logo search
Otvety_k_ekzamenam_za_6_let / OTVET_PO_RPP_net_15_18_46_67

59.Защита конкуренции на рынке финансовых услуг .

Федеральный закон от 23.06.1999 N 117-ФЗ (ред. от 02.02.2006) "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" - утратил силу.

Предметом регулирования являются отношения, влияющие на конкуренцию на рынке ценных бумаг, рынке банковских услуг, рынке страховых услуг и рынке иных финансовых услуг и связанные с защитой конкуренции на рынке финансовых услуг.

рынок финансовых услуг - сфера деятельности финансовых организаций на территории Российской Федерации или ее части, определяемая исходя из места предоставления финансовой услуги потребителям

финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц

ФЗ «О защите конкуренции» Статья 10. Запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением

1. Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе следующие действия (бездействие):

1) установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара;

2) изъятие товара из обращения, если результатом такого изъятия явилось повышение цены товара;

3) навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования);

4) экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

5) экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами;

6) экономически, технологически и иным образом не обоснованное установление различных цен (тарифов) на один и тот же товар, если иное не установлено федеральным законом;

7) установление финансовой организацией необоснованно высокой или необоснованно низкой цены финансовой услуги;

8) создание дискриминационных условий;

9) создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам;

нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования;

манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).

Статья 11. Запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения хозяйствующих субъектов

1. Признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами-конкурентами, то есть между хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном товарном рынке, если такие соглашения приводят или могут привести к:

1) установлению или поддержанию цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок;

2) повышению, снижению или поддержанию цен на торгах;

3) разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков);

4) сокращению или прекращению производства товаров;

отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками).

60.Антимонопольный контроль

В качестве антимонопольного органа Закон о защите конкуренциирассматривает федеральный антимонопольный орган и его территориаль­ные органы. Обеспечение государственного контроля за соблюдением ан­тимонопольного законодательства, выявление нарушений антимонополь­ного законодательства, принятие мер по прекращению этих нарушений, привлечение к ответственности за такие нарушения, предупреждение мо­нополистической деятельности и недобросовестной конкуренции отне­сены к числу основных функций антимонопольного органа (ст. 22 Закона о защите конкуренции). В настоящее время названные функции осуществляет и, соответ­ственно, является антимонопольным органом ФАС, Положение о которой утверждено постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. №331". Территориальные органы подведомственны федеральному антимоно­польному органу и осуществляют свою деятельность в соответствии с за­конодательством РФ на основе положения, утвержденного федеральным антимонопольным органом, который наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции. Приказом ФАС от 13 ок­тября 2004 г. № 1352 утверждено Положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы. Закон о защите конкуренции в ст. 23 определяет достаточно широкий круг полномочий антимонопольного органа, который, в частности:

К полномочиям именно федерального антимонопольного органа от­несены, например, издание нормативных правовых актов, дача разъясне­ний по вопросам применения антимонопольного законодательства. Кроме того, к полномочиям антимонопольного органа (кроме преду­смотренных Законом о защите конкуренции) относятся полномочия, оп­ределяемые законодательством о естественных монополиях, а также за­конодательством о рекламе. Следует отметить, что на антимонопольный орган распространяется действие Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при прове­дении государственного контроля (надзора)»1. Одним из важнейших направлений деятельности антимонопольного органа является предварительный и последующий государственный кон­троль за экономической концентрацией, которому посвящена глава 7 За­кона о защите конкуренции.

В Антимонопольном законе отсутствовали понятия «экономическая концентрация» и «концентрация капитала», а в Законе о конкуренции на финансовых рынках давалось понятие концентрации капитала на рын­ке финансовых услуг, под которой понималось слияние, присоединение финансовых организаций, приобретение ими активов или акций (долей в уставном капитале) друг друга, а также приобретение третьими лицами активов или акций (долей в уставном капитале) финансовой организа­ции. Закон о защите конкуренции под экономической концентрацией по­нимает сделки, иные действия, осуществление которых оказывает влия­ние на состояние конкуренции. Такая трактовка является чрезмерно ши­рокой и расплывчатой.

Статья 27 Закона о защите конкуренции определяет случаи создания и реорганизации коммерческих организаций с предварительного согласия антимонопольного органа. Так, с предварительного согласия антимоно­польного органа осуществляется слияние коммерческих организаций, если суммарная стоимость их активов (активов групп лиц) по бухгалтерским балансам по состоянию на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления ходатайства, превышает 3 млрд руб. или суммарная выручка таких организаций (групп лиц) от реализации товаров за кален­дарный год, предшествующий году слияния, превышает 6 млрд руб., либо если одна из таких организаций включена в реестр хозяйствующих субъ­ектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем 35%. Суммарная стоимость активов по последнему балансу (3 млрд руб.) и суммарная выручка (6 млрд руб.) используются в качестве критериев для получения предварительного согласия антимонопольного органа на при­соединение одной коммерческой организации к другой, на создание коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акция­ми (долями) и (или) имуществом другой коммерческой организации. При слиянии финансовых организаций и создании коммерческой организации, если ее уставный капитал оплачивается акциями (долями) и (или) имущест­вом финансовой организации, предварительное согласие антимонополь­ного органа необходимо в случае превышения величины суммарной сто­имости активов финансовых организаций или величины суммы активов финансовой организации, установленных Правительством РФ, а в отно­шении кредитных организаций — Правительством РФ по согласованию с Центральным банком РФ. Кроме того, в качестве критерия для получения предварительного согласия антимонопольного органа при создании од­ной коммерческой организации за счет имущества другой коммерческой или финансовой организации используются права, которые приобретают­ся создаваемой коммерческой организацией, на распоряжение передава­емыми в ее уставный капитал голосующими акциями или долями созда­ющей организации (ст. 28 и 29 Закона о защите конкуренции). В ст. 28 Закона о защите конкуренции называются случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), имуществом коммерческих организа­ций, правами в отношении коммерческих организаций с предваритель­ного согласия антимонопольного органа. Такое согласие необходимо в приведенных в данной статье случаях, если суммарная стоимость активов по последним балансам лиц (групп лиц), приобретающих акции (доли) и (или) имущество, и лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого и (или) права в отношении которого приобретаются, превыша­ет 3 млрд руб. или если их суммарная выручка от реализации товаров за последний календарный год превышает 6 млрд руб. и при этом стоимость активов по последнему балансу лица (группы лиц), акции (доли) и (или) имущество которого приобретаются, превышает 150 млн руб., либо если одно из указанных лиц включено в вышеназванный реестр. Например, предварительное согласие антимонопольного органа необходимо в слу­чае приобретения лицом (группой лиц) голосующих акций акционерно­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25% указанных акций при условии, что до этого приобретения такое лицо (группа лиц) не распоряжалось голосующими акциями данно­го акционерного общества или распоряжалось менее чем 25% голосующих акций данного акционерного общества. Указанное требование не распро­страняется на учредителей акционерного общества при его создании.

В ст. 29 Закона о защите конкуренции установлены случаи заключе­ния сделок с акциями (долями), активами финансовых организаций и правами в отношении финансовых организаций с предварительного со-гласил антимонопольного органа. Здесь такое согласие необходимо, если стоимость активов по последнему балансу финансовой организации пре­вышает величину, установленную Правительством РФ, а для кредитных организаций — Правительством РФ и Центральным банком РФ. Так, с предварительного согласия антимонопольного органа осуществляется приобретение долей в уставном капитале общества с ограниченной от­ветственностью лицом (группой лиц), распоряжающимся не менее чем одной третьей долей и не более чем 50% долей в уставном капитале это­го общества, если такое лицо (группа лиц) получает право распоряжать­ся более чем 50% указанных долей. В целом же случаи получения предварительного согласия антимоно­польного органа, установленные в ст. 28 и 29 Закона о защите конкурен­ции, в основном аналогичны. В соответствии со ст. 31 Закона о защите конкуренции сделки, иные действия, указанные в ст. 27—29 этого Закона, осуществляются без пред­варительного согласия антимонопольного органа, но с последующим его уведомлением об их осуществлении в случае, если соблюдаются в сово­купности следующие условия:

В ст. 30 Закона о защите конкуренции определены сделки, иные дей­ствия, об осуществлении которых должен быть уведомлен антимонополь­ный орган. Например, антимонопольный орган должен быть уведомлен коммерческой организацией о ее создании в результате слияния коммер­ческих организаций (за исключением финансовых организаций), если суммарная стоимость активов по последним балансам или суммарная вы­ручка от реализации товаров за календарный год, предшествующий году слияния, коммерческих организаций, деятельность которых прекращает­ся в результате слияния, превышает 200 млн руб., — не позднее чем через 45 дней после даты слияния. Лица, на которых ст. 30 Закона о защите конкуренции возложена обя­занность уведомлять антимонопольный орган об осуществлении сделок, иных действий, подлежащих государственному контролю, до осуществле­ния таких сделок, иных действий вправе представить вместо уведомления ходатайство о даче согласия на их осуществление в антимонопольный ор­ган, который обязан рассмотреть это ходатайство. Среди последствий нарушения порядка получения предварительно­го согласия антимонопольного органа, а также порядка представления соответствующих уведомлений ст. 34 Закона о защите конкуренции на­зывает:

За нарушение антимонопольного законодательства виновные в совершении противоправных деяний могут быть привлечены к гражданско-павовой,административной и уголовной ответственности.

61.Естественные монополии

естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии

Федеральным законом »О естественных монополиях» регулируется деятельность субъектов естественных монополий в следующих сферах:

В ряде отраслей народного хозяйства экономия обусловлена ростом масштаба производства, а конкуренция фактически просто неосуществима или максимально затруднена. Такие отрасли и являются отраслями естественных монополий (или в них существует естественная монополия как объективное явление).

 К отраслям естественной монополии во многих странах относят большинство видов деятельности, продукция которых является «предметом общественного пользования», — коммуникации, линии электропередач, нефте- и газопроводы, железнодорожный транспорт, кабельное телевидение, системы связи, водоснабжение и канализация и др. К сферам деятельности субъектов естественных монополий относят такие виды деятельности: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировка газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, услуги общедоступной электрической и почтовой связи.

 Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты). Для данных видов деятельности размер эффективного предприятия, как правило, равен или максимально близок к 100% от объема внутреннего потребления данных благ.

Плюсы и минусы  естественной монополии

Плюсы:

Минусы:

Государственное регулирование и государственный контроль (надзор) в сферах естественной монополии .

Для регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий образуются федеральные органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий в порядке, установленном для федеральных органов исполнительной власти. Органы регулирования естественных монополий для осуществления своих полномочий вправе создавать свои территориальные органы и наделять их.Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов осуществляют государственное регулирование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий

Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий (далее - методы регулирования):

ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;

определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.

Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории Российской Федерации предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке, а также организациям, являющимся основными обществами по отношению к организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов (исходя из их технических возможностей).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Государственное регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры осуществляется в соответствии с федеральными законами.

В целях проведения эффективной государственной политики в сферах деятельности субъектов естественных монополий органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и которые могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Органы регулирования естественных монополий осуществляют государственный контроль (надзор) за:

любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом и которые составляют более 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование в соответствии с настоящим Федеральным законом, если балансовая стоимость таких основных средств превышает 10 процентов стоимости собственного капитала субъекта естественной монополии по последнему утвержденному балансу;

установлением и (или) применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона (далее - регулируемые сферы деятельности);

соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий.