37. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
1. Прокуратура Российской Федерации. Это единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Прокуратура регламентируется Конституцией РФ в ст. 129, находящейся в гл. 7 «Судебная власть». Однако это ее расположение в Конституции является скорее данью традиционному подходу, рассматривавшему прокуратуру в тесной связи с деятельностью судебных органов. Но прокуратура не является судебным органом, а одна из основных ее функций – надзор за соблюдением прав и свобод человека, за исполнением законов и др. – непосредственно не связана с деятельностью судебной власти. Прокуратура к тому же принимает участие в правотворческой деятельности, осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью и уголовное преследование, а также ряд других функций.
Прокуратура действует на основе Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1995 г., который, в частности, запрещает вмешательство кого бы то ни было в осуществление прокурорской деятельности. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Финансирование и материально-техническое обеспечение органов и учреждений прокуратуры осуществляются за счет средств федерального бюджета. На прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами. Генеральный прокурор ежегодно представляет палатам Федерального Собрания доклад о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению, что, однако, нельзя рассматривать как установление полной подотчетности прокуратуры.
2. Центральный банк Российской Федерации. Статус Центрального банка РФ определяется Конституцией и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26 апреля 1995 г. (с изменениями и дополнениями). Конституция РФ (части 1 и 2 ст. 75) устанавливает, что денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком РФ. Его основная функция – защита и обеспечение устойчивости рубля, и эту функцию он осуществляет независимо от других органов государственной власти. Банк России не подчиняется Правительству РФ, хотя действует с ним во взаимодействии. Он подотчетен Государственной Думе, которая назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента РФ Председателя Банка, а также членов Совета директоров. Банк представляет Государственной Думе на рассмотрение годовой отчет, а также аудиторское заключение.
В то же время в Законе указывается, что в пределах своих полномочий Банк России независим в своей деятельности. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий. Нормативные акты Банка России обязательны для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
3. Счетная палата Российской Федерации является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием РФ и подотчетным ему. Согласно Федеральному закону «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г., в рамках своих задач. Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью. Этот орган, предусмотренный Конституцией РФ, осуществляет контроль за исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, определяет эффективность и целесообразность расходов государственных средств и федеральной собственности и др. Председателя Счетной палаты и половину аудиторов назначает Государственная Дума, а заместителя Председателя и вторую половину аудиторов – Совет Федерации. Функции Счетной палаты достаточно широки, ни один орган государственной власти не вправе отказать ей в требуемой информации, в проведении ревизий и проверок. Ее предписания носят обязательный характер.
4. Центральная избирательная комиссия действует на постоянной основе в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» от 6 декабря 1994 г. Этот орган осуще-
Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М., ИНФРА • М, 1998. С. 340
ствляет руководство деятельностью избирательных комиссий по выборам Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также по проведению референдумов РФ.
Центральная избирательная комиссия состоит из 15 членов, назначаемых Государственной Думой, Советом Федерации и Президентом РФ (по 5 членов каждым из этих органов). Издаваемые комиссией инструкции и разъяснения обязательны для всех избирательных комиссий в Российской Федерации, а по существу носят нормативный характер, регулируя практически все сферы подготовки и проведения выборов.
Особый статус Центральной избирательной комиссии проявляется также в полном отсутствии подконтрольности и подотчетности по отношению к какому-либо органу государственной власти.
5. Уполномоченный по правам человека. Этот орган государственной власти предусмотрен Конституцией РФ, которая устанавливает, что Уполномоченного по правам человека назначает на должность и освобождает от должности Государственная Дума. Права и задачи этого должностного лица определяются Федеральным конституционным законом , от 26 февраля 1997 г. Уполномоченный призван обеспечивать гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, из чего вытекает, что при осуществлении функций он должен оставаться независимым и неподотчетным каким-либо государственным органам и должностным лицам.
6. Академии наук. В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. Российская академия наук, отраслевые академии наук (Российская академия сельскохозяйственных наук, Российская академия медицинских наук, Российская академия образования, Российская академия архитектуры и строительных наук, Российская академия художеств) имеют государственный статус, учреждаются федеральными органами власти, финансируются из федерального бюджета.
