4. Источники конституционного права как отрасли права и науки
Источники КП – это совокупность действующих в настоящее время нормативно-правовых актов, содержащих нормы, регламентирующие конституционно-правовые отношения.
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и формальном, юридическом смыслах.
В материальном смысле под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения, социальные факторы.
В юридическом смысле под источником права понимаются формы, посредством которых устанавливаются и получают обязательную силу правовые нормы. Такую функцию выполняют правовые акты. В этом смысле и рассматриваются источники конституционного права.
Источниками конституционного права являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.
К источникам конституционного права, как и других отраслей права, относятся только действующие в настоящий период времени нормативные правовые акты.
Существует особый порядок не только принятия нормативных правовых актов, но и их отмены, изменения, признания утратившими силу. После отмены акта он перестает являться источником действующего права.
Нормативные правовые акты - источники конституционного права, многообразны и делятся на виды.
Закрепление конституционно-правовой нормы в акте того или иного вида не произвольно, а подчинено объективным условиям и зависит от потребности придать норме более или менее высокий уровень юридической значимости, от условий территориального масштаба действия нормы, от установленного порядка разграничения компетенции органов, учреждающих конституционно-правовые нормы.
Прежде всего, следует выделить нормативные правовые акты, действующие: на всей территории Российской Федерации; только на территории конкретного субъекта Федерации; на территории муниципального образования.
Среди актов первого вида особое место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права.
Эта роль Конституции России обусловлена следующим.
1. В Конституции устанавливаются конституционно-правовые нормы общего характера, являющиеся основополагающими для конституционно-правового регулирования. Все другие источники отрасли исходят из конституционных норм, детализируют их положения.
2. Конституция характеризуется широтой содержания своих норм. Они воздействуют на все сферы жизни общества: политическую, экономическую, социальную, духовную. Этим Конституция отличается от иных видов источников конституционного права, связанных с регулированием какой-либо одной сферы отношений.
3. Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить ее Конституции (ст. 15).
4. В Конституции определяются многие виды источников отрасли федерального уровня. В ней устанавливаются наименования нормативных правовых актов, их юридическая сила, порядок принятия, отмены и опубликования.
5. Значение Конституции как основного источника отрасли конституционного права определяется и тем, что установленные в ней нормы служат формой воплощения государственной воли народа. В Конституции определяются те цели, которые общество перед собой ставит, принципы его организации и жизнедеятельности.
6. Конституция по сравнению с другими источниками отрасли является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Ее нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция РФ как основной источник отрасли конституционного права, устанавливает нормы, составляющие ядро всей отрасли всего конституционно-правового регулирования общественных отношений, входящих в ее предмет.
К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, относятся федеральные законы, содержащие конституционно-правовые нормы. Закон является наиболее распространенной формой установления конституционно-правовых норм, принимаемых на основе и в развитие конституционных положений и принципов.
Конституция РФ предусматривает принятие федеральных конституционных законов и федеральных законов. Они различаются:
1) по юридической силе;
2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
3) по порядку принятия;
4) по возможности применения Президентом РФ в отношении них отлагательного вето.
К источникам конституционного права относятся Федеральные конституционные законы: "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (1997 г.), "О Конституционном Суде Российской Федерации" (1994 г.) и др.; Федеральные законы: "Об общественных объединениях" (1995 г.); "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" (1998 г.); "О выборах Президента Российской Федерации" (1999 г.) и др.
Источником конституционного права может быть и такой правовой акт, как закон Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, вносимых в порядке, предусмотренном ее ст. 136. Этот правовой акт непосредственно в Конституции не назван. Он определен при толковании ст. 136 Конституции РФ Конституционным Судом <*>. До настоящего времени названный правовой акт еще не принимался. Его особенность по сравнению с другими источниками - временный характер собственного регулирующего воздействия, которое поглощается внесением поправки в Конституцию.
К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента, постановления палат Федерального Собрания, постановления Правительства. Например, утвержденное Указами Президента Положение о государственных наградах Российской Федерации (в редакции от 6 января 1999 г.), Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе (от 13 мая 2000 г.), Постановление Государственной Думы об амнистии (2000 г.).
Источниками отрасли конституционного права являются Регламенты палат Федерального Собрания, Положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.
Особое место среди источников конституционного права занимают декларации: например, Декларация о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 г. Такого рода декларации имеют конституционно-правовое значение. В них формулируются принципы, обязательные для всего конституционно-правового развития государства. В них, как правило, провозглашаются новые концепции, определяющие развитие государственности, содержатся принципы, которые признаются необходимыми для всей политики в данной сфере и которым должно быть подчинено соответствующее законодательство.
Характеризуя виды источников конституционного права, следует выделить и такой их специфический вид, как договоры. Среди этих источников различаются международные договоры Российской Федерации и договоры между органами Российской Федерации и ее субъектов. Часть 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляет, что международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы и что если таким международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К внутрироссийским договорам относится Федеративный договор, охватывающий три договора, подписанных 31 марта 1992 г. между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий. Он действует в части, не противоречащей Конституции РФ 1993 г.
К числу источников конституционного права, действующих на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации. Эти акты содержат нормы, в обобщенной форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, основы его устройства, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления. Как отмечалось выше, Конституция республики и устав должны соответствовать Конституции России, федеральным законам, и они обладают более высокой юридической силой, чем другие нормативные правовые акты субъекта Федерации.
