принятие (изменение, дополнение, отмену) законов субъектов Российской Федерации или их официальное толкование, а также на участие в федеральном законотворчестве в формах, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными нормативными актами.

2. Объектом законодательного процесса субъектов Российской Федерации выступает закон. Как правило, это региональные законы, регулирующие важнейшие общественные отношения на территории краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Однако конечным результатом регионального законодательного процесса может выступать и проект федерального закона. Это происходит в двух случаях:

а) при реализации субъектами Российской Федерации права законодательной инициативы в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) при обсуждении проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, передаваемых регионам Федеральным Собранием Российской Федерации.

В свою очередь, законодательный процесс, связанный с участием регионов в законотворчестве Российской Федерации, также разделяется на процедуру реализации субъектами Российской Федерации права законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и процедуру обсуждения проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, передаваемых регионам Федеральным Собранием Российской Федерации.

5. Разнообразие видов законодательной деятельности предполагает особенности формирования нормативной базы, устанавливающей основы законотворческой процедуры в субъектах Российской Федерации. Для правового регулирования регионами процессуальных форм принятия законов характерны два взаимосвязанных между собой признака: использование в нормотворческой практике уже сложившихся процедурных правил, установленных при принятии федеральных законов и, одновременно, полная самостоятельность в создании процессуальных норм, на основе которых формируется региональное законотворчество. В связи с этим регламентирование законодательного процесса в субъектах Российской Федерации осуществляется целой группой нормативных актов, различных по форме и содержанию. Их многообразие приводит к отсутствию внутренней однородности, к размыванию границ между стадиями законотворчества, несоблюдению иерархии законов и подзаконных актов в правовой системе регионов, неправильному применению терминов и категориального аппарата, используемых в законодательном процессе.