63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
В российской парламентской практике - на уровне Федерации и в субъектах, имеющих двухпалатные парламенты, сложилось правило, предусматривающее разделение функций палат в законодательном процессе.
Участие (активное либо пассивное) Совета Федерации - обязательный этап законотворческой процедуры. Завершение ее в Федеральном Собрании окончательным принятием федерального закона Государственной Думой возможно лишь в случае, если отклоненный Советом Федерации закон выносится на повторное голосование Государственной Думы и одобряется не менее чем двумя третями от общего числа ее депутатов (часть 5 статьи 105 Конституции Российской Федерации).
Роль Совета Федерации в законодательном процессе была подчеркнута в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации по делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации.
Конституцией Российской Федерации предусмотрена обязательность передачи принятого Государственной Думой федерального закона на рассмотрение Совета Федерации и определен ее срок - пять дней (часть 3 статьи 105). С момента передачи закона начинается следующий этап законодательного процесса, на котором установленные Конституцией Российской Федерации полномочия осуществляет Совет Федерации.
В случае, если принятый Государственной Думой федеральный закон не требует обязательного решения Совета Федерации, в соответствии со статьей 106 или 108 Конституции Российской Федерации, и не рассмотрен Советом Федерации в течение четырнадцати дней, названный федеральный закон направляется Государственной Думой в течение пяти дней Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
В случае, если федеральный закон отклонен Советом Федерации, он направляется Советом Государственной Думы в ответственный комитет Государственной Думы, который рассматривает возражения Совета Федерации, дает на них свое заключение и вносит предложения по устранению возникших разногласий.
Для преодоления разногласий, возникших в отношении федерального закона, Государственная Дума может принять участие в создании по инициативе Совета Федерации, Государственной Думы, Президента Российской Федерации, иного субъекта права законодательной инициативы согласительной комиссии.
Решение о необходимости создания согласительной комиссии и о выборах в ее состав депутатов Государственной Думы и сопредседателя согласительной комиссии принимается на пленарном заседании палаты большинством от общего числа депутатов Государственной Думы, передается в Совет Федерации.
В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы (ст. 105 Конституции Российской Федерации).
В период деятельности Федерального Собрания первого созыва Государственной Думой было принято более 300 законов. Среди них 255 законов были рассмотрены на пленарных заседаниях Совета Федерации, остальные прошли без специального рассмотрения в верхней палате парламента. Из названных 255 законов 166 были утверждены и 55 - отклонены. Как можно заключить, по большинству вопросов обе палаты нашли взаимоприемлемые решения.
- 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
- 2. Конституционно - правовые отношения и их субъекты.
- 3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды
- 4. Источники конституционного права как отрасли права и науки
- 1. Конституция рф.
- 6. Правовая охрана Конституции.
- 7. Конституционно - правовая ответственность.
- 8. Соотношение крф с конституциями республик.
- 9. Понятие конституционного строя и закрепление его в крф.
- 10. Рф - демократическое государство.
- 19. Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение
- 11. Рф - правовое государство.
- 12. Рф - светское государство.
- 13. Разделение властей.
- 14. Суверенитет.
- 15. Экономическая основа конституционного строя рф.
- 16. Понятия и принципы правового статуса личности.
- 17. Юридическая природа конституционных прав и свобод. Их классификация.
- 18. Права и свободы личности.
- 19. Политические права человека и гражданина.
- 20. Социально - экономические и культурные права человека и гражданина.
- 21. Конституционно - правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 22. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 23. Гражданство.
- 24. Основания приобретения гражданства.
- 25.Основаяния и порядок прекращения гражданства.
- 26. Гос. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок и сроки разрешения дел по вопросам гражданства.
- 27. Правовой статус иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.
- 28. Исторические этапы Российского федерализма. Общая характеристика современного федерализма.
- 29. Конституционно - правовой статус рф.
- 30. Символика российского государства.
- 31. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 32. Конституционно - правовой статус республик.
- 33. Конституционно - правовой статус края, области, города федерального значения.
- 34. Конституционно - правовой статус автономной области, автономного округа.
- 35. Орган государственной власти. Принципы.
- 36. Классификация органов гос. Власти.
- 37. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 38. Избирательное право.
- 39. Избирательная система.
- 40. Избирательный процесс.
- 41. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 42. Образование комиссий. Выдвижение кандидатов.
- 43. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 44. Порядок голосования, процедура подсчетов голосов избирателей.
- 45. Организация и порядок проведения референдума в рф.
- 46. Право законодательной инициативы.
- 47. Президент рф.
- 48. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 49. Основания прекращения полномочий Президента. Процедура отрешения его от должности.
- 50. Роль Президента в законодательном и нормотворческом процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон.
- 51. Администрация Президента рф.
- 52. Государственный Совет рф.
- Председатель
- Президиум
- 53. Полномочный представитель Президента.
- II. Основные задачи полномочного представителя
- III. Функции полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- 54. Уполномоченный по правам человека.
- Функции
- Порядок назначения и отставки
- 55.Федеральное собрание.
- 56. Внутренняя организация палат федерального собрания.
- 57. Порядок работы палат федерального собрания. Российской Федерации
- 58. Совет Федерации.
- 59. Порядок выборов депутатов и роспуск Гос. Думы. Выборы
- 60. Полномочия Гос. Думы.
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания.
- 62. Характеристика Нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия Федеральных законов Гос. Думой.
- 65. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 66. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 67. Статус депутата Гос. Думы и члена Совета Федерации.
- 68. Гарантии депутатской деятельности.
- 69. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 70. Место Правительства рф в системе органов гос. Власти. Формы взаимодействия с другими государственными органами.
- 71. Правительство.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства.
- 73. Порядок деятельности Правительства.
- 74. Место судебной власти в системе органов гос. Власти.
- 75. Конституционно - правовые принципы организации судебной власти.
- 76. Конституционный Суд рф.
- 77. Конституционный судебный процесс. Виды решений конституционного Суда.
- 78. Верховный Суд рф.
- 79. Высший Арбитражный Суд рф. Состав Высшего арбитражного суда рф (ст. 11фкз):
- Полномочия Высшего арбитражного суда рф (ст. 10фкз)
- 80.Органы прокуратуры.
- 81. Принципы организации деятельности прокуратуры.
- 82. Административно - территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф.
- 85. Органы исполнительной власти субъектов.
- 86. Органы судебной власти в субъектах.
- 87. Конституционно - правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1, 2, 9 Конституции рф.