logo
Кодификация имени меня

47) 47. Толкование права: понятие, виды, способы

Толкование права – это особый вид деятельности государственных органов, должностных лиц, граждан и их объединений, направленный на раскрытие смыслового содержания правовых норм и на выявление содержащейся в них государственной воли

Толкование:

  1. Уяснение («для себя»)

  2. Разъяснение («для других»)

Основные приемы толкования:

* Систематическое толкование иногда рассматривается как частная форма логического.

Толкование права по объему:

Виды толкования права по юридическим последствиям и по субъектам:

  1. Аутентическое (теми же органами, которые принимают НПА)

  2. Легальное (органами, уполномоченными толковать НПА)

  3. Казуальное (в связи с рассмотрением конкретного дела)

  1. Обыденное (гражданами в их повседневной жизни)

  2. Профессиональное , компетентное (специалистами в области государства и права: адвокатами, судьями и др.)

  3. Доктринальное, научное (учеными-юристами)

  4. Казуальное

48) Социологические концепции права.

Социологическая юриспруденция начала формироваться на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний. Социологи­ческие теории права складывались двумя путями: с одной стороны, путем фор­мирования правовых концепций в рамках общей социологии, а с другой - пу­тем распространения социологических методов познания в юриспруденции.

К родоначальникам социологической юриспруденции относятся Р. фон Иеринг (Германия), Л. Дюги и Ф. Жени (Франция), Е. Эрлих (Австро-Венгрия), С. Муромцев (Россия).

Характерный тезис всех вариантов социологического направления - сво­бода судейского усмотрения. «Под правом, - говорит американский судья и правовед Оливер Вендел Холмс (1841-1935 гг.), - мы понимаем не что иное, как предвидение того, что фактически сделает суд».

Представители социологической школы противопоставили позитивному праву как «мертвому», «книжному» праву право «живое», «право в действии».

Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд (1870-1964 гг.) - американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право — это преж­де всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.

Сторонники социологического направления критиковали формально-догматический, нормативный подход к праву, который называли «юриспру­денцией понятий».

Социологическая юриспруденция так же, как и доктрина естественного пра­ва, выходит за рамки закона (писаного права), однако не в сторону естествен­ных прав и свобод, а в сферу реализации права, правоприменительной практи­ки. Хотя негативное отношение к позитивизму эти направления объединяет.

Положительным моментом в этой теории является ориентация на учет ре­альных процессов, происходящих в правовом регулировании, их изучение на основе конкретно-социологических методов. В этом же русле находится, ска­жем, постановка вопроса об эффективности правовых норм, которой в свое время уделялось значительное внимание в советской юриспруденции.

Российская правовая доктрина в настоящее время по многим аспектам те­оретических исследований ориентирована от нормативного подхода к социо­логическим методам познания правовой системы. Проблематика юридичес­кой практики, разработка понятия правовой системы, включение социологии права (наряду с философией права и специально-юридической теорией) в ка­честве компонента в общую теорию права - все это находится в русле соци­ологического направления.

Недостатком, слабой стороной социологического направления является то, что возникает опасность размывания понятия права, утраты правом своих границ и, как следствие - появляется больше возможностей для нарушения закона, произвола судебных и административных органов.

49) Правонарушение – виновное противоправное поведение лица, причиняющее вред другим лицам и влекущее юридическую ответственность для правонарушителя.

Признаки:

1) акт поведения, выражающийся в действии или бездействии.

2) противоправное поведение. Это означает, что данное поведение нарушает требования норм права.

3) это виновное поведение. В противоправном поведении правонарушителя обязательно должна быть вина.

Вина – это психическое отношение лица, во-первых, к своему противоправному поведению, во-вторых, к его неблагоприятным последствиям. То есть:

- осознает лицо или нет противоправность своего поведения.

- предвидит или нет его неблагоприятные последствия.

- как относится к неблагоприятным последствиям (желает или не желает их наступления).

Осознание и предвидение называют интеллектуальным моментом вины, отношение к эти последствиям – волевой момент вины.