Формами установления правовых норм, действующих только на территории конкретного субъекта, являются законы, постановления, иные нормативные правовые акты, принимаемые его органами законодательной и исполнительной власти и содержащие конституционно-правовые нормы.
К источникам отрасли конституционного права относятся и правовые акты представительных органов местного самоуправления, содержащие конституционно-правовые нормы; это, в частности, уставы (положения).
Особого рода источниками конституционного права считаются и постановления Конституционного Суда РФ. Хотя Суд и не является органом, принимающим правовые акты, однако содержащиеся в его решениях правовые позиции имеют юридическое значение. На их основе утрачивают силу правовые акты, признанные не соответствующими Конституции. Аналогичный характер имеют и постановления конституционных и уставных судов субъектов Российской Федерации.
Среди источников конституционного права России обычай занимает незначительное место. Некоторые установления, сложившиеся первоначально как обычаи, в последующем получили нормативно-правовое закрепление и утратили характер обычая.
Например, в качестве обычая долгое время применялась норма об открытии первой сессии представительного органа государственной власти старейшим депутатом. Однако отдельные примеры допускаемого правом применения обычая в настоящее время можно привести. Так, ст. 4 Федерального закона "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации" (2000 г.) предусматривает, что решения по вопросам внутренней организации общины и взаимоотношений между ее членами могут приниматься на основании традиций и обычаев малочисленных народов, не противоречащих законодательству Федерации и субъектов и не наносящих ущерба интересам других этносов и граждан.
- 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
- 2. Конституционно - правовые отношения и их субъекты.
- 3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды
- 4. Источники конституционного права как отрасли права и науки
- 1. Конституция рф.
- 6. Правовая охрана Конституции.
- 7. Конституционно - правовая ответственность.
- 8. Соотношение крф с конституциями республик.
- 9. Понятие конституционного строя и закрепление его в крф.
- 10. Рф - демократическое государство.
- 19. Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение
- 11. Рф - правовое государство.
- 12. Рф - светское государство.
- 13. Разделение властей.
- 14. Суверенитет.
- 15. Экономическая основа конституционного строя рф.
- 16. Понятия и принципы правового статуса личности.
- 17. Юридическая природа конституционных прав и свобод. Их классификация.
- 18. Права и свободы личности.
- 19. Политические права человека и гражданина.
- 20. Социально - экономические и культурные права человека и гражданина.
- 21. Конституционно - правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 22. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 23. Гражданство.
- 24. Основания приобретения гражданства.
- 25.Основаяния и порядок прекращения гражданства.
- 26. Гос. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок и сроки разрешения дел по вопросам гражданства.
- 27. Правовой статус иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.
- 28. Исторические этапы Российского федерализма. Общая характеристика современного федерализма.
- 29. Конституционно - правовой статус рф.
- 30. Символика российского государства.
- 31. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 32. Конституционно - правовой статус республик.
- 33. Конституционно - правовой статус края, области, города федерального значения.
- 34. Конституционно - правовой статус автономной области, автономного округа.
- 35. Орган государственной власти. Принципы.
- 36. Классификация органов гос. Власти.
- 37. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 38. Избирательное право.
- 39. Избирательная система.
- 40. Избирательный процесс.
- 41. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 42. Образование комиссий. Выдвижение кандидатов.
- 43. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 44. Порядок голосования, процедура подсчетов голосов избирателей.
- 45. Организация и порядок проведения референдума в рф.
- 46. Право законодательной инициативы.
- 47. Президент рф.
- 48. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 49. Основания прекращения полномочий Президента. Процедура отрешения его от должности.
- 50. Роль Президента в законодательном и нормотворческом процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон.
- 51. Администрация Президента рф.
- 52. Государственный Совет рф.
- Председатель
- Президиум
- 53. Полномочный представитель Президента.
- II. Основные задачи полномочного представителя
- III. Функции полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- 54. Уполномоченный по правам человека.
- Функции
- Порядок назначения и отставки
- 55.Федеральное собрание.
- 56. Внутренняя организация палат федерального собрания.
- 57. Порядок работы палат федерального собрания. Российской Федерации
- 58. Совет Федерации.
- 59. Порядок выборов депутатов и роспуск Гос. Думы. Выборы
- 60. Полномочия Гос. Думы.
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания.
- 62. Характеристика Нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия Федеральных законов Гос. Думой.
- 65. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 66. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 67. Статус депутата Гос. Думы и члена Совета Федерации.
- 68. Гарантии депутатской деятельности.
- 69. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 70. Место Правительства рф в системе органов гос. Власти. Формы взаимодействия с другими государственными органами.
- 71. Правительство.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства.
- 73. Порядок деятельности Правительства.
- 74. Место судебной власти в системе органов гос. Власти.
- 75. Конституционно - правовые принципы организации судебной власти.
- 76. Конституционный Суд рф.
- 77. Конституционный судебный процесс. Виды решений конституционного Суда.
- 78. Верховный Суд рф.
- 79. Высший Арбитражный Суд рф. Состав Высшего арбитражного суда рф (ст. 11фкз):
- Полномочия Высшего арбитражного суда рф (ст. 10фкз)
- 80.Органы прокуратуры.
- 81. Принципы организации деятельности прокуратуры.
- 82. Административно - территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф.
- 85. Органы исполнительной власти субъектов.
- 86. Органы судебной власти в субъектах.
- 87. Конституционно - правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1, 2, 9 Конституции рф.