logo search
Диплом

Глава I. Общие положения

В ней указаны основные понятия средств массовой информации, упоминается о запрете цензуры и о запрете злоупотребления массовой информацией.

Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Здесь собраны все необходимые сведения о статусе, правах учредителя и регистрации средства массовой информации.

Глава III. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

В данной главе собраны сведения о правилах распространения СМИ, порядке регистрации и получение лицензии на вещание.

Глава IV. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ

В четвёртой главе собраны права запроса и получения информации, случаи отказа или отсрочки в предоставлении информации. А также указаны порядок и право на опровержение материала в СМИ, право на ответ.

Глава V. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Права и обязанности журналиста, порядок аккредитации, указаны недопустимые злоупотребления правами журналиста, а также правила использования скрытой записи.

Глава VI. МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

О доступе к материалам зарубежных средств массовой информации положении зарубежных корреспондентов.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Раскрывает порядок ответственность за нарушения законодательства о средствах массовой информации, возмещение морального вреда и случаи освобождения от ответственности.

Согласно 1 статье закона РФ о СМИ не подлежат ограничениям

– поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

– учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

– изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции СМИ.

Конечно, в статье 1 российского Закона о СМИ лишь намечены контуры понятия свободы массовой информации, раскрытия которого происходит на протяжении всего законодательного текста. Однако здесь зафиксировано главное: свобода информации, понятие которой почти повторяет положения статьи 19 Всеобщей Декларации прав человека; право частной собственности на средства массовой информации; свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.

Изменение политического строя в нашей стране предопределило и характер изменений в законодательстве о СМИ, в сравнении с бывшим Союзным.

В новых условиях свобода является главным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нее невозможен диалог между индивидов, обществом и властью. Политический плюрализм поощряет способность общества к саморазвитию, давая индивидов возможность формировать мнение, обсуждать и выбирать альтернативы поведения. По новому выстраивается и отношения СМИ с государством а в 1 части статьи 47 Закона о СМИ закрепляется право журналиста искать, запрашивать, получать и распространять информацию, излагать свои суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью, отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям.

Ряд положений закона о СМИ в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 29 действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации, принятой на референдуме 12 декабря 1993 г., «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».

Исключения из общего правила могут быть сделаны, во-первых, в законодательных актах РФ и республик, входящих в ее состав, а во-вторых, конкретно в законодательстве о СМИ, которое, в свою очередь, должно соответствовать федеральному Закону о СМИ.

Итак, Конституция РФ утверждает следующие принципы, гарантирующие свободу массовой информации:

A) Принцип непосредственного действия конституционных норм закреплен в статье 18 Конституции РФ. И хотя в формуле «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими» разработчики закона допустили юридическую неточность (непосредственно действующими могут быть не нормы, а права), ссылка на данную норму Конституции все же может быть использована в правоприменительной деятельности.

2) Принцип прямой имплементации норм международного права, закрепленный в пункте 4 статьи 15 Конституции. Согласно этой норме, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. В пункте 1 статьи 17 утверждается следующее: «В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам и в соответствии с настоящей Конституцией». Кроме того, каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (пункт 3 статьи 46). При этом на конституционном уровне закреплена общая норма, согласно которой устанавливается приоритет международных договоров, участницей которых является РФ, над положениями внутреннего законодательства (пункт 4 статьи 15).

Помимо норм статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, непосредственное влияние на содержание свободы массовой информации оказывает, в частности, Европейская конвенция о защите прав человека, статья 10 которой гласит:

«Каждый человек имеет право на свободу выражения своего мнения. Это право включает свободу придерживаться своего мнения, получать и распространять информацию и идеи без вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ. Эта статья не препятствует государствам вводить лицензирование радиовещательных, телевизионных и кинематографических предприятий.

Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями или штрафными санкциями, предусмотренными законом и необходимыми в демократическом обществе в интересах государственной безопасности, территориальной целостности или общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитет и беспристрастности правосудия».

Европейская Комиссия и Европейский Суд по правам человека также дали расширенное толкование понятия «выражение своего мнения», постановив, что оно распространяется не только на информацию и идеи, которые воспринимаются государством благожелательно или с безразличием, но и на те, что шокируют или вызывают беспокойство со стороны властей и части населения. Правда, «выражения» коммерческого характера в СМИ (т. е. реклама), хотя и попадает под действие статьи 10, но должна пользоваться меньшей защитой, чем собственно «политические» выступления . Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) также приняла ряд актов, направленных на защиту свободы массовой информации. К ним в первую очередь относиться резолюция 428 (1970), в которой перечисляются принципы, соблюдение которых способствует выполнению в интересах общественности функций СМИ:

1. Свобода выражения мнений должна распространяться на СМИ.