Различаются 2 формы вины:

А) умысел означает, что лицо осознает противоправность своего поведения, предвидит неблагоприятные последствия и в зависимости от того, кок оно к их наступлению относится, умысел делится на:

-прямой – желает наступления неблагоприятных последствий

- Косвенный – относится к наступлению неблагоприятных последствий безразлично.

Б) Неосторожность:

- самонадеянность означает, что лицо осознает противоправность своего поведения, предвидит наступление неблагоприятных последствий, но легкомысленно (без достаточных оснований) надеется их предотвратить.

-Небрежность означает, что лицо не осознает противоправности своего поведения и не предвидит наступления неблагоприятных последствий, хотя могло и должно было сделать это.

4) противоправное виновное поведение причиняет вред другим лицам и всему обществу в целом. Например, кража посягает на имущество лица. Любой вред опасен для общества, поэтому причинение вреда запрещается законом.

5) Совершение правонарушения является основанием для привлечения лица к юридической ответственности.

Состав правонарушения – совокупность элементов, при наличии которых поведение лица можно признать правонарушением. 4 элемента:

1) Объект правонарушения. Это общественные отношения, которые охраняются законом, на которые посягает правонарушитель. Например, объектом кражи являются отношения собственности. Предмет правонарушения – конкретная вещь, например, кошелёк, который украл вор.

2) Объективная сторона правонарушения. 3 элемента:

А) Само противоправное поведение лица

Б) Вред, который возник в результате этого поведения

В) Причинная связь между поведением и наступившим вредом.

3) Субъект правонарушения – это лицо, совершившее противоправное деяние. Важнейшей характеристикой субъекта правонарушения является его деликтоспособность.

4) Субъективная сторона правонарушения. Это вина правонарушителя в противоправном деянии, мотив, цель совершения правонарушения и эмоциональное состояние субъекта, охватываемое составом отдельных правонарушений.

Если в составе правонарушения отсутствует хотя бы 1 элемент, считается, что нет состава правонарушения в целом, а значит лицо нельзя привлечь к юридической ответственности.

Все правонарушения по степени общественной опасности делятся на :

1) преступления – это правонарушение с максимальной степенью общественной опасности. Перечень преступлений содержится в Особенной части УКРФ.

2) Иные правонарушения (проступки). Они обладают меньшей степенью общественной опасности. Они делятся на:

А) административное правонарушение. Посягает на общественный порядок, установленный в области исполнительной и распорядительной деятельности государства. Перечень административных правонарушений содержится в Особенной части КоАП. За совершение правонарушения к лицу применяются административные наказания, перечень которых содержится в Общей части КоАП.

Б) Дисциплинарный проступок. Это поведение, нарушающее трудовую, служебную, учебную или воинскую дисциплину. К дисциплинарным проступкам, например, относятся: опоздание, прогул, появление на работе в нетрезвом состоянии. За совершение дисциплинарного проступка к лицу применяются дисциплинарные санкции: замечание, выговор, увольнение по вине работника, предупреждение о неполном служебном соответствии (для сотрудником МВД например).

В) Гражданское правонарушение – это поведение, нарушающее имущественные и личные неимущественные права других лиц. Гражданское правонарушение регулируется нормами Гражданского права, в основном ГК. За совершение гражданского правонарушения к лицу применяются гражданско-правовые санкции: возмещение убытков, компенсация морального вреда, уплата неустойки.

50) 50. Психологические концепции права.

Психологическая концепция права — это тип правопонимания, основанный на представлениях о праве как психическом явлении. Наиболее основательное развитие она получает в трудах Л. И. Петражицкого, который исходил из того, что право и мораль являются психическими феноменами и различаются между собой по типу эмоций. К эмоциям ученый относил всякие двигательные стимулы и импульсивные побуждения, не сводя их только к чувствам удовольствия и страдания. При этом он выделял два вида эмоций: 1. направленные на конкретного объекта (страх, голод, жажда) и 2. абстрактные, проявляющиеся в качестве стимула различных действий (правовые, моральные, эстетические).

