39) Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.
Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу. Закрепляется в конституциях, текущих законах, специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.
Стадии:
Законодательная инициатива – право внесения законопроектов в законодательное учреждение (конгресс, национальное собрание, сейм) в соответствии с действующим законодательством и установленной процедурой.
Обсуждение закона – обсуждение внесенного в порядке законодательной инициативы или же позднее разработанного законопроекта (предварительное и официальное).
Предварительное обсуждение – с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов (конференции, семинары и тд). Оно важно для повышения качества конкретного закона и законодательного процесса.
Официальное обсуждение – на 2 уровнях – парламентских комиссий, комитетов и парламентских палат. Процесс регулируется специальными положениями.
Принятие и утверждение закона – принятие происходит в высшем законодательном органе государства, утверждение (подписание) осуществляется главой государства.
Обнародование закона – доведение до населения информации о содержании принятого закона (официальное и неофициальное).
Официальное – доведение текста закона до всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании от имени государственного органа или им самим.
Неофициальное – сообщение об их издании или изложение их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах.
40) Репкина- пока нет
41) Проблема соотношения права и закона существовала с тех пор, как появилось право, и остается актуальной и сейчас. Причина этого заключается в том, что эта проблема имеет не столько теоретическое, сколько практическое, прикладное значение.
Суть проблемы: не все нормативные акты, законы исходят (издаются или санкционируются) от государства и являются правовыми законами. Сторонники данного суждения считают, что существуют законы, которые не отвечают правовым критериям и с правом не совпадают.
Точки зрения:
1) Государство является единственным и исключительным источником права. Всё то, о чём говорит государство через свои законы и есть право.
2) Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной степени производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.
Право при этом понимается как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. Это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды.
Государство представляется исключительным творцом и источником законов, но не права. Государство не рассматривается в качестве творца или источника права, оно само представляется повсеместно связанным, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство монополизирует законотворческую, но не правотворческую деятельность, тк законотворчество и правотворчество, согласно этим воззрениям, не всегда совпадают.
Критерии “правовых законов” издавна пытались сформулировать многие отечественные и зарубежные юристы и философы. Однако удовлетворительного ответа до сих пор не было найдено.
Некоторые критерии:
1)”Общая воля”. В конце XIX – начале XX века предлагался критерий воли всего общества, нации или народа. Правовыми следовало считать лишь такие законы или подобные нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Но!! Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе общая воля или её там нет? Леон Дюги писал, что “закон есть выражение не общей воли, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в Сенате. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их”.
2) Моральные категории – справедливость, добро, гуманность и др. Право при этом определяется как “нормативно закрепленная справедливость”.
3) Правовой идеал – порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды. Правовой идеал – “закон законов”. (Пункты 2 и 3 можно объединить в один)
Ни один из критериев не даёт удовлетворительно ответа на поставленный вопрос. В отечественной литературе отмечалось, ссылки на моральные категории справедливости, добра и зла важны при определении понятия и характеристики морали, но не права.
Проблема остается не решенной. Очевидно, её удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.
42) Вопрос №42. Форма государственного устройства - понятие и виды.
Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.
Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.
Признаки унитарного государства:
1) Единство и суверенитет;
2) Административные единицы не имеют политической самостоятельности;
3) Единый, централизованный государственный аппарат;
4) Единая законодательная система;
5) Единая налоговая система.
В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:
1) Централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);
2) Децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;
3) Смешанные;
4) Региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.
Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.
Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.
Признаки федерации:
1) Наличие самостоятельности у субъектов государства;
2) Союзное государство;
3) Функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;
4) Двухканальная система выплаты налогов.
В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:
1) Национально-государственная;
2) Административно-территориальная;
3) Смешанная.
В зависимости от юридической основы различают федерации:
1) Договорные;
2) Конституционные.
Конфедерация – это межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.
В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:
1) Отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;
2) Совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;
3) Добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.
Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.
- 1) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 3) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 4) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 6) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 9) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 12) Вопрос 12. Субъективное право и юридическая обязанность
- 13) Вопрос 13. Правомерное поведение
- 19) 19. Правоотношение: понятие, классификация
- 20) Функции государства
- I. К внутренним функциям государства относятся:
- Внутренние функции.
- Внешние функции.
- Формы осуществления функций государства.
- 31) 31. Форма государства: понятие, составные элементы.
- 32) Вопрос №32. Система права: понятие, структура
- 34) 34. Действие нпа во времени, пространстве и по кругу лиц
- 39) Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.
- 43) Реализация права
- 44) Вопрос 44. Юридическая ответственность: понятия, основания, виды.
- II. Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав , в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
- 45) Принципы юридической ответственности.
- 46) Юридические факты : понятие, классификация.
- 47) 47. Толкование права: понятие, виды, способы
- 60) Соотношение гос-ва и общества.
- 61) Правосознание , Правовое воспитание, Правовая культура.