48. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
В соответствии с Конституцией выборы Президента осуществляются наиболее демократическим путем - на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ст. 81).
Конституция определила те требования, которым должен отвечать кандидат в Президенты. Для осуществления в высокой мере ответственных функций главы государства кандидат в Президенты должен обладать жизненным опытом. Поэтому установлено, что Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет. По сравнению с законодательством зарубежных стран, это достаточно низкий возрастной уровень.
Конституция РФ исходит из принципа равного гражданства, не оговаривая, в отличие от конституций некоторых стран, в качестве обязательного условия, что лицо, избираемое Президентом, должно быть гражданином той или иной страны по рождению. Не затрагиваются и такие условия, как обладание государственным языком, принадлежность к определенной национальности, что тоже имеет место в конституциях ряда стран.
Новой нормой в Конституции 1993 г. явилось введение требования о постоянном проживании в Российской Федерации не менее 10 лет для лица, избираемого Президентом. Этого требования не было в нормах прежней Конституции, а оно целесообразно, поскольку Президент должен хорошо знать ситуацию в стране, а его должны знать избиратели.
Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 31 декабря 1999 г. <*> подробно определяет порядок назначения выборов, выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации, финансирования соответствующих мероприятий, формирования и организации работы избирательных комиссий разного уровня, обжалования их решений и действий, составления списков избирателей, образования избирательных объединений и блоков, порядок голосования, определения и опубликования его результатов и т.д.
Нормы названного Закона соответствуют тем установлениям о порядке проведения выборов, которые закреплены в базовом Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (1997 г.).
Назначение выборов Президента относится к ведению Совета Федерации (п. "д" ч. 1 ст. 102 Конституции). Днем выборов является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент. Исчисление этого срока начинается со дня его избрания.
Если Совет Федерации не назначит выборы в установленный срок, то они проводятся Центральной избирательной комиссией в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором истекают полномочия Президента.
Досрочные выборы в случае прекращения полномочий Президента до истечения срока, на который он был избран, назначаются Советом Федерации через 14 дней. День голосования в таком случае - последнее воскресенье перед месяцем, когда истекают 3 месяца со дня досрочного прекращения полномочий. Все сроки различных стадий избирательной кампании сокращаются на одну четверть.
Выдвигать кандидата на должность Президента вправе избирательное объединение, избирательный блок и непосредственно избиратели, образовавшие инициативную группу в количестве не менее 100 человек. Они обязаны собрать в поддержку выдвинутого кандидата не менее одного миллиона подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 70 тысяч от требуемого общего числа подписей.
Представленный список подписей может превышать установленное число не более чем на 15 процентов.
Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
Выборы Президента проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию России.
Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни один из кандидатов не избран, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. В таком случае избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого кандидата, при условии, что это число больше числа голосов, поданных против всех кандидатов. При этом не действует норма о необходимости участия в выборах более половины зарегистрированных избирателей.
Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
Срок полномочий Президента РФ - четыре года.
Конституция предусматривает, что одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
После избрания Президента осуществляется предусмотренная Конституцией процедура его вступления в должность, которое происходит на 30-й день со дня официального объявления Центральной избирательной комиссией о результатах выборов. Она заключается в принесении Президентом присяги в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ. Присяга приносится народу. Ее текст установлен в ст. 82 Конституции. Он сформулирован следующим образом: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".
Местопребыванием Президента, его резиденцией является столица России - Москва, Кремль. Над зданием официального пребывания Президента поднимается Государственный флаг России.
Символами президентской власти в Российской Федерации являются штандарт (флаг) Президента Российской Федерации и Знак Президента Российской Федерации.
Описание и порядок использования штандарта установлены Указом Президента от 15 февраля 1994 г. (в новой редакции) <*>. Местонахождением оригинала штандарта (флага) является служебный кабинет в резиденции Президента в столице России - Москве. Дубликат штандарта поднимается над резиденцией Президента в Москве, над другими резиденциями во время пребывания в них Президента, устанавливается и поднимается на его транспортных средствах. Знаком Президента является орден "За заслуги перед Отечеством" I степени.
Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции).
