logo
Кодификация имени меня

Теория семейного происхождения

семья -> род ( союз лиц, объединенных происхождением от общего родоначальника и подчинением его власти) -> племя( объединенных преданием об общем происхождении) - народность(объединенных общностью исторического прошлого). момент перехода к государственному состоянию тот, - когда утрачивается чувство кровного родства и создается власть..

Извращением рассматриваемой теории явилась в истории патриархальная теория, которая хотела власть государя свести на осложненную власть отца, чтобы тем укрепить политическое повиновение обоснованием его на почве семейного повиновения.

10) № 10 Соотношение государства и экономики

Должно ли государство вмешиваться в экономику, и если да, то как? Относительно ответа на этот вопрос существует несколько исторически выработанных экономических теорий, реализовавшихся на практике .      1. Экономический либерализм. Его основателем считается А. Смит, полагавший, что любое вмешательство в экономику извне дестабилизирует ее, что неограниченная и свободная конкуренция сама отрегулирует экономические отношения (доктрина laissez faire (фр. лессе фер, - "позволяйте делать кто что хочет", тезис о "невидимой руке" рынка - механизме его саморегуляции, обеспечивающем сочетание частных интересов с интересами общества). Государству в этом случае отводится роль "ночного сторожа". Поскольку рынок саморегулируется, Смит был против государственного вмешательства в дела бизнеса.      А.Смит скорректировал тезис французских физиократов ("Природа - мать богатства"), сказав: "Природа - мать богатства, а труд - его отец". Он пришел к выводу, что "труд является единственным всеобщим, равно как и единственным точным, мерилом стоимости...". Цена - результат свободной конкуренции.      2. Государственно-экономический детерминизм в виде марксизма, полагавшего, что государство должно подменить собой рынок, полностью и рационально управлять им, что приведет к экономическому благополучию и процветанию. Однако что в теории хорошо, на практике обнаружило свои отрицательные стороны, - история фактически доказала несостоятельность командно-административной системы, созданной в бывших социалистических странах.      3. Кейнсианство. Если Маркс рассматривал капитализм как саморазрушающуюся систему, то английский экономистДжон Мейнард Кейнс (1883-1946) был теоретиком "отремонтированного капитализма", отстаивал идею "смешанной экономики", в которой важную роль играет правительство.      Все великие экономисты были детьми своего времени: Смит - оптимистическим голосом нарождавшегося капитализма, Маркс - голосом жертв самого мрачного индустриального периода, а Кейнс был ребенком более позднего времени - Великой депрессии. Его книга "Общая теория занятости, процентов и денег" (1936) появилась в обстановке тревоги и почти паники. Это произведение более сложно и профессионально написано, чем "Богатство народов" или "Капитал". Диагноз Кейнса более суров, чем Смита. Он показал, что рыночная система может достичь "равновесия неполной занятости", то есть положения ровной постоянной стагнации, из которого можно выйти лишь через внешнее вмешательство - правительственные меры. Открытие Кейнса состояло в том, что рыночная система не имеет самокорректирующего устройства для того, чтобы поддерживать постоянное развитие капитализма. Если же нет ничего внутри самой рыночной экономики, способного автоматически стимулировать наращивание капитала, она будет оставаться в депрессии, пока не найдется какая-нибудь замена импульсу затрат делового капитала. Такой импульс может дать лишь государство. То есть, для сохранения жизнеспособности впавшего в состояние депрессии капитализма государственные капиталовложения могут стать единственно возможной экономической политикой. Таким образом, Кейнс изменил саму концепцию экономической системы современного капитализма. Если Маркс, говоря о кризисах капитализма, не был заинтересован в их лечении, то Кейнс - напротив.      Кейнс создал новую теорию финансов, направленную на регулирование экономики со стороны государства. Его теория подтвердила свою жизнеспособность на практике. Европейские социал-демократы использовали государственное регулирование для финансирования системы образования, здравоохранения, социальной сферы в целом. Во многом благодаря кейнсианству было создано социальное государство.      4. Монетаризм. Проблемы инфляции, особенно обострившейся после II мировой войны, вызвали острую критику кейнсианства и возвращение к неоклассической теории денег. На смену политике государственного регулирования пришли методы "чисто денежного" воздействия на экономику. Преувеличивая роль денег, монетаристы считают, что функции государства в экономической области должны в основном ограничиться регулированием эмиссии денег и кредитования. Современная монетаристская теория рассматривает деньги как решающий фактор производства. Монетаристы реанимировали классическую количественную теорию, назвав ее новейшей. Главный постулат монетаризма: "Инфляция всегда и везде есть денежный феномен", поэтому главная задача государства в денежном секторе - борьба с инфляцией. Роль государства в реальном секторе должна быть сведена к минимуму, исключая контроль государства над доходами и ценами. Увеличение денежной массы прежде всего проявит свое влияние на цены, раскручивая инфляцию. Монетаризм как теория был разработан для борьбы с ней путем сжатия денежной массы. Монетаристы предлагают снизить темпы роста денежной массы до 3-4% в год независимо от состояния экономики. Необходимо ограничить экономические функции государства: уменьшить государственный сектор хозяйства и сократить государственные расходы, в том числе и на социальные нужды. Сокращение денежного предложения приводит к снижению инвестиций, совокупного спроса и ВНП, однако в долговременной перспективе приводит к уменьшению реальной процентной ставки, а затем и к росту инвестиций и т.д.      Но последовали кризисы 1975-1976 и 1980-1982 гг., охватившие мировую экономику. Монетаристские меры оказали консервативное воздействие на движение реальных доходов населения. Однако хотя монетаризму не удалось разрешить коренных проблем экономики, Чикагская школа весьма популярна до сих пор.      5. Сейчас в экономической науке появился новый термин - монетарное посткейнсианство, представители которого в США и Англии не отрицают значения кейнсианской теории, а лишь возражают против широких масштабов государственного регулирования.