2. Свобода выражения мнений в СМИ должна включать свободу искать, получать, передавать, публиковать и распространять информацию и идеи.

3. Власти обязаны в разумных пределах предоставлять информацию по вопросам, представляющим интереса для общественности, а СМИ обязаны сообщать полную и исчерпывающую информацию о государственных делах.

4. Независимость СМИ от государственного контроля должны быть записана в законе; любое ущемление независимости допустимо только на основании решения суда, но не органов исполнительной власти.

5. Не должно быть ни прямой, ни косвенной цензуры печати или содержания телерадиопрограмм; ограничения могут налагаться лишь в пределах, разрешенных Европейской конвенции о правах человека.

6. Внутренняя организация СМИ должна гарантировать свободу ответственных редакторов выражать свое мнение, их независимость должна быть защищена.

7. Независимость СМИ должны быть защищена от угрозы со стороны монополий.

8. Ни частные предприятия, ни финансовые группы не должны иметь права на монополию в области СМИ и не следует разрешать образование монополии, подконтрольной правительству.

9. Необходимо принять специальные меры для обеспечения свободы иностранных журналистов, включая статус, обязанности, привилегии и защиту от произвольной депортации, что предполагает соответствующую. обязанность иностранных журналистов точно освещать события.

Указом Президента РФ Ельцина Б. Н. от 20 марта 1993 года этот акт наряду с Рекомендацией 748 (1975) «О роли национального вещания и управления им» и Резолюцией 820 (1984) «Об отношении парламентов государств со средствами массовой информации» был рекомендован в качестве образца всем государственным телерадиокомпания.

Перечисленные декларации поощряют «создание журналистами своих собственных независимых СМИ, деятельность и финансирование которых обеспечиваются самими журналистами и которые, в случае необходимости, получают поддержку в виде субсидий, предоставляемых на основе гласности и с гарантиями того, что финансирующие учреждения не вмешиваются в издательскую политику». Они призывают направлять международную помощь «на развитие печатных и электронных средств массовой информации, независимых от правительств, с тем, чтобы поощрять плюрализм», а государственным СМИ предоставить «статус, обеспечивающий их журналистскую и издательскую независимость в качестве открытых учреждений государственной службы».

3) Принцип независимости судебной власти, согласно статьи 1 Конституции, провозглашающей РФ правовым государством. На практике выполнение этого принципа должно выражаться в независимости судей и подчинении их только закону, публичности и гласности судебного процесса, его коллегиальности, участии представителей гражданского общества, состязательности и равенстве сторон, строгой регламентированности, возможности обжалования вынесенных решений.

Только суд полномочен решать вопросы о признании недействительным свидетельства о регистрации СМИ (часть 1 статьи 15), о прекращении и приостановлении деятельности СМИ (статья 16), о прекращении распространения продукции СМИ (часть 5 статьи 25), о возложении ответственности за нарушение законодательства о СМИ (статьи 58 – 60), о возмещении морального ущерба (статья 62). Дела, связанные с функционированием СМИ, помимо судов общей компетенции, рассматривает также Конституционный Суд РФ.

Принципы свободы массовой информации в более общем виде были зафиксированы и в других конституционных нормах. Так в общем контексте Конституции, интегрировав содержание других норма, норма свободы массовой информации обретает необходимую конкретность и системность. Так, пункт 1 статьи 29 гарантирует каждому свободу мысли и слова; пункт 3 – недопустимость принуждения человека к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них; пункт 4 – право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Защитные механизмы, которые в случае необходимости могли бы противостоять попыткам сворачивания информационного плюрализма, в том числе путем концентрации и монополизации средств массовой информации, конституционно закреплены в статьях 8, 34 и 35 Конституции, в которых идет речь о свободе экономической деятельности и праве частной собственности, а также в статье 13, предусматривающей, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Все вышеперечисленные нормативные акты призваны пресечь возможность урезания свободы массовой информации через нормотворчество того или иного субъекта РФ, но такая возможность все – таки существует из-за того, что некоторые конституционные формулировки довольно туманны и могут быть по-разному истолкованы. Общие положения, касающиеся свободы СМИ реализуются на практике лишь в том случае, если они детально прописаны в специальном законодательстве, определяющим систему правовых отношений СМИ и государства, СМИ и общества.

