1.1. Понятие и сущность pr-деятельности в органах государственной власти
Связи с общественностью (PR) - неотъемлемая часть института управления, играющего значительную роль, как в промышленных, так и в правительственных кругах. Функции связей с общественностью применительно к государственному управлению, как правило, не несут в себе политической направленности .
"Паблик рилейшнз" - управленческая деятельность, направленная на установление взаимовыгодных, гармоничных отношений между организацией и общественностью, от которой зависит успех функционирования этой организации.
"Паблик рилейшнз" - установление двустороннего общения для выявления общих представлений или общих интересов и достижения взаимопонимания, основанного на правде, знании и полной информированности.
"Паблик рилейшнз" побуждает людей верить в сердечные, добропорядочные цели корпорации, показывается, как корпорации ищут доверия и доверительных отношений с публикой, общественностью.
Деятельность любого PR-профессионала непосредственно связана с работой с печатным словом и подготовкой всей совокупности PR-документов. Грамотное использование методики их написания становится одним из базовых условий профессиональной состоятельности PR-специалиста. Особую роль играет не только умение писать, а скорее знание, как и когда, использовать различные PR-документы: когда и в какой форме готовить пресс-кит, а когда ограничиться пресс-релизом или информационным письмом. Соответствие формы подготавливаемого PR-документа моменту - важный элемент профессиональной PR-культуры.
Теперь рассмотрим PR в органах государственной власти.
Органы государственного управления - необходимая часть современного общества. Госаппарат создается обществом для оказания гражданам ряда услуг, которые иным образом предоставляемые были бы неэффективны: правосудие, общественный порядок, здравоохранение и образование, культура, национальная оборона, социальные программы, охрана окружающей среды, транспорт.
Деятельность органов государственной власти затрагивает все стороны жизни общества и потому зависит от работы с общественностью. Спецификой работы госструктур является то, что они призваны отражать интересы страны в целом, всех граждан или значительной их части. Если бизнес изначально ведется в интересах собственников и ориентируется на нужды потребителей, то государство не может преследовать интересы узкой группы. В этой широте своей целевой аудитории - и преимущества и проблемы работы госаппарата.
PR в государственный органах - это, в первую очередь, связь с общественностью в органах государственной власти, а также информационно-коммуникационная политика государства, основанная на организации и институализации некоммерческих связей и взаимодействия, отношений с политическими и общественными объединениями и организациями, средствами массовой информации, в целях создания условий для развития институтов гражданского общества и защиты национальных интересов.
К преимуществам относятся широкий охват интересов, широкая социальная база, а к недостаткам - невысокая сфокусированность на жизненных интересах каждого отдельного гражданина и сложности обеспечения баланса конкурирующих интересов различных частей общества.
Также PR в органах государственной власти имеет определенные цели, задачи и направления.
Русаков А.Ю. выявляет общие цели PR в органах государственного управления, такие как:
1.информирование граждан о деятельности государственного органа;
2.информирование госаппарата о состоянии общественного мнения;
3.побуждение граждан участвовать в государственных программах (голосование, защита окружающей среды);
4.побуждение бизнеса и общественных организаций участвовать в подготовке и реализации государственных программ;
5.информационная поддержка эффективного взаимодействия ветвей государственной власти в интересах общества;
6.обеспечение благоприятного отношения и поведения международной общественности и международных организаций в отношении страны
Задачами PR в органах государственной власти, по мнению М.П.Бочарова, являются:
1. выявление проблем в сфере распространения информации и налаживания коммуникации как внутри организации, так и во внешних отношениях;
2. управление исходящей информацией;
4. тщательный выбор как стратегических направлений информационной деятельности, так и конкретных задач каждой ПР-акции;
5. обеспечение обратной связи [6, с.198].
Повсеместно находит признание необходимость иметь эффективную службу по связям с общественностью в федеральных органах власти. Именно такая практика и установилась в работе аппарата правительственных учреждений многих стран, причем названия и круг полномочий этих служб могут быть различными. Например, при Министерстве обороны РФ имеется начальник службы по связям с общественностью, у Министерства финансов РФ - пресс-секретарь и заведующий информационным отделом. В других учреждениях эти информационные службы могут называться по-иному.