Западные общества прошли несколько этапов развития в решении проблемы соотношения рынка и государства:      1) экономического либерализма, "дикого капитализма" или свободного предпринимательства, когда "невидимая рука" рынка управляет всем и вся. Он характеризовался ничем не стесняемой стихийной игрой рыночных сил. Закончился этот этап Великой депрессией 1929-1933 гг.      2) Этап "социального государства", при котором особое внимание уделялось решению социальных проблем, укреплению стабильности и безопасности (направленной на отсутствие социальных конфликтов) общества, социализацию частной собственности.      3) Этап "экологического" государства", начался в последней четверти XX века, когда интересы общества начали эволюционировать в сторону экологии.      Задача - устойчивое и безопасное развитие экономики, не причиняющее вреда человеку и природе. Стремление скорректировать беспрепятственно работающую систему невмешательства привело к созданию системы социального страхования, которая дает внерыночную социальную опору, и экологического законодательства, лимитирующего операции рынка в определенных сферах производства в различных странах.      В СССР считалось, что государство должно полностью определять, и не только экономическую политику в целом, но и все нюансы экономической жизни. Результатом такого понимания явилось создание командно-административной системы регулирования, которая, в конце концов, доказала свою несостоятельность. После советской эпохи Россия пошла по пути полного экономического либерализма, доходившего до беспредела в 90-е годы, что также является неверным. В начале 90-х гг. так называемая "шоковая терапия" по монетаристскому принципу не имела достаточных экономических оснований, ибо сжатие денежной массы имеет объективные границы, за пределами которых происходит нарушение нормального функционирования экономики. Итак, крайние решения вопроса о соотношении государства и экономики неверны. На Западе это было понято еще в середине прошлого века.      Теперь вопрос ставится иначе: регулирование рынка со стороны государства необходимо, не до конца ясно лишь в каких пределах и формах. Ясно, что при этом регулировании должны сохраняться экономические свободы, права собственности, рыночные стимулы к труду, проводиться антимонополистическая политика и др. А что должно отсутствовать, так это, например, чрезмерная денежная эмиссия, вмешательство в формирование рыночных цен, чрезмерное налогообложение, удушающее производство и рынок и др. Государственное регулирование рынка должно быть не директивным, а индикативным (целевым, рекомендательным) экономическим программированием:      "Рынок - насколько возможно, государство - насколько необходимо".      Рыночная система сводит к минимуму необходимость правительственного вмешательства, хотя она и не может совсем обойтись без него. У рынка есть свои недостатки или зоны неэффективности, обусловленные самой его природой. Чтобы избавиться от его недостатков, приходится прибегать к правительственному вмешательству в той или иной его форме: контролю, налогообложению или субсидированию. Экономическая роль современного государства заключается в преодолении недостатков функционирования рынка:

Иными словами, государство должно так влиять на экономику, чтобы никто не мог "разбогатеть" за счет ухудшения положения другого.      Это связано с перспективой экономически справедливого общественного устройства.      Однако вмешательство государства в экономику целесообразно лишь в той мере, в какой механизм рыночного регулирования не дает должного эффекта. Государство может использовать как административные (разрешения, запреты, принуждения, - что не желательно), так и экономические (бюджетные, кредитные, налоговые, ценовые и др.) методы воздействия на рынок . Важнейшими являются бюджетные инструменты. В обществе с рыночной экономикой государственное регулирование экономики возможно лишь с помощью финансовой политики. Изъятие у частников определенной суммы дохода в виде налогов позволяет увеличивать государственные расходы. Восстанавливать равновесие можно также путем соответствующего уменьшения налогов. Имея в руках такие экономические методы воздействия, как налоги и государственные расходы (инвестиции), манипулируя процентной ставкой, правительство может проводить политику сообразно с состоянием экономики и политической коньюктуры. Увеличение государственных расходов - привлекательно, но его цена - бюджетный дефицит, инфляция, падение реальной заработной платы.

11) Вопрос №11. Форма правления государства: понятие и виды.

Форма правления – это способ организации высшей власти государства. Она оказывает влияние, как на структуру верховных государственных органов, так и на принципы их взаимодействия. Так, различают монархию и республику, главное различие которых состоит в процедуре и условиях замещения поста главы государства.

Монархия – это форма правления, при которой:

1) Высшая государственная власть сосредоточена в руках одного монарха (короля, царя, императора, султана и т. п.);

2) Власть наследуется представителем правящей династии и выполняется пожизненно;

3) Монарх осуществляет функции, как главы государства, так и законодательной, исполнительной власти, контролирует правосудие.

Монархическая форма правления имеет место в ряде государств мира (Великобритания, Нидерланды, Япония и др.).

Монархии могут быть двух видов:

1) Абсолютная монархия. При этой монархии верховная власть по закону полностью принадлежит монарху. Главным признаком абсолютной монархии считают отсутствие государственных органов, которые ограничивают власть правителя;

2) Ограниченная монархия. При этой разновидности монархии может быть конституционной, парламентской и дуалистической.

Конституционная монархия – такая, при которой имеется представительный орган, значительно ограничивающий власть монарха. Чаще всего это ограничение осуществляется конституцией, которая утверждается парламентом.

Признаки парламентской монархии:

1) Правительство формируется из представителей партий (или партии), которые получили большинство на выборах в парламент;

2) В законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха практически отсутствует (имеет символический характер).

При дуалистической монархии:

1) Государственная власть и юридически, и на практике разделена между правительством, которое формируется монархом и парламентом;

2) Правительство, в отличие от парламентской монархии, не зависит от партийного состава парламента и не ответственно перед ним.

Республиканская форма правления является наиболее распространенной в современных государствах. Ее основные формы – президентская и парламентарная республики.

В президентской республике:

1) Президент имеет значительные полномочия и является одновременно главой государства и правительства;

2) Правительство сформировывается внепарламентским путем;

3) Жесткое разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Основным признаком этого разделения является большая самостоятельность государственных органов по отношению друг к другу.

Такая форма правления существует, например, в США. Российскую Федерацию так же можно отнести к президентской республике.

В парламентарной республике:

1) Правительство формируется на парламентской основе и ответственно перед ним;

2) Глава государства выполняет представительские функции, хотя по конституции его полномочия могут быть обширными;

3) Правительство занимает основное место в государственном механизме и осуществляет управление страной;

4) Президент избирается парламентом и осуществляет свою власть с одобрения правительства.

Существуют также смешанные, гибридные формы правления – полупрезидентские, полупарламентские республики.