Под правом, «в смысле особого класса реальных феноменов», ученый понимал те этические переживания, эмоции которых имеют атрибутивный характер. На этом основании Петражицкий выделял право позитивное, официальное («нормы, веления, запреты, обращенные к лицам, подчиненным праву и правоотношениям») и право интуитивное, определяемое психологическим отношением к праву объективному, официальному. Истоки интуитивного права коренятся в психике людей и складываются из того, что они, их группы и объединения переживают как право. Интуитивное право возникает и действует по законам индивидуальной психики без помощи «посторонних авторитетов». Позитивное право, обладает единой структурой правил для всего сообщества, оно выражено в законах, иных решениях государственной власти и, как считал Петражицкий, мало доступно гражданам. С интуитивным же правом человек сталкивается на каждом шагу. Оно соответствует индивидуальным обстоятельствам конкретного человека, более динамично и адаптивно в отличие от позитивного права, которое часто отстает от общественных изменений. Права и обязанности интуитивного права — универсальны, в то время как права и обязанности позитивного права — временные и локальны.

Интуитивное право представлялось как класс психических явлений, императивно-атрибутивных переживаний. Императивные, или нравственные, эмоции предполагают одностороннее переживание лицом обязанности совершить то или иное действие в пользу другого лица. Однако оно не сопровождается переживанием другой стороной права потребовать выполнения данной обязанности (переживание прохожим обязанности подать милостыню нищему не сопровождается переживанием нищим права потребовать от прохожего выполнения такой обязанности). Императивно-атрибутивная эмоция является двусторонней: переживание одним лицом обязанности по отношению к другому лицу сочетается с переживанием последним права потребовать выполнения данной обязанности (отношения продавца и покупателя, должника и кредитора). Из двусторонних императивно-атрибутивных эмоций складывается интуитивное право. Поскольку императивно-атрибутивные эмоции объективируются различными способами и в разных сферах, область позитивного права наполняется множеством нормативных систем. Соответственно, Л. И. Петражицкий выделяет законное право, судебное право, обычное право, официальное и неофициальное право, книжное право. Психологическая теория тем самым утверждает идею правового плюрализма.

Понятия права и правосознания (в определенной мере и правоотношения) данный подход идентифицирует. В понимании Петражицкого право выполняет дистрибутивную (распределительную) и организационную функции. Заслуге ученого принадлежит основательная разработка проблемы правовой политики — важнейшего организационного ресурса права, призванного очищать психику людей от асоциальных склонностей, ввести в сознательное русло те стремления, которыми человек руководствуется спонтанно. Очевидно, что такой подход сближает психологическое и социологическое правопонимание.

Идеи Л. И. Петражицкого получили развитие в трудах скандинавской школы права (Росс, Оливекрона и др.). Заметное влияние психологическая школа оказала на развитие социологического направления в США и в других странах

51) Ионов – пока нет

52) ошибка зам старосты – пока нет

53) Типология государств и права – Объективно необходимый, закономерный процесс познания государственно-исторического процесса развития государства и права.

Значение типологии:

1) дает ключ для правильного понимания процесса естественноисторического развития государств.

2)вооружает исследователя пониманием внутренней логики и закономерностей развития государства.

3) позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государств с их особенностями

4) создает предпосылки для широкого обобщения и анализа материала, касающегося перехода государства от одной ступени к другой.

5) Формирует объективную основу для отграничения научных государственно-правовых теорий от псевдонаучных.

Критерии:

1) принадлежность к той или иной общественно-экономической формации (Энгельс, Маркс)

2) Причастность к той или иной цивилизации. (Тойнби, Шпенглер, Данилевский).

Формационный подход.

Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства и являющийся важнейшей ступенью поступательного развития человечества.

Каждой общественно-экономической формации соответствует определенный тип государства и права.

Типы государства и права:

1) Рабовладельческое государство и право. Основана на том, что орудия и средства производства, а также основные производители (рабы) находились в собственности класса рабовладельцев, которые жестоко эксплуатировали подневольных людей, применяя прямое физическое принуждение.

