logo
Кодификация имени меня

39) Законодательный процесс: понятие, стадии, принципы.

Законодательная процедура – установленный порядок прохождения проектов законов вплоть до их принятия и вступления в силу. Закрепляется в конституциях, текущих законах, специальных положениях и регламентах, устанавливающих порядок правотворческой деятельности государственных органов.

Стадии:

Предварительное обсуждение – с привлечением широкого круга заинтересованных лиц, экспертов (конференции, семинары и тд). Оно важно для повышения качества конкретного закона и законодательного процесса.

Официальное обсуждение – на 2 уровнях – парламентских комиссий, комитетов и парламентских палат. Процесс регулируется специальными положениями.

Официальное – доведение текста закона до всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании от имени государственного органа или им самим.

Неофициальное – сообщение об их издании или изложение их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах.

40) Репкина- пока нет

41) Проблема соотношения права и закона существовала с тех пор, как появилось право, и остается актуальной и сейчас. Причина этого заключается в том, что эта проблема имеет не столько теоретическое, сколько практическое, прикладное значение.

Суть проблемы: не все нормативные акты, законы исходят (издаются или санкционируются) от государства и являются правовыми законами. Сторонники данного суждения считают, что существуют законы, которые не отвечают правовым критериям и с правом не совпадают.

Точки зрения:

1) Государство является единственным и исключительным источником права. Всё то, о чём говорит государство через свои законы и есть право.

2) Государство и право признаются не только относительно самостоятельными по отношению друг к другу институтами, но и в равной степени производными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределах гражданского общества.

Право при этом понимается как форма выражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода. Это претендующий на всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативного регулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческого общежития путем определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющий собой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов, канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правового идеала, основанного на принципах добра, справедливости и гуманизма и сохранения окружающей природной среды.

Государство представляется исключительным творцом и источником законов, но не права. Государство не рассматривается в качестве творца или источника права, оно само представляется повсеместно связанным, значительно ограниченным в своих действиях правом. Государство монополизирует законотворческую, но не правотворческую деятельность, тк законотворчество и правотворчество, согласно этим воззрениям, не всегда совпадают.

Критерии “правовых законов” издавна пытались сформулировать многие отечественные и зарубежные юристы и философы. Однако удовлетворительного ответа до сих пор не было найдено.

Некоторые критерии:

1)”Общая воля”. В конце XIX – начале XX века предлагался критерий воли всего общества, нации или народа. Правовыми следовало считать лишь такие законы или подобные нормативные акты, которые адекватно отражают эту волю. Но!! Кто и каким образом может определить, содержится ли в том или ином законе общая воля или её там нет? Леон Дюги писал, что “закон есть выражение не общей воли, а воли нескольких голосующих человек. Во Франции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычное большинство в палате депутатов и в Сенате. Вне этого имеются лишь фикции и пустые формулы. Мы не желаем их”.

2) Моральные категории – справедливость, добро, гуманность и др. Право при этом определяется как “нормативно закрепленная справедливость”.

3) Правовой идеал – порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумном устройстве общежития на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохранения природной среды. Правовой идеал – “закон законов”. (Пункты 2 и 3 можно объединить в один)

Ни один из критериев не даёт удовлетворительно ответа на поставленный вопрос. В отечественной литературе отмечалось, ссылки на моральные категории справедливости, добра и зла важны при определении понятия и характеристики морали, но не права.

Проблема остается не решенной. Очевидно, её удовлетворительное решение возможно лишь на принципиально новой методологической и мировоззренческой основе и является делом отдаленного будущего.

42) Вопрос №42. Форма государственного устройства - понятие и виды.

Формой государственного устройства называют политико-территориальное устройство государства, особенности взаимоотношений между центральной и местной властями. Государство, достигая определенного уровня населения и размера территории, начинает делиться на части, которые имеют свои органы власти. В зависимости от формы государственного устройства выделяют простые и сложные государства.

Простыми (унитарными) государствами называют единые и централизованные государства, которые состоят из административно-территориальных единиц, полностью подчиняющихся центральным органам власти, не обладают признаками государственности. Они не обладают политической самостоятельностью, но в экономической, социальной, культурной сферах, как правило, наделяются большими полномочиями. Такими государствами, в частности, являются Франция, Норвегия и др.

Признаки унитарного государства:

1) Единство и суверенитет;

2) Административные единицы не имеют политической самостоятельности;

3) Единый, централизованный государственный аппарат;

4) Единая законодательная система;

5) Единая налоговая система.

В зависимости от способа осуществления контроля можно выделить следующие виды простого (унитарного) государства:

1) Централизованные (власть на местах формируется из представителей центра);

2) Децентрализованные, в них функционируют избранные органы местного самоуправления;

3) Смешанные;

4) Региональные, которые состоят из политических автономий со своими представительными органами и администрацией.

Сложными государствами называют такие, которые состоят из государственных образований, обладающих различной степенью государственного суверенитета. Можно выделить следующие виды сложных государств: 1) федерация; 2) конфедерация; 3) империя.

Федерация – это объединение нескольких самостоятельных государств в одно государство. Такими государствами, в частности, являются США и Российская Федерация.

Признаки федерации:

1) Наличие самостоятельности у субъектов государства;

2) Союзное государство;

3) Функционирование наряду с общефедеральным законодательством законодательства субъектов федерации;

4) Двухканальная система выплаты налогов.

В зависимости от принципа формирования субъектов существуют следующие виды федераций:

1) Национально-государственная;

2) Административно-территориальная;

3) Смешанная.

В зависимости от юридической основы различают федерации:

1) Договорные;

2) Конституционные.

Конфедерацияэто межгосударственные объединения или временные юридические союзы суверенных государств, которые создаются для решения политических, социальных, экономических задач.

В отличие от федерации, конфедерацию характеризуют:

1) Отсутствие суверенитета, единого законодательства, единой денежной системы, единого гражданства;

2) Совместное решение субъектами конфедерации общих вопросов, для реализации которых они объединялись;

3) Добровольный выход из государства и отмена действия общеконфедеративных законов, постановлений (которые носят рекомендательный характер) на своей территории.

Империя – это такое государство, которое формируется в результате завоевания чужих земель, составные части которого имеют различную зависимость от верховной власти.