Систему правовых отношений средств массовой информации.

Систему правовых отношений, касающихся СМИ, можно определить в категориях теории права как массово-информационное право.

Согласно части третьей статьи 2 Закона о СМИ под средством массовой информации понимается «форма периодического распространения массовой информации». Категория правового статуса СМИ призвана отразить юридическое опосредование их фактического положения: сначала регистрируется СМИ, а потом уже редакция организуется в форме юридического лица в соответствии общим правилам Гражданского кодекса РФ. Структура правового статуса СМИ состоит из следующих основных элементов: правовое состояние, правосубъектность, статусные права и обязанности, гарантии их реализации.

Первая стадия на пути обретения правового состояния – учреждение СМИ, совершаемое по волеизъявлению управомоченного физического или юридического лица. Учредителем может быть любой совершеннолетний, гражданин РФ (за исключением отбывающих наказание по приговору суда и душевно больных, признанных судом недееспособными), а также любое объединение граждан, предприятие, корпорация, учреждение, государственный орган и т. д. Единственное существующее ограничение – деятельность учредителя не должна противоречить закону, что имеет иногда место, примером чему может служить Постановление Президиума Верховного Совета РФ «Об учреждении газеты Верховного Совета Российской Федерации «Юридическая газета России» от 23 июня 1993 г. №5573 – 1. В этом акте, сошлись сразу несколько нарушений Закона о СМИ. А именно:

Президиум как государственный орган был вправе учредить газету, но только свою. Действовать от имени Верховного совета как учредителя СМИ он мог лишь при наличии соответствующих полномочий, каковые из текста статьи 114 Конституции РФ не вытекали;

осуществить регистрацию газеты поручалось парламентскому комитету по СМИ, что противоречило статье 8 Закона о СМИ;

Постановлением утверждался главный редактор, которому поручалось представить в Президиум проекты устава газеты и договора между учредителем и редакцией, что противоречит статье 20 закона о СМИ, согласно которому устав редакции (а не газеты) сначала принимается на общем собрании коллектива журналистов и только затем утверждается учредителем. Причем, именно в уставе должен определяться порядок выбора главного редактора.

Вторая стадия – регистрация СМИ – носит не разрешительный, а уведомительный характер и начинается с подачи заявления учредителем или лицом, действующим по его полномочию. Уполномоченный государственный орган должен проверить законность учреждения СМИ как в материально-правовом, так и в процессуально правовом аспектах.

Регистрация не является обязательной для тех СМИ, которые создаются органами власти исключительно для издания официальных материалов и иных актов или выпускаются тиражом менее одной тысячи экз.

Заявка подается в регистрирующий орган в зависимости от территории распространения продукции регистрируемого СМИ. Так, согласно части второй статьи 8 Закона о СМИ, если продукция СМИ предназначается для распространения преимущественно на всей территории России, в нескольких субъектах федерации или за рубежом, то регистрация производится Министерством печати и информации РФ

(ныне – Комитетом РФ по печати и Федеральной службой по телевидению и радиовещанию). Если же основной аудиторией является населению субъекта Федерации или административно-территориальной единицы, то регистрация СМИ осуществляется соответствующими региональными властями.

Именно учредитель решает, для распространения на какой территории он предназначает продукцию регистрируемого СМИ.

Поскольку редакция СМИ может осуществлять свою деятельность лишь после его регистрации, поскольку территория распространения определяется исключительно в предположительном плане. Например, учредитель указал в заявлении, что намерен издавать газету только для одной области, однако фактически она стала всероссийской. Здесь нет нарушения закона, но есть необходимость перерегистрации по правилам статьи 11.

Закон говорит не обо всей территории распространения, например, тиража газеты (очевидно, что отдельные номера могут продавать или рассылаться по подписке практически повсюду), а о территории преимущественного распространения. Иными словами, для периодических печатных изданий речь идет о территории, на которой регулярно распространяется более половины тиража, а для аудиовизуальных СМИ – обеспечивается уверенный прием сигнала, несущего программу.