2) Феодальное государство и право. Все основные средства производства, главным из которых была земля, были поделены между феодалами. Крестьяне, пользуясь господской землей, должны были уплачивать хозяину часть произведенного продукта (оброк) или отрабатывать на полях хозяина (барщина). Надстройка – важнейшая роль у религии.

3) Капиталистическое государство и право. Производители материальных благ – пролетариат – вообще лишены права собственности на средства производства и вынуждены продавать свою рабочую силу владельцам заводов и фабрик. Обладая личной свободой, они имели большие возможности для участия в жизни общества. Надстройка характеризуется значительной сложностью: к участию в политической деятельности допускаются все основные слои общества, возникают объединения и работодателей, и работников, появляются партии, массовые политические движения и тп. ^_^

4) Социалистический тип государства и права. Экономическую основу составляет общественная собственность на средства производства, политическую основу — власть трудящихся масс при руководящей роли рабочего класса во главе с партией; Социализм — общественный строй, исключающий эксплуатацию человека человеком и планомерно развивающийся в интересах повышения благосостояния народа и всестороннего развития каждого члена общества.

Цивилизационный подход.

За основу понятия цивилизации берутся не материальные, социальные или иные им подобные элементы, а исключительно духовные, культурные факторы.

Цивилизация - локализованное во времени и пространстве общество.

Сравнивая цивилизационный подход с формационным, следует обратить внимание на 2 изъяна, которые ставят под сомнение саму возможность и эффективность использования цивилизационного подхода. Это:

- весьма существенная неопределенность и аморфность понятия “цивилизации”, используемого в качестве критерия классификации государств и правовых систем.

- изначальная направленность “цивилизации” на классификационную характеристику высокоразвитых обществ и их объединений, а не на типологию государств и правовых систем.

Исходя из этого предпочтение исследователями отдается формационному критерию.

Типы государства в соответствии с цивилизационным критерием:

1) гос-ва древневосточной цивилизации

2) гос-ва средневековой цивилизации

3) гос-ва западной цивилизации

4) гос-ва православного христианства

5) гос-ва исламской цивилизации.

И Т. Д.

54) Иванова – пока нет

55) Политические отношения, образующие в своей совокупности политическую систему, - это отношения, связанные с функционированием политической власти в обществе, концентрированным выражением которой является государственная власть.

Вообще власть – это такое общественное отношение, которое характеризуется способностью и возможностью одних людей или групп (властвующих) добиваться осуществления своей воли другими людьми или группами (подвластными).

В Марченко я не нашла определение понятия, но можно сказать - Государственная власть - это способ управления обществом, для которого характерна опора на аппарат принуждения.

Признаки государственной власти:

Существует несколько признаков государственной власти:

1) Государственная власть выступает как официальный представитель общества данной страны. Только она юридически уполномочена действовать от имени всего общества и как таковая применять от его имени принуждение.

2) Государственная власть обладает верховенством в обществе, она суверенна.

3) государственная власть в высокой степени формализована, её организация, порядок деятельности детально определяются нормами КП, иным законодательством.

4) Государственная власть реализуется специализированным государственным аппаратом В федеративном государстве государственной властью обладает не только федерация, но и её субъекты (республики и другие субъекты в составе Российской Федерации и т.д.). У них есть свои парламенты, правительство иногда – своих президентов .Однако государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер. Верховенство принадлежит федерации.

Государственную власть, как власть, выступающую от имени всего общества, следует отличать от власти местного самоуправления, которая также является публичной и политической, но это власть определенной части населения – территориального коллектива в границах той или иной административно – территориальной единицы (округа, района и т.д.).

56) Пробел в праве - это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве нормы, регулирующей общественное отношение, находящееся в сфере правового регулирования.

Условия констатации наличия пробела в праве:

1) Данное общественное отношение находится в сфере правового регулирования;

2) Отсутствует (полностью, частично) норма права, регулирующая данное отношение.

