45) Принципы юридической ответственности.
При определении процессуального порядка осуществления ответственности существует такая закономерность: чем строже санкция , тем более сложны и развиты процедуры исследования обстоятельств дела, подготовки и принятия решения о применении или неприменении санкции. Поэтому наибольшее развитие общие принципы получили в уголовном процессе; по тем же принципам осуществляются все виды ответственности.
I. Основным принципом юр.отв. является законность. Это означает , что ответственность применяется только за правонарушение, т.е. виновное противоправное деяние , совершенное деликтоспособным лицом.
Придание обратной силы закону, усиливающему наказание или взыскание, недопустимо потому, что социальное значение и запретов, и санкций состоит, чтобы повлиять на выбор той или иной линии поведения. Напротив, закон, отменяющий запрет должен иметь обратную силу , потому что строгое наказание за деяние , которое ранее считалось преступлением, а теперь не считается или наказание менее строго, не только противоречит гуманизму и справедливости , но и уравнивает в общественном сознании и приступные и неприступные деяния, деяния опасные о менее опасные.
Законность ответственности заключается и в том, что и исследование обстоятельств дела о правонарушении, применение и реализация санкций, особенно строгих, осуществляются в процессуальной форме, содержащий гарантии объективного рассмотрения и решения дела с обеспечением прав и законных интересов лица, привлечённого к ответственности. Законодательством определены специальные гарантии законности.
II. С законностью тесно связана обоснованность ответственности, под которой понимается:
объективное исследование обстоятельств дела, сбор и всесторонняя оценка всех относящихся к делу доказательств, аргументированность вывода о том, было ли совершено правонарушение , виновно ли в этом лицо, привлечённая к ответственности, подлежит ли применению предусмотренная законом санкция;
определение конкретной меры наказания, взыскания , возмещение вреда в точном соответствии с критериями , установленными законом.
III. К принципам ответственности нередко относят и ее справедливость. Применительно у ответственности этот принцип должен включать социально-этическую оценку законодательства. В основе справедливой ответственности лежит прежде всего соблюдение законодателем принципа соразмерности правонарушений и санкций. При реализации ответственности о ее справедливости уместно говорить и тогда, когда правонарушителю в соответствии с обстоятельствами дела назначается конкретная мера наказания или взыскания на основе относительно определенной санкции.
Самостоятельное значение принципа справедливости, ответственности в том, что за одно правонарушение к виновному может быть только одна штрафная или карательная санкция. ( лат . non bis in idem – « не дважды за одно»)- никто не может быть вторично судим или наказан за преступление, за которое уже окончательно осужден или оправдан в соответсвии с законом и уголовном-процессуальным правом.
VI . Принципом ответственности являются состязательность процесса и право на защиту лица, привлеченного к ответственности. Лицо, официально обвиняется в совершении правонарушения, находится в фактически не равном положении с обвиняющим его государственным органом, управомоченным применять меры принуждения. Это неравенство в какой то мере компенсируется состязательностью процесса, возложением на того, кто управомочен привлекать к штрафной или карательной ответственности, «бременем доказывания», т.е. обязанности либо доказать факт правонарушения и совершение его обвиняемым, либо прекратить дело и принести извинения. С этим связана так называемая «презумпция невиновности» : каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, имеет право считаться невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном законом порядке, и подтверждена вступившим в законную силу приговором суда.
V. Право на защиту. – комплекс прав лица, привлеченного к ответственности , дающий ему возможность участвовать в исследовании обстоятельств дела и отстаивать свои интересы.
Право на защиту обеспечивает лицу, привлеченному к ответственности, знать , в чем именно состоит обвинение , оспаривать его, участвовать в сборе и исследовании доказательств, пользоваться помощью адвоката, обжаловать применение мер пресечения и другие акты, препятствующие принятию решения , обжаловать само решение и порядок его исполнения и др.
VI. Неотвратимость.- ответственности зависит более всего от налаженности работы правоохранительных органов, от подготовленности , компетентности и добросовестности работников, управомоченных привлекать к ответственности и применять санкции.
VII . Своевременность ответственности означает возможность привлечения правонарушителя к ответственности в течении срока давности.( т.е. периода времени, не слишком отдаленного от факта правонарушения). Давностью ограничено так же обращение к исполнению вступившего в законную силу приговора ( от 2-х до 5 лет) или постановления о наложении административного взыскания ( 3 месяца) .
VIII. Принцип целесообразности и гуманизма. –принципы права и морали.
Лицо , совершившее правонарушение и признанное виновным, может быть полностью или частично освобождено от применения и реализации санкции по тем причинам, что правонарушитель добровольно возместил нанесенный ущерб или устранил причиненный вред , проявил чистосердечное раскаяние , делами доказал свое исправление , в силу чего назначение ему взыскания или наказания либо дальнейшее отбывание назначенной меры не целесообразно.
Принцип гуманизма учитывается и при осуществлении правовосстановительной ответственности, но сложность в том, что если гос-во и его органы вправе простить( помиловать) правонарушителя, смягчив ему штрафную, карательную ответственность или вообще освободить от нее по основаниям, указанным в законе, то там, где нарушены права частных или юридических лиц и речь идет об их восстановлении,-право от отказа от осуществления ответственности принадлежит только тем, чьи права восстанавливаются посредствам такой ответственности.
- 1) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 3) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 4) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 6) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 9) Происхождение государства и права
- Теократическая теория.
- Государство предписано человеку Богом и возникло по его воле. Значит - неприкосновенность государства для человека и недопустимость его критики.
- Государство имеет божественное происхождение, потому что все в мире происходит по воле Бога. Получается, что языческое государство и революционные силы действуют по той же воле.
- Божественное происхождение имеет власть монарха имела наибольшее применение в древнем Востоке. Патриархальная теория происхождения государства
- Договорная или естественно-правовая теория
- Теория насилия
- Психологическая теория
- Органическая теория
- Патримониальная теория
- Теория семейного происхождения
- 12) Вопрос 12. Субъективное право и юридическая обязанность
- 13) Вопрос 13. Правомерное поведение
- 19) 19. Правоотношение: понятие, классификация
- 20) Функции государства
- I. К внутренним функциям государства относятся:
- Внутренние функции.
- Внешние функции.
- Формы осуществления функций государства.
- 31) 31. Форма государства: понятие, составные элементы.
- 32) Вопрос №32. Система права: понятие, структура
- 34) 34. Действие нпа во времени, пространстве и по кругу лиц
- 39) Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.
- 43) Реализация права
- 44) Вопрос 44. Юридическая ответственность: понятия, основания, виды.
- II. Правовосстановительная ответственность заключается в восстановлении незаконно нарушенных прав , в принудительном исполнении невыполненной обязанности.
- 45) Принципы юридической ответственности.
- 46) Юридические факты : понятие, классификация.
- 47) 47. Толкование права: понятие, виды, способы
- 60) Соотношение гос-ва и общества.
- 61) Правосознание , Правовое воспитание, Правовая культура.