logo search
Конспекты к ГЭ по правовым дисциплинам (2011)

Правовой статус государственных служащих

В статье 38 Конституции Украины закреплено пра­во граждан на доступ к государственной службе. Закон "О государственной службе» устанавливает ее основные принципы и закрепляет право граждан Украины на го­сударственную службу независимо от происхождения, со­циального и имущественного положения, расовой и на­циональной принадлежности, пола, политических взгля­дов, религиозных убеждений, места жительства, получив­ших соответствующее образование и профессиональную подготовку и прошли в установленном порядке конкурс­ный отбор или другую процедуру, предусмотренную Ка­бинетом Министров Украины. К сожалению, в Законе ничего не сказано о возможности и порядке пребыва­ния на государственной службе в Украине иностранных граждан, хотя современная практика государственной деятельности свидетельствует, что их опыт широко ис­пользуется в разных отраслях управления. Поэтому уре­гулирование порядка занятия должностей такими ли­цами, прохождение службы и освобождение необходи­мо закрепить в действующем законодательстве.

Впервые в законодательстве Украины указано на этику поведения государственного служащего, что имеет боль­шое как теоретическое, так и практическое значение.

Политика в сфере государственной службы опреде­ляется Верховной Радой Украины. Основными ее на­правлениями являются установление целей, задач и принципов функционирования института государствен­ной службы, обеспечение эффективности работы всех го­сударственных органов в соответствии с их компетен­цией. Для проведения государственной политики и функционального управления государственной службой при Кабинете Министров Украины создано Главное Управление государственной службы, Координационный совет по вопросам государственной службы.

На Главное управление государственной службы воз­лагается прогнозирование и планирование потребностей государственных органов и их аппарата в кадрах, обес­печение вместе с другими государственными органами реализации общих направлений политики в сфере го­сударственной службы, разработка и внесение на рас­смотрение Кабинета Министров Украины проектов нор­мативных актов по вопросам государственной службы, разработка, координация и контроль осуществления ме­роприятий по повышению эффективности государствен­ной службы и решении других вопросов организации и правового регулирования государственной службы.

Поскольку вопросы функционирования государствен­ной службы в государственных органах, правовое поло­жение которых регулируется специальными законами Украины, решается этими органами, то является важ­ным создание и функционирование Координационного совета по вопросам государственной службы для опре­деления путей, способов и форм реализации основных направлений развития государственной службы, объеди­нения усилий государственных органов по повышению ее эффективности. Положение об этом совете утвержда­ется Кабинетом Министров Украины.

Важное значение имеет урегулирование правового ста­туса служащих государственных органов и их аппарата. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона «О государственной службе» правовой статус Президента Украины, Предсе­дателя Верховной Рады Украины и его заместителей, глав постоянных комиссий Верховной Рады и их заместите­лей, народных депутатов Украины, Премьер-министра Ук­раины, членов Кабинета Министров, Председателя и чле­нов Конституционного Суда Украины, Председателя и членов Верховного Суда Украины, Председателя и арбит­ров Высшего арбитражного Суда Украины, Генерально­го прокурора Украины и его заместителей регулируют­ся Конституцией и специальными законами Украины.

Правовое положение государственных служащих, ра­ботающих в аппарате органов прокуратуры, судов, дипло­матической службы, таможенного контроля, службы безопасности, внутренних дел и т.д. определяется в со­ответствии с Законом «О государственной службе», ес­ли иное не предусмотрено законами Украины. В зако­не о государственной службе закреплены основные обязанности и права государственных служащих. Они обя­заны: придерживаться Конституции Украины и других актов законодательства Украины; обеспечивать эффек­тивную работу соответствующих органов, не допуская При этом нарушений прав и свобод человека и гражда­нина; непосредственно выполнять возложенные на них служебные обязанности; хранить государственную тай­ну, информацию о гражданах, которая стала им извест­на во время выполнения обязанностей государственной службы, постоянно совершенствовать организацию своей работы и повышать профессиональную квалифика­цию. Важным является то, что государственный служащий не только вправе, но и обязан в случае получения распоряжения, противоречащего действующему законо­дательству, незамедлительно, в письменной форме сооб­щить об этом должностному лицу, давшему распоряже­ние, а в случае настаивания на его выполнении — ин­формировать вышестоящее должностное лицо. В то же время непонятно, почему только в письменной форме мо­жет быть сделано подобное сообщение. Форма может иметь значение только тогда, когда должностное лицо, давшее неправомерное распоряжение, настаивает на его выполнении. Среди широкого спектра основных прав го­сударственных служащих следует отметить такие пра­ва: на уважение личного достоинства, на социальную и правовую защиту, продвижение по службе с учетом ква­лификации и способностей, добросовестного выполнения служебных обязанностей, принятия решения в рамках своих полномочий и т.д. Законодатель правильно под­черкивает, что конкретные обязанности и права государ­ственных служащих должны определяться на основе ти­повых квалификационных характеристик и отображать­ся в должностных положениях и инструкциях, утвер­ждаемых руководителями соответствующих государст­венных органов в рамках закона и их компетенции.