logo
Конспекты к ГЭ по правовым дисциплинам (2011)

Состав административного проступка

Состав административного проступка — это совокупность установленных законом объективных и субъективных элементов, характеризующих деяние как административное правонарушение.

Состав административного проступка включает: субъект, объект, субъективную и объективную стороны:

1) объект административного проступка — это общественные отношение в сфере управления, права и свободы человека и гражданина, на которые посягает правонарушитель;

2) объективная сторона административного проступка — деяние (действие или бездействие), его вредные последствия, причинная связь между деянием и его последствиями, место, время, обстановка, способ, орудия и средства совершения проступка. Основным и обязательным признаком объективной стороны является противоправное деяние. Все остальные признаки являются необязательными (факультативными) и учитываются только тогда, когда они предусмотрены соответствующей нормой административного права;

3) субъект административного проступка — граждане Украины, иностранные граждане (подданные), лица без гражданства, достигшие на момент совершения проступка 16-летнего возраста. Среди субъектов административного проступка особо выделяются должностные лица, которые несут ответственность за несоблюдение правил, обеспечение исполнения которых входит в их служебные обязанности. Должностные лица несут повышенную по сравнению с иными лицами ответственность.

Субъектом административного проступка, предусмотренного налоговым, антимонопольным, финансовым законодательством, законодательством о предпринимательской деятельности, может выступать юридическое лицо;

4) субъективная сторона административного проступка — связанное с его совершением психическое состояние лица. К признакам субъективной стороны относятся вина, мотив и цель совершения правонарушения. Вина — основной и обязательной признак субъективной стороны. Она представляет собой психическое отношение лица к совершаемому им деянию и его последствий и проявляется в формах умысла и неосторожности. Мотив и цель административного проступка являются необязательными (факультативными) признаками и учитываются лишь тогда, когда это предусмотрено конкретной нормой административного права.