Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
Государственная политика в системе государственного управления.
Сферы государственной политики.
Объект и предмет государственной политики.
Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
Задания для СРС(5ч.):
1. Выполните тесты:
1) Согласно Конституции РФ, Российская Федерация есть…
а) федеративное государство;
б) правовое государство;
в) социальное государство;
г) все вышеперечисленные характеристики.
2) В зависимости от формы правления различают:
а) монархию и республику;
б) унитарное государство, федеративное государство и конфедерацию;
в) тоталитарное государство, авторитарное государство и демократическое государство;
г) все вышеперечисленные варианты.
3) В зависимости от формы государственно-территориального устройства различают:
а) монархию и республику;
б) унитарное государство, федеративное государство и конфедерацию;
в) тоталитарное государство, авторитарное государство и демократическое государство;
г) все вышеперечисленные варианты.
4) Какое из нижеперечисленных государств является унитарным?
а) ФРГ;
б) Швеция;
в) Швейцария;
г) Россия.
5) Какое из нижеперечисленных государств является федеративным?
а) ФРГ;
б) Швеция;
в) Австралия;
г) Греция.
6) Какое из нижеперечисленных государств является конфедерацией?
а) ФРГ;
б) Швеция;
в) Швейцария;
г) Греция.
2. Заведите глоссарий (словарь), выпишите в глоссарий следующие понятия: «государство», «общество», «правовое государство», «социальное государство», «государственный механизм», «государственный орган», «государственный аппарат», «форма правления», «форма государственно-территориального устройства», «государственный режим», «государственные учреждения», «функция государства», «глобализация», «децентрализация», «демократизация», «демократия», «государственная политика», «политический процесс», «общественная политика», «публичная политика», «политический цикл», «государственное администрирование», «государственный менеджмент», «ответственность», «институционализм», «внешняя среда», «внутренняя среда», «деловая среда», «организационная среда», «этика», «принцип», «моральный принцип», «этическая норма», «ценность», «моральные нормы», «этические стандарты поведения», «инфраструктура», «контроль», «кодекс», «дилемма», «коррупция», «государственная служба», «диалог». Выучить определения наизусть.
3. Изучить научные комментарии к Конституции РФ в части понятия «правовое государство» (при помощи справочной правовой системы «Консультант-плюс»).
Методические указания к изучению темы
Государственная политика в системе государственного управления.
Трудности выявления и анализа соотношения политики и государственного управления, помимо объективной сложности предмета, обусловлены многозначностью терминов, что имеет целый ряд причин, из которых здесь укажем особо на две. Первая причина – распространенность функциональных, рабочих определений понятий или интерпретации их содержания для частных задач исследования отдельных проявлений политической власти и государственного управления. Другим основанием многозначности понятий в современном обществознании является использование различных методологических подходов исследования.
В специальной литературе представлены следующие основные интерпретации содержания понятия политической власти:
– волевое отношение побуждения, насилия;
– деятельность субъектов этого отношения;
– совокупность субъектов этого отношения-деятельности;
– процесс реализации функций власти;
– совокупность (система) институтов власти, нормативно оформленных (не всегда и не только в законе и праве) субъектов политической власти и механизмов их действия;
– технология реализации функций политической власти (принципы, методы, приемы, средства).
Выделяют следующие существенные свойства политической власти:
– универсальность ее как начала, условия и средства жизни общества;
– способность проникать во все сферы и виды социальных отношений;
– способность функционировать на всех уровнях социальной системы, устанавливать и воспроизводить иерархичность;
– полисубъектность;
– многообразие материальных и духовных форм;
– многообразие персонифицированных и безличных форм;
– принимать различный социальный масштаб;
– полифункциональность;
– институционализированный характер;
– многообразие степеней формализации, институционализации и легализации;
– многообразие средств осуществления.
Понятно, что состав приведенных интерпретаций и свойств политической власти является неполным и открытым. Интересно то, что сами способы толкования содержания понятия «государственное управление» имеют много общего с приведенными трактовками политической власти.
Основные позиции по вопросу о сущности государственного управления сводятся к следующим:
– отождествление всех проявлений государственной власти (государственно-властной деятельности, воздействия) по отношению к обществу и государственного управления;
– отождествление исполнительной власти как вида государственной власти (иногда с оговорками на исполнительно-распорядительную деятельность ее органов и других субъектов государственной власти) и государственного управления;
– интерпретация государственного управления как одного из механизмов государственной власти «с помощью которого государство на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий (индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.) и удовлетворению интересов населения и его различных групп...»;
– государственное управление рассматривается как одна из властных структур – «особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции» – функции реализации политики – функции организации, планирования, координации, анализа, контроля и другие;
– государственное (муниципальное) управление – «система, в которой реализуются функции государственного и муниципального управления и которая включает: государственных (муниципальных) служащих, специалистов, объединенных в органы государственной власти и управления (самоуправления); использующих комплекс методов и средств управленческого воздействия и государственного регулирования; связи между органами власти и управления (самоуправления), объектом управления и внешней средой, которые определяются различными способами взаимодействия и потоками управленческой информации; документооборот, необходимый для выполнения функций, распределенных между органами власти и управления для достижения целей государства»;
– «административно-государственная деятельность» как «процесс достижения национальных целей и задач через государственные организации», в том числе администраторами службы всех ветвей власти; «осуществление государственной политики через систему административных учреждений, при котором ответственность за выполнение государственных решений спускается сверху вниз», т.е. как часть политического процесса;
– государственное управление как деятельность всех уровней органов исполнительной власти и учрежденных их высшими органами и законодательными органами независимых подразделений на всех уровнях их организации;
– «государственное управление является использованием управленческих, политических и правовых теорий и процессов применения законодательных, исполнительных и судебных правительственных полномочий для обеспечения функций регулирования и обслуживания как общества в целом, так и отдельных его сегментов»;
– «деятельность, заключающаяся в разработке и реализации политики правительственных и иных государственных органов, а также управление организациями и людьми, так или иначе вовлеченными в этот процесс».
Сферы государственной политики
Государственная политика классифицируется по таким основаниям: сферы общественной жизни – экономическая, социальная и пр.; уровни реализации политики – международная, общегосударственная, региональная, местная; функции политики – внешняя, внутренняя; структура и объемы воздействия – отраслевая, структурная, территориальная. По объектам воздействия каждый вид политики подразделяется на отдельные направления, например, социальная политика включает молодежную политику, геронтологическую политику, семейную политику и т. п. По характеру субъект-объектных отношений и уровню конфликтности различают распределительную, перераспределительную, регулирующую (протекционистская и конкурентная), административно-правовую, стратегическую, антикризисную политику.
Государственная экономическая политика совокупность взаимосвязанных мер, предпринимаемых органами государственной власти и управления в целях формирования определенного вектора развития экономики страны и решения социально-экономических проблем. Развитие национальной экономики есть цикличный процесс, для которого характерна последовательная смена следующих фаз: экономический рост (подъем), высокая экономическая конъюнктура, спад экономики, низкая экономическая конъюнктура. Состояние национальной экономики определяет тип государственной экономической политики.
Цели экономической политики многоплановы, ориентированы на достижение общенациональных целей. Общепризнанными целями государственной экономической политики считаются: обеспечение роста социально-экономической эффективности, т. е. рациональное и экономически выгодное использование ресурсного потенциала страны; обеспечение общеэкономического равновесия, которое предполагает баланс между четырьмя элементами – стабильностью цен, высоким уровнем занятости населения, соразмерным экономическим ростом и внешнеэкономическими операциями. Спектр целей государственной экономической политики значительно шире, что обусловлено непосредственным состоянием национальной экономики страны и другими факторами. В процессе формирования системы целей экономической политики обязательно учитывается взаимосвязь составляющих эту систему элементов (цели не могут быть взаимоисключающими).
Государственная социальная политика. Российская Федерация в соответствии с Конституцией является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Критериями для оценки степени социальности государства выступают: соблюдение права на свободу человека; гарантии в проведении государством последовательной социальной политики, ориентированной на реально возможные инвестиции «в человека»; обеспечение стандартов достойной жизни для большинства граждан; адресная поддержка наиболее уязвимых групп населения; гарантия создания благоприятных условий для реального участия граждан в выработке и социальной экспертизе управленческих решений на всех уровнях власти; соблюдение прав и гарантий, признающих и реализующих систему социального партнерства в качестве основного механизма достижения общественного согласия; гарантии социальной ответственности; соблюдение прав и гарантии, ориентированные на укрепление семьи, духовное, культурное, нравственное развитие граждан, на бережное отношение к наследию предков и преемственность поколений, сохранение самобытности национальных и исторических традиций.
Социальная политика реализуется государством в основных сферах социальных отношений: оплата, охрана, рынок труда, занятость и безработица; регулирование доходов населения; демография, семья, материнство и детство, молодежь; социальная защита; пенсионное обеспечение; социальное обслуживание; социальное страхование; образование, профессиональная переподготовка, повышение квалификации; наука; здравоохранение; обеспечение жильем, коммунальными и бытовыми услугами; культура; физическая культура, спорт, туризм; экологическая безопасность; защита социальных прав всех категорий граждан.
Государственная региональная политика является методологически наименее разработанным направлением государственной политики России. Под региональной политикой понимается система целей, задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны и механизм их реализации. В практике государственного управления России понятия «регион» и «субъект РФ» тождественны. Документ фиксирует основные цели, задачи региональной политики на долгосрочную перспективу, методы и формы реализации региональной экономической политики, основные положения региональной политики в социальной и экологической сферах, в области международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, рассматривает региональные аспекты национально-этнических отношений. В системе правового и институционального обеспечения государственной региональной политики имеется много пробелов и противоречий, политика бюджетного выравнивания, более 10 лет являющаяся генеральным направлением региональной политики, усугубила социально-экономическую дифференциацию регионов. Значимость и актуальность разработки инновационных мер реализации государственной региональной политики в настоящее время признана и на государственном, и на региональном уровне.
Объект и предмет государственной политики
Объекты государственной политики - это общественные явления, процессы, ситуации, факты, а также общественные силы, организации, лица, люди, на которых направлена деятельность субъектов государственной политики. Поскольку объектно-субъектная взаимосвязь в сфере политической жизни представляет собой органическое единство, поскольку сами субъекты политики являются и ее объектами. Так, человек есть главный субъект и объект политики; социальные группы, организации, движения, политические силы также выступают одновременно и как объекты политики, и как ее субъекты. Но правомерно говорить об объектах политики как относительно самостоятельных явлениях. Так, важнейшими объектами политики являются власть, вся политическая система общества. Наиболее общим объектом политики является общество в целом, все его ключевые социально-экономические процессы, а политика приобретает функцию.
Предметом государственной политики является власть и политика. Сама политическая наука включает в себя различные научно-политические ракурсы. В самом широком смысле в понятие политической науки включается история и теория политических идей, политическая философия, политическая идеология, политическая социология, политическая история, политическая экономия, политическая психология, политология, политическая антропология, политическая астрология, геополитика, международные отношения, политическое право и так далее.
- Министерство сельского хозяйства российской федерации
- Государственное управление и общественная политика Практикум
- Оглавление
- Введение
- Планы и задания для практических занятий
- Тема 1 Предмет, методология и методика курса «Государственное управление и общественная политика» (2 ч.)
- 4. Генезис и природа публичной власти и государственного управления.
- Тема 2 Политическая власть и государственное управление (4ч.)
- 2. Социальные функции государства и виды государственного управления: внутренние и внешние функции государства.
- 3. Система государственного управления (субъекты и объекты системы государственного управления).
- Тема 3 Современные концепции государственного управления (4ч.)
- 1. Теории административного управления
- 2. Либеральная и неолиберальная концепция государственного управления (теория Дж. Кейнса, концепции ф. Хайека, Дж. Гелбрайта).
- 3. Концепция «социального государства» (л. Фон Эрхард, в. Жискар д. Эстен).
- 4. Концепция рациональной бюрократии м. Вебера.
- 5. Теории организационного развития и современные концепции бюрократии.
- 6. Концепция нового государственного менеджмента.
- 7. Понятие «политические сети» и основные методологические основания концепции «политических сетей. Виды и типы политических сетей.
- Тема 4 Понятие публичной политики и ее акторы. Влияние видов политического режима (4ч.)
- 1. Понятие публичной политики и его интерпретации.
- 3. Политический режим и государственная власть
- 4. Авторитарные типы государственного управления
- 5. Демократический тип государственного управления
- Тема 5 Разработка государственной (публичной) политики и ее этапы (4 ч.)
- 3. Процесс принятия государственно-управленческого решения. Роль политических партий и бизнес-корпораций.
- Тема 6 Направления государственной (публичной) политики (4ч.)
- 1. Государственная экономическая политика
- 2. Государственная социальная политика
- 3. Государственная национальная политика
- 4. Государственная экологическая политика
- 5. Государственная политика в области безопасности
- 6. Международная политика государства
- Тема 7 Эффективность и контроль государственного управления (4ч.)
- 1. Понятие эффективности государственного управления
- 2. Оценка эффективности государственного управления
- 3. Критерии эффективности государственного управления
- 4. Контроль и надзор в государственном управлении
- 5. Система мониторинга государственного управления.
- Тема 8 Региональная политика и региональное государственное управление (4ч.)
- 1. Сущность регионального управления
- 2. Основные направления региональной политики
- 3. Регион как объект и субъект государственной (публичной) политики.
- 4. Особенности региональной политики и государственного управления в Республике Башкортостан.
- Тема 9 Государственная политика и общество (4ч.)
- 1. Формы участия граждан в государственной политике.
- 2. Политические партии
- 3. Группы интересов
- 4. Средства массовых коммуникаций и Интернет.
- 5. Общественное мнение
- Его основные признаки:
- Библиографический список