- 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
- 2. Конституционно - правовые отношения и их субъекты.
- 3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды
- 4. Источники конституционного права как отрасли права и науки
- 1. Конституция рф.
- 6. Правовая охрана Конституции.
- 7. Конституционно - правовая ответственность.
- 8. Соотношение крф с конституциями республик.
- 9. Понятие конституционного строя и закрепление его в крф.
- 10. Рф - демократическое государство.
- 19. Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение
- 11. Рф - правовое государство.
- 12. Рф - светское государство.
- 13. Разделение властей.
- 14. Суверенитет.
- 15. Экономическая основа конституционного строя рф.
- 16. Понятия и принципы правового статуса личности.
- 17. Юридическая природа конституционных прав и свобод. Их классификация.
- 18. Права и свободы личности.
- 19. Политические права человека и гражданина.
- 20. Социально - экономические и культурные права человека и гражданина.
- 21. Конституционно - правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 22. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 23. Гражданство.
- 24. Основания приобретения гражданства.
- 25.Основаяния и порядок прекращения гражданства.
- 26. Гос. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок и сроки разрешения дел по вопросам гражданства.
- 27. Правовой статус иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.
- 28. Исторические этапы Российского федерализма. Общая характеристика современного федерализма.
- 29. Конституционно - правовой статус рф.
- 30. Символика российского государства.
- 31. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 32. Конституционно - правовой статус республик.
- 33. Конституционно - правовой статус края, области, города федерального значения.
- 34. Конституционно - правовой статус автономной области, автономного округа.
- 35. Орган государственной власти. Принципы.
- 36. Классификация органов гос. Власти.
- 37. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 38. Избирательное право.
- 39. Избирательная система.
- 40. Избирательный процесс.
- 41. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 42. Образование комиссий. Выдвижение кандидатов.
- 43. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 44. Порядок голосования, процедура подсчетов голосов избирателей.
- 45. Организация и порядок проведения референдума в рф.
- 46. Право законодательной инициативы.
- 47. Президент рф.
- 48. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 49. Основания прекращения полномочий Президента. Процедура отрешения его от должности.
- 50. Роль Президента в законодательном и нормотворческом процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон.
- 51. Администрация Президента рф.
- 52. Государственный Совет рф.
- Председатель
- Президиум
- 53. Полномочный представитель Президента.
- II. Основные задачи полномочного представителя
- III. Функции полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- 54. Уполномоченный по правам человека.
- Функции
- Порядок назначения и отставки
- 55.Федеральное собрание.
- 56. Внутренняя организация палат федерального собрания.
- 57. Порядок работы палат федерального собрания. Российской Федерации
- 58. Совет Федерации.
- 59. Порядок выборов депутатов и роспуск Гос. Думы. Выборы
- 60. Полномочия Гос. Думы.
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания.
- 62. Характеристика Нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия Федеральных законов Гос. Думой.
- 65. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 66. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 67. Статус депутата Гос. Думы и члена Совета Федерации.
- 68. Гарантии депутатской деятельности.
- 69. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 70. Место Правительства рф в системе органов гос. Власти. Формы взаимодействия с другими государственными органами.
- 71. Правительство.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства.
- 73. Порядок деятельности Правительства.
- 74. Место судебной власти в системе органов гос. Власти.
- 75. Конституционно - правовые принципы организации судебной власти.
- 76. Конституционный Суд рф.
- 77. Конституционный судебный процесс. Виды решений конституционного Суда.
- 78. Верховный Суд рф.
- 79. Высший Арбитражный Суд рф. Состав Высшего арбитражного суда рф (ст. 11фкз):
- Полномочия Высшего арбитражного суда рф (ст. 10фкз)
- 80.Органы прокуратуры.
- 81. Принципы организации деятельности прокуратуры.
- 82. Административно - территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф.
- 85. Органы исполнительной власти субъектов.
- 86. Органы судебной власти в субъектах.
- 87. Конституционно - правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1, 2, 9 Конституции рф.