В России сегодня практически каждый орган государственного управления федерального уровня и уровня субъекта федерации имеет свою службу связей с общественностью, пресс-службу, пресс-секретаря или ответственного за эту функцию. Эти службы информируют общественность о работе органов государственного управления, представляя новости в СМИ, готовят публичные выступления официальных лиц, организуют проведение круглых столов и других форумов, ведут работу с целевыми группами общественности (бизнесом, общественными организациями, лидерами мнений).
А.Н.Чумиков приводит конкретные направления деятельности служб по связям с общественностью в органах государственной власти:
1. установление, поддержание, расширение контактов с гражданами и организациями;
2. информирование общественности о существе принимаемых решений;
3. анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органов власти;
4. прогнозирование социально-политического процесса, обеспечение органов власти прогнозными аналитическими разработками;
5. формирование благоприятного имиджа власти и должностных лиц.
Деятельность PR, осуществляемая госструктурами, должна строиться исходя из двух принципов. Во-первых, демократическое государство должно отчитываться о своей деятельности перед своими гражданами. Во-вторых, эффективное государственное администрирование требует активного участия и поддержки граждан. Распространенной проблемой работы госаппарата во всех странах является апатия граждан, недостаток доверия и сопротивление проведению решений госаппарата в жизнь. Актуальная задача госаппарата любой страны - обеспечение вовлеченности граждан в решение проблем общества: обеспечение экономической стабильности, снижение преступности, безработицы, рост уровня жизни населения. Успешная подготовка и реализация решений госаппарата зависит от уровня общественной поддержки его инициатив, в том числе и на международном уровне
Таким образом, позиции граждан и их объединений в PR-взаимодействии со структурами власти реально могут оказаться намного слабее, чем во взаимодействии с коммерческой фирмой. Государство, его структуры располагают большими возможностями влияния на граждан, в том числе с помощью PR, чем коммерческая фирма. Вместо равноправного диалога здесь гораздо чаще может иметь место продвижение со стороны структур власти нужных ей установок и моделей поведения. Соответствующим образом меняется технология взаимодействия гражданина и власти с помощью PR, возникает понятие "эффективности PR".
Известный философ и политолог Э. Ален считал, что самой эффективной является такая власть, которая получает одобрение свободного человека, точнее, свободное одобрение свободного человека. Способствование свободному одобрению гражданами действий и политики структур власти, поддержка властей конкретными действиями граждан является главной целью, критерием эффективности работы PR-служб в демократическом обществе .
- «Смоленский государственный университет»
- Дипломная работа
- Глава 1. Теоретические аспекты организации взаимодействия органов государственной власти и сми
- 1.1. Понятие и сущность pr-деятельности в органах государственной власти
- 1.2. Нормативно – правовые основы организации взаимодействия органов государственной власти и сми
- Глава I. Общие положения
- 1.3.Модели и методы взаимодействия органов государственной власти и сми
- Глава 2. Эффективность взаимодействия органов государственной власти и сми (на примере отдела по работе со сми, Департамента по внутренней политики Смоленской области)
- 2.1 Характеристика деятельности примере отдела по работе со сми, Департамента по внутренней политики Смоленской области.
- 2.2.Оценка эффективности деятельности отдела по работе со средствами массовой информации.
- Обобщенная характеристика основных мероприятий Государственной программы и подпрограмм
- Обоснование ресурсного обеспечения Государственной программы
- Применение мер государственного регулирования в сфере реализации Государственной программы
- 2.3 Оценка эффективности деятельности отдела Управления общественных связей и информационной политики по Смоленской области по работе со средствами массовой информации.
- Глава 3. Совершенствование взаимодействия органов исполнительной власти в Смоленской области со сми.
- 3.1 Тенденции развития информационной политики в Смоленской области.
- 1.Граждане и информационное обеспечение в регионе.
- 2. Взаимодействие органов государственной власти и сми:
- 3.2 Рекомендации по совершенствованию взаимодействия органов государственной власти и сми в Смоленской области.