Виды государственных служащих. Служебная карьера
Процесс прохождения государственной службы в сфере исполнительной власти во многом зависит от сферы деятельности государственного служащего, его полномочий и обязанностей. По этим признакам все служащие органов государственного управления разделяются на виды. В теории административного права и практике государственного управления наиболее распространенной является классификация по властным полномочиям, закрепленными как в законах и иных нормативно-правовых актах, положениях, уставах, решениях и т.п.
При такой классификации выделяются: вспомогательный (технический) персонал, специалисты, должностные лица и представители административной власти.
Деятельность вспомогательного персонала связана с выполнением материально-технических действий (операций) , не влекущих юридические последствия, но имеющих большое значение в управленческой практике, поскольку в процессе такой деятельности готовятся условия для осуществления юридически значимых действий. Таким персоналом являются секретари, делопроизводители, архивариусы, лаборанты, стенографисты и т.п. В обязанности служащих данной группы может входить совершение действий, имеющих юридическое значение (например регистрация поступающих жалоб).
К специалистам относятся служащие, обладающие профессиональными знаниями в отдельных отраслях и осуществляющие профессиональную деятельность: врачи, ученые, агрономы, юрисконсульты и т.п. Их должности не связаны с руководящей деятельностью и не вызывают юридических последствий за исключением отдельных случаев (например: преподаватель проводит экзамены или аттестацию, врач выдает листок нетрудоспособности и т.п.).
Должностными лицами, как указывалось выше, являются служащие, на которых возложено осуществление организационно-распорядительных и консультативно-совещательных функций. Их выполнение всегда влечет за собой юридические последствия. Действия этих служащих создают юридические факты или способны порождать, изменять, прекращать конкретные юридические отношения.
Четвертую группу составляют представители (исполнительной) административной власти, чьи действия распространяются на лиц, им не подчиненных (работники милиции, государственных инспекций, государственной контрольно-ревизионной службы и др.). Эти служащие наделены правом применения административного принуждения, а некоторые из них — и административного взыскания за административные правонарушения.
Важное значение при прохождении государственной службы имеет служебная карьера. Государственная служба как правовой институт представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации государственной службы и выполнения государственными служащими возложенных на них задач. Общественные отношения, возникающие при осуществлении государственной службы, разноплановые и большие по объему. Одни из них складываются в процессе организации государственной службы, другие — при практическом ее осуществлении.
Закон Украины «О государственной службе» вводит категории должностей служащих и ранги, которые им присваиваются, и являются основой служебной карьеры.
Должности государственных служащих классифицируются с учетом организационно-правового уровня органа, объема и характера компетенции лица на конкретной должности, роли и места должности в структуре государственного органа. Законом «О государственной службе установлено семь категорий должностей государственных служащих, которым соответствуют 15 рангов.
При принятии на государственную службу служащему присваивается ранг в рамках конкретной категории согласно занимаемой должности, уровнем профессиональной квалификации и результатами работы. Для присвоения очередного ранга в рамках соответствующей категории государственный служащий должен успешно отработать на данной должности два года. Иногда его присваивают досрочно за выполнение особо ответственных заданий. За добросовестную работу может быть присвоен ранг за пределами соответствующей категории должностей. Этот ранг сохраняется за государственным служащим и в случаях, когда он перешел на должность низшей категории или оставил государственную службу, а потом вернулся. Народным депутатам Украины, которые до избрания пребывали на государственной службе, время выполнения обязанностей народного депутата засчитывается в стаж государственной службы. Лишение ранга допускается только по приговору суда.
Установление категорий должностей и рангов государственных служащих имеет большое значение для обеспечения эффективности государственной службы, стабильности кадров, поскольку позволяет решать множество вопросов, связанных с подготовкой, подбором, расстановкой кадров, их переподготовкой, повышением квалификации, продвижением по службе, а также оплатой труда и пенсионным обеспечением. В настоящее время в странах Европы, в Канаде, США и некоторых других странах в законодательном порядке устанавливаются категории должностей и ранги. Вместе с тем следует отметить, что по рекомендации соответствующих служб стран Европейского содружества в основу квалификации должностей государственных служащих в странах Европы ставится уровень образования. По этому критерию выделяется 4 категории государственных служащих — А, В, С, Д (высшая, высокая, средняя и простая служба). Соответственно, эти группы подразделяются на 16 подгрупп (ФРГ). При данной системе уровень заработной платы, пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание и т.п. не связаны с видом выполняемой работником работы (служба в департаменте, государственных учебных заведениях, медицинских учреждениях, армии, полиции, государственных предприятиях и т.п.) , а зависит от того, к которой из четырех групп относится конкретная должность, от уровня образования служащего, квалификации, стажа работы на государственной службе, возраста служащего. Унификация государственной службы имеет целью: а) возможность переведения государственного служащего на другую должность, даже более низкую, в другое место без снижения заработной планы (поскольку он получает заработную плату по той группе, в которой находился раньше); б) исключить конкуренцию служащих при занимании более высокой должности лишь из-за зарплаты; в) исключить переманивание служащих из одного государственного ведомства в другое путем предоставления им более высокой оплаты.
По нашему мнению, для проведения унификации государственной службы в Украине необходимо разработать новую систему классификации должностей государственных служащих, отвечающую европейской. Это позволило бы нашему государству более свободно входить в те процессы, которые происходят в других странах. Сейчас у нас в органах внутренних дел, армии, службе безопасности, прокуратуре действует схема, при которой выделяются 4 категории должностей — наивысший личный состав, высший, средний и младший.
Неотъемлемая часть кадровой работы — обучение и повышение квалификации государственных служащих в соответствующих учебных заведениях (на факультетах) и путем самообразования.
Важное значение для решения проблем комплектования органов исполнительной власти всех уровней высококвалифицированными кадрами, способными обеспечить экономическое и социальное развитие государства, имеют утвержденные Указами Президента Украины «Программа кадрового обеспечения государственной службы» и «Программа работы с руководителями государственных предприятий и организаций». Эти документы предусматривают создание единой централизованной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций. С этой целью формируется сеть отраслевых учебных заведений с широкой межотраслевой и региональной кооперацией. Консультативно-методические функции в этой работе возложены на Украинскую Академию государственного управления при Президенте Украины и ее филиалы.
В структуре всех органов исполнительной власти создаются подразделения или назначаются отдельные должностные лица, занимающиеся вопросами кадрового обеспечения, осуществляющие организационно-методическое руководство по формированию кадрового резерва, контролю за выполнением персональных годовых планов повышения квалификации специалистов, обобщению практик формирования кадрового резерва и вносят руководству предложения по его улучшению.
Ответственность за состояние кадрового обеспечения центральных и местных органов исполнительной власти возлагается на их руководителей. Контроль за кадровым обеспечением государственной службы, а также разработка практических рекомендаций, информационного и инструктивного материалов, направленных на дальнейшее усовершенствование работы с кадрами, осуществляется Главным управлением государственной службы, органами исполнительной власти в подчиненных им структурах. Результаты повышения квалификации способствуют продвижению по службе.
В Законе Украины «О государственной службе» (раздел VI) указаны основания для ее прекращения. Законодательством Украины о труде, кроме общих оснований, предусмотрены и другие условия прекращения государственной службы: нарушение условий реализации права на государственную службу, несоблюдение требований, связанных с прохождением государственной службы; достижения государственным служащим предельного возраста пребывания на службе; выяснение или возникновение обстоятельств, препятствующих пребыванию на государственной службе; отказ от принятия присяги или ее нарушение; непредставление или представление неправильных сведений о доходах служащего; отставка для служащих, занимаемых должности первой или второй категории.
- Конституционное право
- 1. Конституция украины — основной закон государства и общества
- 2. Гражданства украины
- Приобретение гражданства украины
- Прекращение гражданства украины
- 3. Личные (гражданские) права и свободы человека в украине
- 4.Правовой статус и полномочия верховной рады украины
- Конституционный статус народного депутата украины
- Права и обязанности народного депутата украины
- Основные гарантии депутатской деятельности
- Органы и аппарат верховной рады украины
- Регламент верховной рады украины
- 5. Правовой статус президента украины
- Администрация президента украины
- 5. Система органов прокуратуры украины
- Основные функции прокуратуры украины
- 6. Конституционный статус судебной власти в украине
- Конституционные принципы правосудия
- Общая характеристика судебной системы украины
- Правовой статус судей
- Конституционный суд украины
- Система судов общей юрисдикции
- Хозяйственные суды украины: система и полномочия
- 7. Территориальное устройство украины
- Конституционный статус автономной республики крым
- 8. Понятие и принципы местного самоуправления в украине
- Органы местного самоуправления в украине
- Органы самоорганизации населения в украине
- Гражданское право Общая характеристика гражданского права Украины
- Гражданско-правовые отношения
- Физическое лицо как субъект гражданского права
- Юридическое лицо как субъект гражданского права. Виды юридических лиц
- Объекты гражданских прав
- Личные неимущественные права физического лица
- Понятие, виды и форма сделок
- Условия действительности сделок. Недействительность сделок
- Вещные права физических и юридических лиц
- Право собственности и его содержание
- Формы права собственности
- Гражданско-правовая защита права собственности
- Вещные права на чужое имущество
- Право интеллектуальной собственности
- Понятие, виды обязательств, основания их возникновения и прекращения
- Понятие и виды гражданско-правовых договоров
- Понятие и характеристика договора купли-продажи
- Понятие и характеристика договора дарения
- Понятие и характеристика договора найма (аренды)
- Понятие и характеристика договора займа
- Понятие наследования
- Наследование по завещанию и по закону
- Очереди наследников по закону
- Право на обязательную долю в наследстве
- Уголовное право Общая характеристика уголовного кодекса Украины
- Действие уголовного закона во времени, в пространстве, по кругу лиц
- Понятие и признаки преступления
- Классификация преступлений
- Стадии совершения преступления
- Понятие, признаки и основания уголовной ответственности
- Состав преступления
- Объект и объективная сторона состава преступления
- Субъект и субъективная сторона состава преступления
- Понятие вменяемости, невменяемости и ограниченной вменяемости
- Соучастие в преступлении
- Виды соучастников
- Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Наказание и его виды
- Обстоятельства, смягчающие наказание
- Обстоятельства, отягчающие наказание
- Трудовое право Общая характеристика трудового законодательства Украины
- Понятие, стороны, содержание и виды трудового договора
- Трудовые правоотношения
- Условия и порядок приема на работу
- Рабочее время и его виды
- Понятие и виды времени отдыха
- Трудовая дисциплина. Правила внутреннего трудового распорядка
- Виды, порядок наложения и снятия дисциплинарных взысканий
- Специальная дисциплинарная ответственность (ответственность по дисциплинарным уставам)
- Материальная ответственность работников
- Административное право Общая характеристика кодекса Украины об административных правонарушениях
- Раздел I «Общие положения» содержит задачи законодательства об административных правонарушениях, определяет действие закона во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Раздел II «Административные правонарушения и административная ответственность» состоит из Общей и Особенной части.
- Раздел IV «Производство по делам об административных правонарушениях» определяет процессуальный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и наложения административных взысканий.
- Основы административно-правового статуса граждан Украины
- Административно-правовой статус граждан
- Права и обязанности граждан в сфере государствениого управления
- Полномочия Кабинета Министров Украины
- Основы административно-правового статуса общественных объединений
- Административно-правовое регулирование деятельности объединений граждан
- Государственная служба и государственные служащие. Должность
- Правовой статус государственных служащих
- Прохождение государственной службы
- Виды государственных служащих. Служебная карьера
- Дисциплинарная ответственность государственных служащих
- Понятие и виды административного принуждения
- Понятие, признаки и основания административной ответственности
- Понятие и признаки административного проступка
- Состав административного проступка
- Виды административных взысканий
- Административная ответственность несовершеннолетних
- Теория государства и права Основные теории происхождения государства и права
- Понятие и признаки права
- Право — особый вид социальных норм
- Единство и различие права и морали
- Функции права
- Система права и ее структура. Понятие отрасли права и правового института
- Понятие и признаки государства
- Исторические типы государства
- Понятие и виды функций государства
- Основные формы осуществления функций государства
- Классификация государств в зависимости от их формы
- Формы правления современных государств
- Формы государственного устройства
- Формы государственного режима
- Понятие и основные признаки правового государства
- История идеи правового государства
- Классификация правовых систем