Вступление в должность нового Президента влечет определенные правовые последствия в отношении органов, назначаемых Президентом: слагает свои полномочия Правительство; подают заявления об освобождении от занимаемых должностей лица, входящие в Администрацию Президента, полномочные представители Президента в палатах Федерального Собрания, Конституционном Суде, в федеральных округах. До назначения нового состава этих органов последние продолжают исполнение своих полномочий.
Компетенция Президента обусловлена его статусом как главы государства, а также ограниченностью власти в системе разделения властей.
Полномочия Президента, связанные с формированием федеральных органов гос. власти и участием их деятельности:
Назначает с согласия ГД РФ Председателя Правительства (ч. 2 ст. 111)
В случае отклонения (3 раза) Президент либо самостоятельно назначает Председателя Правительства, либо распустить ГД РФ.
2) Имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ
3) Принимает решение об отставке Правительства
4) По предложению Председателя Правительства, назначает и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и Федеральных Министров
5) Представляет Совету Федерации кандидатуры на должности:
-Судей КС РФ;
-Судей ВС РФ;
-Судей ВАС РФ;
-Генерального Прокурора РФ.
- Назначает Судей иных Федеральных Судов; Вносит в Совет Федерации предложения об отставке Генерального Прокурора РФ.
6) Формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ;
7) Формирует Администрацию Президента РФ
8) Назначает и освобождает от должности полномочных представителей Президента РФ : представительства в органах власти (В ГД РФ , СФ РФ, КС РФ) и территориальные представительства (федеральные округа).
Полномочия, связанные с деятельностью Федерального Собрания РФ:
Назначает выборы в ГД РФ;
Распускает ГД РФ в случаях и порядке, установленных КРФ:
- после 3-х кратного отклонения кандидатуры Премьер-Министра;
- в случае, если ГД РФ в течении 3-х месяцев повторно выражает недоверие Правительству;
- в случае, если ГД РФ отказывает в доверии Правительству (ч.3,4 ст. 111 КРФ);
3) Назначает референдум, в порядке установленным ФЗ РФ;
4) Вносит законопроекты в ГД РФ;
5) Подписывает и обнародует ФЗ;
6) Обладает Президентским правом вето.
7) Обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями ( п.е ст.84 КРФ).
Полномочия в области внешней политики:
Осуществляет руководство внешней политики РФ;
Ведёт переговоры и подписывает м\н договоры РФ;
Подписывает ратифицированные грамоты (документ);
Принимает верительные грамоты, отзывные грамоты аккредитуемых при нём дипломатических представительств;
Назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания РФ, полномочных представителей дипломатического корпуса РФ в иностранных государствах и м\н организациях.
Полномочия в области военной и гос. безопасности:
Президент – Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами Российской Федерации
В случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории РФ или в отдельных её местностях военные положения с незамедлительным сообщением Палатам ФС РФ.
При обстоятельствах и в порядке предусмотренном ФКЗ вводит на территории РФ и отдельных местностях чрезвычайное положение (под контролем ФС РФ).
Иные полномочия Президента:
Решение вопроса гражданства РФ и предоставление политического убежища;
Награждает гос. наградами РФ, присваивает почётные звания РФ, высшие воинские и специальные звания;
Осуществляет помилование;
Издаёт акты, предусмотренные КРФ;
- Указы по наиболее важным и общим вопросам деятельности главы государства : НПА (неопределённый круг лиц) и индивидуально-правовые (конкретной группы лиц, или одного лица);
- Распоряжения по иным вопросам. Могут быть индивидуально-правовыми.
- 1. Понятие и предмет конституционного права как отрасли права
- 2. Конституционно - правовые отношения и их субъекты.
- 3. Конституционно-правовые нормы: понятие, их особенности, виды
- 4. Источники конституционного права как отрасли права и науки
- 1. Конституция рф.
- 6. Правовая охрана Конституции.
- 7. Конституционно - правовая ответственность.
- 8. Соотношение крф с конституциями республик.
- 9. Понятие конституционного строя и закрепление его в крф.
- 10. Рф - демократическое государство.
- 19. Формы представительной и непосредственной демократии, их соотношение
- 11. Рф - правовое государство.
- 12. Рф - светское государство.
- 13. Разделение властей.
- 14. Суверенитет.
- 15. Экономическая основа конституционного строя рф.
- 16. Понятия и принципы правового статуса личности.
- 17. Юридическая природа конституционных прав и свобод. Их классификация.
- 18. Права и свободы личности.
- 19. Политические права человека и гражданина.
- 20. Социально - экономические и культурные права человека и гражданина.
- 21. Конституционно - правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина.
- 22. Конституционные обязанности человека и гражданина.
- 23. Гражданство.
- 24. Основания приобретения гражданства.
- 25.Основаяния и порядок прекращения гражданства.
- 26. Гос. Органы, ведающие вопросами гражданства. Порядок и сроки разрешения дел по вопросам гражданства.
- 27. Правовой статус иностранцев, беженцев и вынужденных переселенцев.
- 28. Исторические этапы Российского федерализма. Общая характеристика современного федерализма.
- 29. Конституционно - правовой статус рф.
- 30. Символика российского государства.
- 31. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами.
- 32. Конституционно - правовой статус республик.
- 33. Конституционно - правовой статус края, области, города федерального значения.
- 34. Конституционно - правовой статус автономной области, автономного округа.
- 35. Орган государственной власти. Принципы.
- 36. Классификация органов гос. Власти.
- 37. Характеристика федеральных органов гос. Власти с особым статусом.
- 38. Избирательное право.
- 39. Избирательная система.
- 40. Избирательный процесс.
- 41. Порядок и требования к образованию избирательных округов и участков.
- 42. Образование комиссий. Выдвижение кандидатов.
- 43. Правовое регулирование предвыборной агитации и финансирование выборов.
- 44. Порядок голосования, процедура подсчетов голосов избирателей.
- 45. Организация и порядок проведения референдума в рф.
- 46. Право законодательной инициативы.
- 47. Президент рф.
- 48. Порядок выборов и вступление в должность Президента рф.
- 49. Основания прекращения полномочий Президента. Процедура отрешения его от должности.
- 50. Роль Президента в законодательном и нормотворческом процессе. Условия преодоления вето Президента рф на принятый закон.
- 51. Администрация Президента рф.
- 52. Государственный Совет рф.
- Председатель
- Президиум
- 53. Полномочный представитель Президента.
- II. Основные задачи полномочного представителя
- III. Функции полномочного представителя
- IV. Права полномочного представителя
- 54. Уполномоченный по правам человека.
- Функции
- Порядок назначения и отставки
- 55.Федеральное собрание.
- 56. Внутренняя организация палат федерального собрания.
- 57. Порядок работы палат федерального собрания. Российской Федерации
- 58. Совет Федерации.
- 59. Порядок выборов депутатов и роспуск Гос. Думы. Выборы
- 60. Полномочия Гос. Думы.
- 61. Контрольные функции Федерального Собрания.
- 62. Характеристика Нормативных актов палат Федерального Собрания.
- 63. Участие Совета Федерации в законодательном процессе.
- 64. Порядок принятия Федеральных законов Гос. Думой.
- 65. Порядок обнародования и вступления в силу федеральных законов.
- 66. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов.
- 67. Статус депутата Гос. Думы и члена Совета Федерации.
- 68. Гарантии депутатской деятельности.
- 69. Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
- 70. Место Правительства рф в системе органов гос. Власти. Формы взаимодействия с другими государственными органами.
- 71. Правительство.
- 72. Порядок формирования и условия отставки Правительства.
- 73. Порядок деятельности Правительства.
- 74. Место судебной власти в системе органов гос. Власти.
- 75. Конституционно - правовые принципы организации судебной власти.
- 76. Конституционный Суд рф.
- 77. Конституционный судебный процесс. Виды решений конституционного Суда.
- 78. Верховный Суд рф.
- 79. Высший Арбитражный Суд рф. Состав Высшего арбитражного суда рф (ст. 11фкз):
- Полномочия Высшего арбитражного суда рф (ст. 10фкз)
- 80.Органы прокуратуры.
- 81. Принципы организации деятельности прокуратуры.
- 82. Административно - территориальное устройство субъектов рф.
- 83. Законодательный процесс в субъектах рф.
- 84. Органы законодательной власти субъектов рф.
- 85. Органы исполнительной власти субъектов.
- 86. Органы судебной власти в субъектах.
- 87. Конституционно - правовые основы местного самоуправления.
- 88. Органы и должностные лица местного самоуправления.
- 89. Порядок принятия конституционных поправок к главам 1, 2, 9 Конституции рф.