К причинам (объективным, субъективным) возникновения пробелов в праве, например относятся:

1) Развитие общественных отношений (находящихся в сфере правового регулирования);

2) Недостатки законодательной техники (обнаруживаются при реализации соответствующих нормативных актов);

Пробелы в праве устраняются (восполняются) законодателем (принимается соответствующим правотворческим органом недостающая норма или группа норм), преодолеваются правоприменительными органами (не вправе отказаться от решения данного юридического дела по причине неполноты законодательства). Способы преодоления пробелов в праве (методы их оперативного преодоления): аналогия закона и аналогия права.

Аналогия закона - это решение юридического дела, применяя к общественным отношениям закон, регулирующий сходные отношения.

Аналогия права - это решение юридического дела, на основе общих принципов права (исходя из общих начал и смысла законодательства).

В таких отраслях права как административное право, уголовное право институт аналогии не допускается («нет преступления и наказания, нет проступка и взыскания - без указания на то в законе»). В гражданском праве к институту аналогии прямое отношение имеет ст.4 ГК Украины, в которой, в частности, говориться о том, что гражданские права и обязанности могут возникать из действий, которые «хотя и не предусмотрены законом, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности». Например, действительны договоры консигнации (разновидность договоров комиссионной продажи товаров), хотя в ГК Украины нет такого понятия «договор консигнации».

57) Нормативно-правовой акт как форма права: понятие, классификация.

Понятие НПА

НПА это одна из форм (источников) права.

НПА это выраженные в письменной форме решения государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Особенности НПА.

Они издаются или санкционируются ТОЛЬКО органами государства, имеют волевой характер, в них содержится государственная воля. За нарушение их наступают последствия – уголовные, гражданско-правовые, административные и др. НПА содержат общие предписания рассчитанные на многократное применение, адресованы неограниченному кругу лиц, ими охватывается широкий круг общественных отношений, действуют вне зависимости от существования конкретных правоотношений предусмотренных НПА.

Система НПА определяется конституцией и изданными на ее основе специальными законами, положениями, которые устанавливают порядок издания, изменения, отмены и дополнений НПА, органов их издающих, процедура их издания.

Классификация НПА:

НПА подразделяются:

1. по юридической силе на:

- законы;

- подзаконные акты.

2. по содержанию на:

- нормы одного содержания;

- нормы одной отрасли права;

- нормы различных отраслей права.

3. по объему и характеру действия на:

- акты общего действия (конституция, гражданский, уголовный кодекс);

- акты ограниченного действия (федеральный закон о милиции, лесной кодекс, закон о приватизации в РФ, федеральный закон о акционерных обществах);

- акты исключительного или чрезвычайного действия (о присвоении статуса свободных экономических зон, об объявлении войны, о введении чрезвычайного положения).

4. по субъектам их издающим на:

- акты законодательной власти (федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъекта РФ);

- акты исполнительной власти (указы президента, постановления правительства);

- акты судебной власти (решения, определения, приговоры).

Нормативно-правовой акт (НПА) занимает особое место среди иных источников права. Прежде всего, он является ведущим источником права в странах романо-германской правовой семьи, в том числе и в отечественной правовой системе. Кроме этого, он специально создавался для того, чтобы быть источником права, поэтому в него изначально заложены такие свойства, которые позволяют ему быть оптимальной формой права. По сравнению с другими источниками права нормативно-правовой акт имеет ряд преимуществ.

Достоинства нормативно-правового акта как источника права:

1. Нормативный акт, благодаря определенным правилам изложения, содержит точные, лаконичные формулировки правовых норм, которые исключают возможность разночтений и обеспечивают единообразие применения нормативного материала. Это качество соответствует такому свойству права как формальная определенность.

2. Нормативные акты в совокупности образуют единую систему законодательства. Каждый нормативный акт имеет свое определенное место в иерархии нормативного материала, связан с иными актами, рассчитан на комплексное применение правовых актов. Нормативные акты издаются в соответствии с потребностями той или иной отрасли права, либо же освещают определенный круг однотипных общественных отношений, т.е. соответствуют в той или иной степени системе права. Это позволяет беспрепятственно пользоваться нормативным материалом по мере необходимости, облегчает поиск нужных нормативных предписаний, помогает избегать противоречий, возможных в отдельных нормативных предписаниях. Эти качества нормативно-правового акта соответствуют такому свойству права как системность.