Заявление о регистрации подается в письменной форме, в нем должно указываться:

– название регистрируемого СМИ,

– сведения об учредителе (необходимо сообщить о достижении 18-летнего возраста, отсутствии ограничений в дееспособности, о наличии российского гражданства; если учредитель постоянно не проживает на территории РФ, то СМИ будет считаться зарубежным),источник финансирования, язык, адрес редакции, форма периодического распространения массовой информации, максимальный объем СМИ, примерная тематика и/или специализация СМИ.

При этом для СМИ, которые намерены специализироваться на сообщениях и материалах для детей и подростков, инвалидов, а также образовательного и культурно-просветительского назначения, причитается пониженный регистрационный сбор. Со СМИ, которое будет специализироваться на сообщениях и материалах рекламного и эротического характера, будет взиматься повышенный регистрационный сбор.

Регистрирующим органам запрещено предъявлять заявителю при регистрации какие-либо дополнительные требования, не предусмотренные Законом о СМИ.

Как уже было отмечено, регистрация СМИ носит уведомительный характер – указанные данные не надо подкреплять справками из банка или протоколами из типографии. Однако если у уполномоченного госоргана во время проверки законность учреждения СМИ в материально-правовом и в процессуально-правовом аспектах возникнут сомнения, то он имеет право потребовать от заявителя дополнительные документы.

Отказ в регистрации возможен :

1. Если заявление подано от имени субъекта, не обладающего правом на учреждение СМИ (иностранцем, лицом без гражданства, не проживающим постоянно в РФ).

2. Если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности. Для закона не имеет значения, на какой вопрос, по какой причине, умышленно или случайно заявитель дал неверный ответ. В то же время следует еще раз подчеркнуть, что на большинство вопросов заявитель может и должен отвечать в предположительном ключе.

3. Если примерная тематика или специализация СМИ представляет собой злоупотребление свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 (разжигание национальной, классовой, социальной, религиозной нетерпимости и розни и т. д. ).

4. Если уже зарегистрировано СМИ с тем же названием и той же формой распространения массовой информации. Цель данного запрета состоит в том, чтобы не создавать путаницу на рынке СМИ. Запрет на повторяемость является не абсолютным, а относительным. Так, например, под одним названием могут выходить и телепередача, и журнал. Можно учредить одноименную газету, но в другом регионе. Однако если одноименная газета уже зарегистрирована федеральным регистрирующим органом, то путь новой газете будет закрыт.

Большинство все имевших место случаев отказа в регистрации были именно по причине повторяемости названия.

ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ. Государственная Дума 236 голосами «за» (при 47 «против») в первом чтении приняла поправки в ст. 31 и 32 закона о СМИ, касающиеся лицензирования теле– и радиовещания. Эти поправки направлены на то, чтобы привести Закон о СМИ в соответствие с законом о лицензировании. Вступивший в силу с 11 февраля закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»5 не относит телерадиовещание к деятельности, на которую необходимо получать лицензию. Но в законе о СМИ (написанном 11 лет назад) получение теле– и радио вещателями лицензий предусмотрено.

Закон установил общественный порядок выдачи лицензий на теле– и радиовещание. Вместо Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию (что было предусмотрено законом о СМИ) около двух лет назад при Министерстве печати была создана Федеральная конкурсная комиссия, которая формировалась по другим принципам. Большинство членов этой комиссии – государственные чиновники. Во главе встал министр Михаил Лесин, который, в случае разногласий имеет право решающего голоса. Имея абсолютное большинство в Федеральной конкурсной комиссии, государство может оказать самое существенной влияние в вопросах медиа-политики любого конкретного СМИ. Можно сказать, что фактически Государственная Дума лишь утвердило действующий механизм, когда функции по лицензированию телерадиовещания принадлежат правительству, а следовательно и возможность «оценивать» и «судить» о полезности для общества того или иного СМИ, той или иной информации.

СМИ как субъект и объект права.

В заключении отметим, информационно-коммуникативные технологии являются одним из наиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XX века. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чем более прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношений власть-общество – СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдении демократии в государстве.

Поэтому такое большое значение, особенно в век новых информационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируют деятельность СМИ.

По своему духу российское законодательство о СМИ можно считать достаточно демократичным, позволяющим обеспечить реализацию СМИ своих функций.

Однако, имеющиеся еще в нем пробелы, недоработки, равно как и общая атмосфера «не обязательного» выполнения законов в стране, приводит к тому, что демократический потенциал СМИ оказывается часто не задействован, а сами они по-прежнему не редко попадают под влияние и контроль властных структур или коммерческих организаций.

Одним из условий демократического общества является открыть информации органов государственной власти и местного самоуправления. В определенной мере отношения, возникающие в этой области, регулируются Федеральным законом от 13 января 1995 года № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации».  Этим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с распространением государственными средствами массовой информации материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти

РФ и субъектов Федерации.

Под государственным федеральным средством массовой информации понимается средство массовой информации, учредителем котором выступает федеральный орган государственной власти, под государственным региональным средством массовой информации — средств массовой информации, учредителями которого выступают федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти субъектов Федерации либо только органы государственной власти субъектов Федерации.  Под информационными программами понимаются ежедневные теле- и радиопрограммы новостей, за исключением авторских информационно-аналитических программ.  Нормами Федерального закона «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах мае совой информации»предписывается пресс-службам федеральных органов государственной власти вести аудио- и видеозапись всех официальных мероприятий с участием Президента РФ, заседаний Сове и Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ и его Президиума. Для таких записей устанавливается бессрочный режим хранения. Записи закрытых мероприятий производятся и хранятся в coответствии с требованиями законодательства РФ.  Журналистам средств массовой информации предоставляется право ознакомиться с записями и снять копии с них, кроме записей закрыты мероприятий.  Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации обязаны обеспечивать распространение следующих теле- и радиопрограмм в полном объеме не менее чем по одному обще российскому телеканалу и одному общероссийскому радиоканалу и удобное для телезрителей и радиослушателей время, но не позднее чем через двадцать четыре часа с момента совершения соответствующих событий:  обращений и заявлений Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ, трансляция которых предусмотрена соответствующими федеральными органами государственной власти;  Государственные аудиовизуальные средства массовой информации включают в информационные программы в день, когда состоялось соответствующее событие, сообщения о решениях и действиях: Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы.  Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечивать оперативное информирование телезрителей и радиослушателей об официальных визитах глав иностранных государств или правительств в Российскую Федерацию, а также об официальных визитах за рубеж Президента РФ, делегаций Совета Федерации и Государственной Думы, Правительства РФ.  Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны еженедельно, за исключением времени, когда заседания Совета Федерации и Государственной Думы не проводятся, выпускать в эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному и ( общероссийских радиоканалов обзорные информационно-просветительские программы продолжительностью не менее 45 минут об итогах работы Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и Комиссий, депутатских объединений в Государственной Думе, о проведении парламентских слушаний, об истории и о практике российского и зарубежного парламентаризма, об укреплении российской государственности, о содержании и применении основных положений Конституции РФ, законов и иных правовых актов, принимаемых в Российской Федерации.  Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечить прием этих программ телезрителями и радиослушателями на территориях всех субъектов Федерации.  Сообщения о заседаниях Совета Федерации и Государственном Думы, Правительства РФ или его Президиума должны сопровождаться видеорядом данного заседания, если видеосюжет технически подготовлен к передаче в эфир.  Государственные региональные средства массовой информации должны по просьбе избранного по территориальному избирательному округу депутата Совета Федерации либо депутата Государственной Думы, либо депутата Государственной Думы, которому данный регион определен для работы его депутатским объединением в Государственной Думе, предоставлять им возможность выступления по месту их избрания один раз в два месяца по телеканалу и один раз в месяц по радиоканала, и собственно это все.  Государственные федеральные аудиовизуальные средства массовой информации должны не реже одного раза в месяц выпускать и эфир по одному из общероссийских телеканалов и по одному из обще российских радиоканалов программы дебатов представителей депутатских объединений в Государственной думе.

Участие журналиста (журналистов) соответствующего средств массовой информации в таких программах обязательно.  Участники дебатов должны соблюдать принятые ими правила про ведения дебатов и не допускать оскорбительных высказываний в отношении друг друга.

Контроль за соблюдением органами государственной власти и государственными аудиовизуальными средствами массовой информации требований законодательства РФ о порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации осуществляется в соответствии с федеральными законами.  Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций осуществляет контрольные полномочия в отношении государственных аудиовизуальных средств массовой информации исключительно путем анализа записей теле- или радиопрограмм после их выхода в эфир.

Действия, нарушающие установленный Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» порядок освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, могут быть обжалованы в суд.

Лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут административную или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.  Споры, вытекающие из нарушения установленного порядка освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации, разрешаются судом, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законом.