3. Нормативно-правовые акты могут быть быстро приняты, изменены или отменены по мере необходимости. В результате они лучше других источников права соответствуют потребностям общественного развития, более соответствуют типу и уровню общественных отношений, чем иные источники. Это качество нормативных актов называется оперативностью и соответствует такому свойству права как динамизм.

Нормативный акт является наиболее распространенным и даже первостепенным источником права для всех стран, включаемых в систему "писаного права".

Нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Все эти акты образуют иерархическую систему, во главе которой стоит Конституция - основной закон государства, обладающий высшей юридической силой. Вообще юридическая сила акта зависит от места издавшего его органа в системе органов государства.

На сегодняшний день закон является ведущим, хотя и не единственным источником права в РФ. Необходимо лишь четко определить соотношение законов и иных источников. Высшая юридическая сила закона определяет и его характеристики как источника права. Это означает, что нормы права, содержащиеся в иных правовых источниках, могут действовать и применяться только в том случае, если:

- данное отношение не урегулировано законом;

- иные источники права не противоречат закону;

- ссылка на любые другие источники права в данном случае допускается законом. При наличии всех перечисленных условий для разрешения конкретного юридического дела привлекаются нормы права, содержащиеся в иных официальных источниках. Соотношение закона и иных источников права выражается в том, что использование любых источников права, помимо закона, возможно лишь в том случае, если это разрешается законом. В противном случае используемые нормы не будут считаться правовыми, а, следовательно, и не будут иметь юридического значения.

58) № 58 Понятие и виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовой акт представляет собой принятый компетентным государственным органом письменный официальный документ определенной формы, содержащий нормы права.

Нормативно-правовые акты не вносят никаких изменений в действующее законодательство, а с помощью нормативно-вспомогательных актов вводятся в действие юридические нормы.

Акты применения права включают индивидуальное государственно-властное веление по применению права (требование по уплате налога, направленное конкретному налогоплательщику).

Издание нормативно-правовых актов обозначает утверждение, отмену или изменение содержания правовых норм. Поскольку нормативно-правовые акты включают нормы права, то они обязательны к исполнению. Им свойственна письменная форма изложения, определенный юридический стиль.

Нормативно-правовые акты классифицируют по различным основаниям:

  1. по предмету правового регулирования (уголовно-правовые; гражданско-правовые; административно-правовые акты и т. д.);

  2. по территории действия (федеральные, региональные и местные).

Нормативно-правовые акты имеют определенную юридическую силу, представляющую собой релятивное свойство нормативно-правовых актов. Оно показывает, какое место занимает данный нормативно-правовой акт в системе законодательства. Нормативно-правовые акты по юридической силе делятся на законы и подзаконные акты.

Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.

Существует несколько признаков закона:

  1. закон – одно из основных источников права;

  2. установлен особый порядок принятия;

  3. принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);

  4. регулирует важнейшие общественные отношения.

Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:

  1. никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;

  2. другие нормативные акты не должны противоречить закону;

  3. при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.

Федеральный конституционный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который определяет начала государственного и общественного строя, правовое положение личности и организации, на основе которого строится и детализируется вся система нормативных актов. Этот закон имеет следующие особенности:

  1. федеральный конституционный закон развивает и дополняет положения Конституции РФ;

  2. принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;

  3. обладает большей юридической силой, чем обычные законы;

  4. особый порядок принятия.

Президент не имеет права отклонять федеральные конституционные законы; обязан подписать их и обнародовать. Федеральный закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается и действует в строгом соответствии с федеральным конституционным законом и регламентирует определенные, ограниченные сферы общественной жизни.

Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.

59) Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Основные признаки федеративного государства

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются 2 системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений. Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации, которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно. Например, в науке до сих пор нет единого подхода к тому, что представляет собой Европейский союз.

Особенности: